С «тёплой кнопкой» и не только. На МАЗе рассказали об особенностях троллейбусов с автономным ходом, один из которых уже ездит по Гомелю

01.05.2020 в 20:56
Подготовила Ирина Мясникова, "Минск-новости", фото Петра Вербицкого

На МАЗе корреспонденту агентства «Минск-Новости» рассказали об особенностях троллейбусов с автономным ходом.

Минский автомобильный завод завершает поставку троллейбусов с автономным ходом для ГП «Минсктранс». Всего, в соответствии с договором, до конца апреля 2020 г. таких машин должно поступить в распоряжение столичных транспортников 70 единиц. Отгрузка последних двух состоялась в конце апреля.

Как пояснили в управлении продаж пассажирской техники (УППТ) ОАО «МАЗ» — управляющая компания холдинга «БЕЛАВТОМАЗ», отгрузка товара производится сразу в троллейбусные парки Минска, где после обкатки и наладки техника принимается в эксплуатацию. Первые бесконтактные троллейбусы «МАЗ» начали поступать в «Минсктранс» в январе текущего года и были направлены в Троллейбусный парк № 4, где во время открытия нового депо в жилом районе Уручье состоялась своеобразная презентация новинки Минского автозавода. Затем бесконтактные троллейбусы, поступившие от производителя, столичные транспортники распределили по разным районам города. Так, 21 единица реализована в Троллейбусный парк № 4 (ул. Харьковская, 16), еще 17 — в 5-й троллейбусный (ул. Солтыса, 26). Парки № 3 (ул. Гурского, 17) и № 2 (ул. Ванеева, 31) получили по 16 троллейбусов, причем в последнем поставленная техника находится в стадии приемки и на линию еще не выходила.

Следует отметить, что развитие электротранспорта — общемировая тенденция. Поэтому Минский автозавод на протяжении последних лет расширяет линейку своей продукции, включая в нее технику с электроприводом. На сегодняшний день предприятие выпускает две модели троллейбусов — полунизкопольный МАЗ-103Т и низкопольный МАЗ-203Т. Второй, к слову, и эксплуатируется в белорусской столице.

Принцип работы такого вида транспорта и его главное отличие от обычного троллейбуса состоит в том, что машина на ходу получает заряд электричества, который накапливается в блоках литиевых батарей. Однако в определенный момент троллейбус может отключиться от токоприемника и далее ехать автономно — запаса хода хватает более чем на 20 км. Это позволяет расширять маршрутную сеть в новых микрорайонах без прокладки контактных сетей и одновременно повышает эффективность использования действующей сети. К тому же троллейбус с автономным ходом более маневренный, поэтому столичные транспортники стараются задействовать его на наиболее загруженных маршрутах.

Как рассказал заместитель директора Центра перспективных разработок по автобусам ОАО «МАЗ» Иван Войтешонок, модель троллейбуса МАЗ-203Т разработана на базе 203-го автобуса, которых в Минске работает не одна сотня.

— Троллейбусы унифицированы с ними по агрегатной базе. Многие запчасти подходят и для автобусных, и для троллейбусных парков. Поэтому было решено сделать троллейбус именно на базе МАЗ-203, — пояснил он. — По троллейбусной части — это все те же токоприемники. Принципиальное отличие заключается в электродвигателе. Техника оснащена системой автономного хода. На ней установлены тяговые аккумуляторы, которые позволяют проехать от 20 до 40 км, в зависимости от дорожных условий и температуры на улице, — и это с учетом работающего в полную силу кондиционера летом и отопления зимой.

По словам И. Войтешонка, вся сборка таких троллейбусов осуществляется на Минском автомобильном заводе. Доля отечественных комплектующих в них довольно большая: прежде всего это кузов, стекла, элементы экстерьера и интерьера. Что касается ходовой части, то электродвигатель и передняя ось — белорусского производства, иностранного — разве что задняя ось и некоторые компоненты тормозных систем, более современных — с электронными помощниками.

Несмотря на то что бесконтактные троллейбусы «МАЗ» визуально похожи на своих собратьев производства «Белкоммунмаша», в салоне имеется ряд отличий. Самая, пожалуй, удивительная для пассажиров опция нового троллейбуса — кнопка адресного открытия дверей, в городском общественном транспорте столицы она еще не применялась. С помощью этой «теплой кнопки» пассажир может войти или выйти из троллейбуса через определенную дверь, не задействуя все их сразу, если на остановке немноголюдно. Это позволяет в условиях холодной погоды сохранять тепло в салоне, а летом — прохладу от кондиционера, что для троллейбуса с автономным ходом особенно важно, ведь отопление и вентиляция отнимают у батареи примерно столько же энергии, сколько и сам ход машины.

Для водителей такого транспортного средства также предусмотрен ряд преимуществ. Например, на крыше расположены камера и подсветка. Таким образом, водитель может видеть токоприемник и подключаться к контактной сети не выходя из салона. Во время высадки и посадки пассажиров с дверных камер на табло у водителя выводится изображение.

Надо сказать, троллейбусы «МАЗ» с увеличенным запасом автономного хода Минск получает впервые, хотя в свое время (10–15 лет назад) автозавод уже поставлял «Минсктрансу» троллейбусы предыдущего поколения. При этом аналогичные машины уже знают и в нашей стране, и за рубежом.

В Беларуси впервые бесконтактные троллейбусы появились в Гродно три года назад, сейчас в этом городе они работают уже на нескольких маршрутах. Только за прошлый год МАЗ поставил транспортникам областного центра 10 таких машин, сообщили в УППТ предприятия.

— Правда, в них используются энергонакопители другого типа и применена несколько иная планировка салона, — уточнили в управлении.

Также в 2019 году один троллейбус, аналогичный тому, что курсирует в белорусской столице, был реализован в Гомель. Кроме того, троллейбусы «МАЗ» с автономным ходом активно эксплуатируются в Украине. Они там идут под маркой «Днiпро Т-203». Машины собираются на мощностях ПО «Южмаш» (г. Днепр) и являются модификацией белорусского МАЗ-203Т. На совместном производстве собрано уже более 50 троллейбусов с автономным ходом, которые курсируют во многих городах Украины.

Метки:

Обсуждение

Новости партнёров

Загрузка...