Никто не любит часы пик в дорожном движении. Ни владельцы частных автомобилей, ни тем более пассажиры общественного транспорта. В это время по некоторым улицам автобусы идут медленно, людей в салоне много. Но одно дело, когда ехать некомфортно, а другое – невозможно. О том, что часы пик тяжело даются жителям новостроек в 94-м и 96-м микрорайонах, председателю Гомельского горисполкома Петру Кириченко в ходе прямой линии рассказала местная жительница. Мэр поручил специалистам вопрос изучить и принять решение о необходимости корректировки существующих маршрутов.
Вечерним часом пик с точки зрения дорожного движения принято считать время с 16:00 до 19:00. К этому времени взрослые возвращаются с работы, а дети – из школ, кружков и секций. К половине шестого занимаю позицию на остановке «ул. Белого» (по направлению – из города), чтобы принять участие в обследовании пассажиропотока с начальником отдела ЖКХ Гомельского горисполкома Павлом Млынарчиком и заместителем начальника отдела организации перевозок и движения ГП «Гомельоблпассажиртранс» Еленой Каминской. С первых рядов будем наблюдать, насколько полными въедут в 94-й и 96-й микрорайоны автобусы.
Вторник, 18 февраля. 17:35. Прибывает автобус № 58.
Снаружи легко заметить, что салон почти пустой.
Елена Каминская, используя технические критерии, увиденное переводит в цифры: наполняемость – примерно 35 процентов. Следующим к остановочному пункту прибывает автобус № 12. На часах – 17:41. Сидячие места заняты.
Несколько пассажиров стоит. Местами через боковое стекло можно увидеть стекло противоположное. Делаю вывод, что свободные места в автобусе ещё есть.
«Наполняемость – 70 процентов», – даёт более точную оценку представительница «Гомельоблпассажиртранса».
12-й автобус в 17:58 оказался заполнен наполовину – 50 процентов…
В целом с 16:00 до 19:00 на остановку «Ул. Белого» из разных районов города прибыло 25 автобусов. Заполнены они были максимум наполовину. Напряжения среди пассажиров не замечено. «С чем же тогда связаны обращения гомельчан?» – интересуюсь у специалистов.
– Обследование пассажиропотока по всему городу, особенно в микрорайонах-новостройках, проводится на постоянной основе и по обращениям граждан, – говорит Елена Каминская. – В частности, на этой же остановке работники нашего предприятия мониторили автобусы 13 февраля. Как раз в тот день была зафиксирована максимальная, 100-процентная, заполняемость автобуса на маршруте № 12, время 17:52, который ехал, что называется, «битком». В салоне было много детей. Хотя в следующем 12-м автобусе на 18:04 уже было достаточно мест – 70 процентов наполняемости.
Имея противоречивые данные, обращаемся к тем, кто на личном опыте каждый день проверяет эту самую наполняемость, – к местным жителям.
Людмила Карпова из дома № 30 по улице Белого живёт здесь девятый год:
– Ситуация с автобусами складывается по-разному. Иногда в них довольно свободно, но некоторые бывают настолько переполнены, что детки стоят на самой подножке. Или же ученики 41-й школы не все могут зайти в автобус, поэтому идут пешком. От чего это зависит, я не знаю.
Вы бы лучше утром посмотрели, а не вечером. Утром я сажусь на остановке «Каленикова» на рейс в 7:37 и иногда вишу на подножке. Часто бывает, что середина автобуса не так и заполнена, но пройти нельзя, потому что очень много маленьких детей, боишься их придавить. Если же в школе каникулы, то хоть и не часто, но можно даже сесть. На работу я еду в сторону вокзала напрямую. Обратно же добираюсь с пересадкой, потому что рабочий день заканчивается в 17:15, а прямой автобус № 58 идёт в 17:43. Полчаса зимой или в дождь ждать не будешь. Еду до «Коминтерна», а дальше тем, что приедет.
Мне кажется, хорошим решением было бы закольцевать двойку. А ещё не мешало бы наладить сообщение в сторону Клёнковского.
На мой взгляд, можно добавить автобусов и в выходные. Например, № 42а ходит всего три раза. Я езжу к родителям в «пятый». Там и магазинов больше, и цены ниже, чем в нашем продуктовом. А автобус идёт только три: в 9 часов, 12 и последний в 17. Сейчас дети на выходных посещают кружки, мероприятия. И я своего ребёнка в вечернее время не всегда могу отправить, потому что нечем доехать назад.
Непонятно для меня и то, почему в выходные «двойка» едет как экспресс, и проездной в ней не действует. То есть я плачу за проездной, а в выходной день не могу им воспользоваться. Хотелось бы понимать, зачем принимали такое решение в отношении маршрутов, где в субботу и воскресенье очень мало автобусов.
Татьяна Молодцова стала местной жительницей около двух лет назад: – Утром еду на автобусе № 58 на 7:20. Он почти всегда переполнен, потому что много детей – с велосипедами, самокатами, колясками, даже есть ребята в инвалидных креслах. В наших микрорайонах много детей, и им приходится ездить в школы и сады по всему городу.
Валерий Одинцов:
– По мне, так 12-й и 58-й автобусы ходят нормально, когда на работу или с работы едешь. А в выходные гораздо хуже. Мы с бабушкой ездим на улицу Полесскую.
Сначала на № 12 садимся, потом делаем пересадки. 57-й ходит только в будни и только по утрам.
Среда, 19 февраля. Для чистоты эксперимента присоединяемся к специалистам следующим утром. Место встречи – остановочный пункт «Ул. Белого», но с противоположной стороны. На часах 6:30. Елена Каминская инструктирует:
– До восьми часов здесь пройдёт 22 автобуса, которые разъедутся в различных направлениях. Транспорт приходит с интервалом от 2 до 12 минут.
Не заставляет себя ждать № 12. К остановке он подходит в 6:43.
Из свободных – немного мест стоя. «Наполняемость – 80 процентов», – записывает в специальный бланк Елена Каминская. На часах 6:51, и к остановке приближается автобус № 57.
Все сидят, два-три человека стоят – итого 30 процентов. Меньше чем наполовину оказался заполненным автобус № 42, приехавший в 6:55.
Потом неожиданный перерыв: после того, как автобусы шли один за одним, 10 минут ожидания кажутся часом. Причина выясняется сразу. С 10-минутным опозданием подходит автобус № 12, заполненный на 80 процентов (позже выяснилось, что задержка произошла из-за технической неисправности).
Не проходит минуты, как приезжает ещё один – точно по расписанию и почти пустой.
В установленное время подходит автобус: № 58 следующий на вокзал, забит наполовину. Как и зелёная «гармошка» с надписью «Родительский маршрут».
Рекордсменом в это утро стал автобус № 12, прибывший к нашей остановке в 7:17.
Заполнен на 90 процентов и очевидно, что пассажирам в нём тесно. Чуть свободнее (наполняемость – 70 процентов) оказался 12-й, который подъехал в 7:30. Прибывший на одну минуту раньше 58-а оказался ещё свободнее: его показатель – меньше 50 процентов.
– На данной остановке мы проводили обследование пассажиропотока 4 февраля, – поделилась ранее собранными данными Елена Каминская. – Ни один из рейсов не достиг показателя 100 процентов. Максимальная наполняемость – 80–90 процентов – наблюдалась с семи до восьми часов, когда школьники ехали в учреждения образования.
Что касается случаев, когда автобус приходит раньше или позже, то их разъясняют Правила автомобильных перевозок пассажиров. Транспортное средство может приехать на три минуты раньше и на пять позже. Это следует учитывать при планировании поездки.
Хорошее подспорье в построении маршрута – мобильное приложение «Транспорт.BY». С его помощью можно в реальном времени спрогнозировать прибытие того или иного автобуса.
Спешащие на работу гомельчане в ожидании транспорта отказываются фотографироваться и вести с нами беседы. Но все вместе тему «наполняемости» охотно обсуждают:
– То, что сейчас автобусы не забиты, не показательно, так как у младших классов дополнительные каникулы, а многие дошколята из-за простуд сидят дома. Обычно всё по-другому. Очень часто, чтобы уехать, приходится стоять на нижней ступеньке. В автобусах – малыши, самокаты, коляски. То, что сейчас свободно, объяснить можно только каникулами.
Компетентно: начальник отдела ЖКХ Гомельского горисполкома Павел Млынарчик:
– В ходе мониторинга критической наполняемости в автобусах выявлено не было. Мы все понимаем, что нормативная наполняемость МАЗа-«гармошки» более 160 человек, и, когда люди говорят, что не хватает мест, если заполнены сиденья, это неправильно. Но, учитывая обращения граждан, принимая во внимание, что потребность населения растёт, в строящихся микрорайонах мониторинг пассажиропотока будет продолжен. Также рассматриваются варианты добавления единиц подвижного состава в раннее утреннее время и оптимизация маршрутной сети Гомеля с целью увеличения транспортных средств в новых микрорайонах, в том числе 94-м, 96-м за счёт перераспределения существующего транспорта.