"Распсиховался, деньги не взял, дверью хлопнул и поехал". Проверили на себе, берут ли маршрутчики сумки с "передачками"

“Распсиховался, деньги не взял, дверью хлопнул и поехал”. Проверили на себе, берут ли маршрутчики сумки с “передачками”

29.04.2019 в 15:25
Василий Волков, ABW.by, фото автора использованы в качестве иллюстрации

Наверняка многим нашим читателям доводилось пользоваться услугами маршрутного такси. И хотя при упоминании маршруток на ум приходит именно городской транспорт, сегодня речь пойдет о длительных рейсах. А если конкретно, то о поездках из Минска в областные и отдаленные от столицы города.

Совсем недавно один из сотрудников редакции попал в конфликтную ситуацию: помимо непосредственно прайсов на поездку у водителей существует фиксированные цены на “передачку” в виде небольшого рюкзака или сумки.

“Заказывал одну штуку в интернет-магазине. У них среди способов быстрой доставки была маршрутка, именно этим способом я и решил воспользоваться. Передали вещь, маршрутку сфотографировали, номер водителя дали. Про стоимость доставки мне не сказали ни слова, а свою покупку я оплачивал им на карту, поэтому безо всяких опасений отправился забирать свой товар.

В общем, встречаю водителя, забираю посылку. Из вежливости спрашиваю, дали ли ему хоть какую-то денежку. Говорит, не давали. У меня с собой денег практически не было, поэтому я выгреб из карманов просто всю мелочь, получилось около 3 рублей в сумме, но водителю это явно не понравилось. Он начал психовать, типа зачем мне твоя мелочь, у нас такса на “передачку” – 5 рублей. Я показал ему историю переписки с интернет-магазином в Viber, где ничего про стоимость доставки написано не было. По итогу он окончательно распсиховался, деньги никакие не взял, дверью хлопнул и поехал”.

История показалась нам довольно интересной, поэтому один из наших журналистов отправился на основные остановочные пункты маршрутчиков, чтобы проверить, возьмут ли его сумку в качестве “передачки”, а если да, то сколько это будет стоить…

Первым делом я поехал на вокзал, так как на моей памяти там всегда выстраивается огромная очередь людей с сумками.

В этот день ничего нового не было: все так же много маршруток и желающих попасть на нужный рейс.

Недолго думая, сразу же отправился к первой попавшейся маршрутке, которая следовала до Лиды:

– Здравствуйте, вы водитель?

– Да

– Мне нужно завтра отправить небольшую сумку в Лиду, можно это как-то сделать?

– Звоните в диспетчерскую и договаривайтесь.

– Понятно…

– Ну или завтра приходи, будем разговаривать.

Первый блин все-таки можно назвать комом, так как цену узнать мне не удалось. Однако это можно списать на загруженность водителя, который старательно проверял наличие пассажиров по заявкам через интернет. Во всяком случае конкретного отказа не было, а мне сказали приходить уже с сумкой по факту. Двигаюсь дальше.

Через метров 10 от маршрутного такси, следующего до Лиды, стояли еще две маршрутки, которые отправлялись в Могилев. Водители тоже очень спешили, но в этот раз заинтересовались моим предложением:

– Подскажите, на выходных нужно отправить сумку в Могилев.

– Когда?

– Завтра около 18 часов.

– Завтра подойдешь к нему (показывает на своего напарника из другой маршрутки). Вот, запомни это лицо и  этот бус.

– А сколько это будет стоить? Там небольшая сумка.

– 5 рублей.

Вот так просто мне удалось договориться. Пока я беседовал с этими водителями, еще парочка маршруток успела отъехать от вокзала, поэтому по пути к следующей точке я решил последовать совету первого маршрутчика и позвонить в диспетчерскую службу, хотя изначально такой вариант мне казался провальным.

Как ни странно, оператор не сказал, что передавать сумки водителям категорически запрещено: “К сожалению, наша компания не занимается посылками, поэтому этот вопрос нужно решать непосредственно с водителем”.

Следующей точкой, куда я отправился, стала улица Толстого, где вдоль дороги стояли два пустых буса с табличками “Гродно”.

– Здравствуйте, вы до Гродно едете?

– Сегодня только до Новогрудка еду, а завтра в Гродно.

– Мне сумку нужно передать.

В разговор подключился напарник маршрутчика.

– Ну сегодня передавай, он завтра все отвезет.

– Да-да, завтра в Гродно буду в 11 часов дня. Только это сейчас нужно передавать уже, я скоро уезжаю.

– Ясно, а сколько это будет стоить?

– 5 рублей.

Уже начало складываться впечатление, что действительно существует некий тариф, по которому принимают “передачки”. Окончательно убедиться в этом мне помогло следующее популярное место отправки – станция метро “Институт Культуры”.

Там было еще больше маршрутных такси, как соответственно и людей, которые ожидали отправления в абсолютно разные города: Мозырь, Барановичи, Фаниполь, Могилев, Волковыск, Гомель, Слуцк.

Моё появление с просьбой отвезти сумку в другой город явно не было там чем-то удивительным. Ввиду того что по легенде отправить “передачку” мне нужно было на следующий день, некоторые водители действовали по схеме “есть сумка – есть разговор”: “Завтра приходи, все обговорим”.

Но были и те, кто оставлял свои номера телефонов и сразу озвучивал стоимость – 5 рублей. Сумму больше никто из маршрутчиков не предлагал, а вот насчет того, чтобы поторговаться, вопрос остается открытым. Возможно, если бы мне действительно нужно было передать сумку, удалось бы немного скинуть цену.

Ещё на момент разработки материала я решил уточнить у своих знакомых, которые часто ездят в другие города именно таким способом, приходилось ли им сталкиваться с необходимостью срочно передать сумку или что-нибудь еще через водителей маршруток. 

“Такими услугами я периодически пользуюсь, причем уже давно, – признался один из товарищей. – Через маршрутчиков мне доводилось передавать тормозные диски, фары, просто сумки с вещами. Все, что нужно сделать, – найти ближайшую по времени маршрутку. И все. Ситуаций с тем, чтобы у меня не приняли сумку или отказались, вообще никогда не было. Пару раз только просили подойти к следующему водителю, так как свободного места уже просто не оставалось.

Передавал очень много на Мозырь, на Бобруйск, в Славгород, Витебск. Про деньги обычно разговор заводят сами водители, такса – 5 рублей. Сговорившись по ценнику, уже обычно я фотографировал “номера” маршрутки и обменивался контактами с водителем.

Лично у меня никогда не спрашивали, что находится в сумке, – просто брали и складывали в багажник. Тут, кстати, тоже есть свой нюанс. Есть несколько видов маршруток: в одних багажное отделение меньше, чем в других. Так вот, в тех, где оно поменьше, сумки иногда просто складывают в проходе”.

Возможно, у некоторых из наших читателей возникнет вопрос: “А что вообще в этом плохого?”

В первую очередь это безопасность пассажиров, за которой, как правило, в маршрутных такси вообще никто не следит. Это касается и сложенных в проходе сумок, и того, что их содержимое вообще не проверяется.

Более того, Правила автомобильных перевозок пассажиров обязывают водителя “не допускать нахождения в транспортном средстве вещей, не принадлежащих членам экипажа или пассажирам”.

С другой стороны, для многих это удобный способ быстро и недорого переправить нужную вещь в другой конец страны. Понятен и интерес водителей маршруток, которые таким образом пытаются заработать. 

Понять и простить? Или наказать? Наверняка ответы на данные вопросы найдутся в комментариях.

Обсуждение