Будет ли успешным новый авиарейс из Гомеля в Москву? Вспоминаем и сравниваем

Будет ли успешным новый авиарейс из Гомеля в Москву? Вспоминаем и сравниваем

29.09.2023 в 16:45
Александр Лычавко, Blizko.by

Авиакомпания «Белавиа» объявила о начале полетов из Гомеля в Москву. Раньше все такие рейсы не задерживались в расписании, и направление довольно быстро закрывали. Blizko.by изучил, какие шансы на успех у нового авиарейса, сравнил со старыми ценами и с ценами на поезд.

Будет ли успешным новый авиарейс из Гомеля в Москву? Вспоминаем и сравниваем

Когда и как летим?

Авиакомпания «Белавиа» сообщает: рейсы из Гомеля в Москву стартуют 29 октября этого года. Полеты будут выполняться три раза в неделю: по вторникам, пятницам и воскресеньям.

Вылет из Гомеля запланирован на 20:00, прибытие в Москву — в 21:25. Обратный вылет из Москвы — в 17:40, прибытие в Гомель — в 19:05.

Самолеты не будут все время ходить челноком между Гомелем и Москвой, здесь рейсы будут выполняться по схеме «треугольник». Сначала самолет летит из Минска в Москву, оттуда в Гомель, потом из Гомеля возвращается в Москву, а затем в Минск.

Почему рейс должен стать популярным?

Гендиректор компании Игорь Чергинец рассказывает:

— Мы рассчитываем, что маршрут Гомель – Москва будет востребован как пассажирами, которые путешествуют по своим личным вопросам, так и представителями бизнес-среды. Гомель — второй по величине город в Беларуси, с развитой инфраструктурой и большим экспортным потенциалом. За прошлый год, по официальным данным, свыше 52% экспортных поставок пришлось именно на Российскую Федерацию. Цифра, которая говорит о крепких деловых контактах между Гомелем и российскими регионами.

Несмотря на кажущуюся близость Гомеля и Москвы, два города разделяет приличное расстояние, которое «по земле» можно преодолеть за 7-8 часов. Полет из Гомеля в Москву займет менее полутора часов.

Важна не только скорость самого полета, но и скорость добирания из аэропорта до города. Гомельский аэропорт — самый близкий к городу из всех международных (то есть, областных) аэропортов страны. До городской границы — всего 3,5 километра, а до железнодорожного вокзала — 12 километров. Гомельчанам ехать до аэропорта намного ближе и быстрее, чем минчанам.

Кроме того, впервые почти за два десятка лет полеты будут выполняться в самый ближний к Москве аэропорт — Внуково (расстояние до МКАД — 11 километров). Тем боле что всего три недели назад прямо в аэропорту открылась станция метро Солнцевской («желтой») линии. Теперь от центра Гомеля до центра Москвы можно будет попасть намного быстрее, чем раньше.

Но ведь самолеты из Гомеля в Москву летали и раньше? Что с ними стало?

Население Гомеля — 502 тысячи человек, что почти сравнимо с населением всего Вильнюса (582 тысячи). И тем более удивительно, что такой большой город десятилетиями не имеет стабильных, регулярных авиарейсов куда бы то ни было. Нет, нельзя сказать, что из Гомеля совсем ничего никуда не летает: чартерные рейсы на юга выполнялись и выполняются. Но это чартер, на них просто так билет не купишь. А вот с «регуляркой» у Гомеля все плохо.

Для сравнения: Каунас — второй по величине город Литвы (320 тысяч жителей) — в прошлом году перевез 22% всех пассажиров (1,16 миллиона человек), которые прилетали или улетали из Литвы; из Каунаса можно было улететь регулярными рейсами по 31 направлению.

Гомель столько наберет, только если сложить все рейсы, начиная с 1992 года — то есть, за последние 30 лет.

За последние два десятка лет было всего 5 попыток наладить регулярные авиарейсы в Москву, причем три из них случились в 2005–2009 годах, а потом был перерыв почти в десять лет. Если не ковырять совсем уж древние времена, а ограничиться только тем, что было в «нулевых» и позже, то история полетов из Гомеля в Москву получится вот такой.

Осенью 2005-го компания «Гомельавиа» запускает рейс из Гомеля во Внуково — фактически, копия того, что будет делать «Белавиа» через месяц. Но тогда билет в одну сторону стоил 80-90 долларов, а туда-обратно — 150 долларов. Это очень большие деньги и для Гомеля, и вообще для Беларуси тех лет, когда средняя зарплата была очень далека от мемных «попиццот». Тем не менее, этот рейс можно назвать самым успешным за все последующие годы: он продержался в расписании с 25 ноября 2005 года до 15 июня 2006-го. Летали на турбовинтовых Ан-24.

Следующим летом компания «Полет» из Воронежа снова пытается запустить рейсы из Гомеля в Москву, на этот раз в Домодедово. Билеты еще дороже: в одну сторону — 110-130 долларов, места повышенной комфортности — 195 долларов, а туда-обратно — 250 долларов. Полеты выполнялись на турбовинтовых самолетах SAAB-2000, но продержались в расписании лишь чуть дольше месяца: с 6 августа по 12 сентября 2007 года.

Очередная попытка — спустя еще два года. Снова «Гомельавиа», на этот раз в Домодедово, и снова на Ан-24 («более других» у компании просто не было). Билеты продавались по такой схеме: первые 5 билетов — по 60 евро, следующие 10 — по 85 евро, следующие 10 — уже по 94 евро, и все остальные (еще 25 в сумме) — по 99 евро. Самолеты летали трижды в неделю начиная с 9 июля 2009 года, но уже осенью все полеты прекратились.

И вот в следующий раз что-то из Гомеля в Москву полетело лишь 9 лет спустя. Авиакомпания S7 запустила рейсы трижды в неделю на не очень большом, но уже не пропеллерном самолете Embraer-170 на 78 мест. Билеты стоили от 72 евро в одну сторону и от 90 евро туда-обратно. Рейс выполнялся с 1 июня по 30 сентября 2018 года, после чего авиакомпания самостоятельно отозвала допуск (разрешение) на эту линию.

Наконец, последняя на сегодня попытка. Авиакомпания Nordwind совместно с Ikar осенью 2021-го года начала продажу билетов на рейсы в московский аэропорт Шереметьево с частотой три раза в неделю. Безбагажные билеты в одну сторону стоили от 31 евро, а с багажом — от 51 евро. Билеты туда-обратно стоили от 58 евро (без багажа) и от 96 евро (с багажом). На рейс компания выставила самолет Boeing 737-800NG вместимостью 186 кресел, — меньших в парке перевозчика просто не было. Возможно, именно это привело к тому, что вылеты часто отменялись и переносились, и всего с 10 ноября по 5 декабря 2021 года было выполнено лишь 10 рейсов и перевезено около 1.000 человек (то есть, средняя загрузка составила лишь 54% — с такими показателями рейс обречен быть убыточным).

Впрочем, была и еще одна попытка-заявка. Еще осенью 2015 года российский лоукостер «Победа» получил от «Росавиации» допуски на полеты из Гомеля в Москву, и гомельский аэропорт подтвердил, что ведет переговоры о ежедневном рейсе. Но в мае 2016–го «Победа» вдруг самостоятельно отзывает допуски на этот маршрут. Год спустя (осень 2017) «Росавиация» снова выдает «Победе» допуск на ту же линию, плюс Департамент по авиации при Минтрансе Беларуси тоже выдал разрешение. Была объявлена и дата начала полетов: 16 февраля 2018–го, но билеты так и не поступили в продажу. Ни одного рейса по этому маршруту «Победа» так и не выполнила. И вот чуть менее двух недель назад «Победа» получает новый допуск на эту линию, из-за чего многие СМИ написали, что компания начинает летать из Москвы в Гомель. Но выдача допуска, как мы видим, не всегда приводит к старту рейсов.

Так, допуск на все ту же линию Москва – Гомель еще с лета 2013–го был у российской авиакомпании «РусЛайн», но полеты так и не начались, и «Росавиация» аннулировала допуск три года спустя. Аналогичные допуски были у компаний Red Wings, «ИрАэро» и «Оренбуржье», но те тоже ни одного рейса не выполнили, и допуски были отозваны.

Действующие допуск все еще есть у компаний Nordwind, S7 и «Победа».

А сейчас какие будут тарифы?

Сейчас «Белавиа» обещает такие цены. По тарифу «Промо» билет в одну сторону будет стоить от 25 евро, туда-обратно — от 61 евро. Но это «Промо»: число билетов ограничено, продаются они только на сайте (не в кассах), а лететь можно лишь по 20 декабря включительно.

Что касается обычных цен, то на тарифе «Лайт» билеты в одну сторону будут стоить от 44 евро в одну сторону и от 81 евро туда-обратно. Эти билеты уже можно купить и в кассах. Обратите внимание, что это безбагажный тариф: можно взять только ручную кладь в салон — одно место массой не более 10 килограммов.

Мы проверили наличие билетов и получили такую картину. В один конец: тариф «Промо» — 87 рублей (25 евро), «Лайт» — 153 рубля (44 евро), «Смарт» — 208 рублей (60 евро), «Флекс» — 708 рублей (205 евро), «Бизнес» — 1.503 рубля (435 евро).

Видно, что тарифы чуть выше тех, что предлагал Nordwind (если сравнивать безбагажные с безбагажными и багажные с багажными), но зато и самолет заявлен гораздо меньшей вместимости: Embraer 175 на 78 мест (включая 12 в бизнес-классе).

Плюс, как мы уже отмечали, теперь самолеты полетят в самый ближний к Москве аэропорт, в который ходят не только дорогие электрички «Аэроэкспресс», но и обычное метро.

А может, лучше поездом?

Сейчас Гомель и Москву связывает лишь один прямой поезд: ежедневный №55 Гомель – Москва, который идет через Оршу. Еще пару лет назад в ходу был поезд №76 через Брянск, но его отменили.

Билеты в плацкарт стоят 131–145 рублей (38–42 евро), в купе — 169 рублей (49 евро), в СВ — 339 рублей (98 евро). То есть по промо-тарифу в «Белавиа» можно улететь дешевле, чем стоит билет в плацкарт, а вот купе сравнимо по цене с безбагажным авиатарифом «Лайт», но зато в поезд можно взять немалых размеров и веса багаж и в придачу выспаться. Поезд в пути 11 часов 57 минут.

Метки: