В Дзержинском районе все водители тракторов, а также их механики и руководители сельских хозяйств предупреждены – игры закончились: уже с понедельника за нарушения сельхозтехникой Правил дорожного движения будут применяться максимально жесткие, обусловленные законодательством, санкции. О последних предупреждениях и неоднозначной реакции водителей – репортаж из рейда с сотрудниками районной ГАИ.

Для госавтоинспектора отдела ГАИ Дзержинского РОВД Алексея Панченко рабочий день (это тот самый, который большинство жителей страны считает законным выходным) начался с семинара с руководителями районных учреждений образования. Дело нужное – каникулы, дети остаются без присмотра. А за последний год статистика по району не идеальная. Были и ДТП с участием детей, и травмы. Совещание затянулось на полтора часа. «Было, о чем поговорить, – кратко подвел итоги Алексей Юрьевич, подходя к служебной машине и приглашая сесть в салон. – Но сегодня у нас другая задача. По всему району идут заключительные сельхозработы. Где-то вывозят с полей бураки. Где-то вносят удобрения. Завершается распашка. Чисто по-человечески работников хозяйств я понимаю. Пока еще держится погода, нужно успеть завершить подготовку к зиме. Вот-вот зарядят дожди, станет холодно. Вот и торопятся».

Тракторист шаблонно показывает документы на технику, водительское удостоверение. Начинает беспокоиться лишь, когда Алексей Панченко подзывает к торцу плуга. Тот заляпан грязью, обвешан космами пожухлой травы. А вот ни фонарей, ни фликеров нет. Ни одного. Дальнейший диалог вызывает немало вопросов:
– Где опознавательные знаки?
– Так конструкцией не предусмотрено!

– А мы ночью не ездим, так-то!
– Я прекрасно знаю, что у вас работа сдельная. Не будете успевать – и ночью поедете. Пока что предупреждаем, со следующей недели начнем наказывать. И вас, и руководство хозяйства.

Мы садимся в машину и движемся к деревне Боровики. У меня вопрос: действительно, как оснастить габаритными огнями прицеп, который «по заводу» ими не оборудован? Допустим, попадется в колхозе рукастый мастер, соорудит кустарные осветительные приборы, а ему та же ГАИ изменение конструкции вменит… Алексей Панченко охотно признает, что здесь нужно находить компромисс:
– Некоторые экземпляры сельхозтехники разрабатывались десятки лет назад. Тогда и движение не было таким интенсивным, и трактора в ночную смену особо не работали. С некоторых пор ситуация изменилась. Мы не призываем моментально отказаться от устаревших агрегатов, они со временем сами уйдут. Но решать проблему с их обозначением на темной дороге нужно.

Прошлой осенью плуг-прицеп стал причиной идентичной аварии возле деревни Завшицы Солигорского района. А примерно за месяц до этого в соседнем – Слуцком – районе – водитель «Тойоты» попытался обогнать трактор. Да вот не увидел, что за ним катится все тот же злосчастный плуг-прицеп. По всему видно, что дорожно-транспортные происшествия с участием сельхозтехники уже давно перестали быть случайностью и вышли в разряд закономерностей.
– Что делать трактористу, если его техника на самом деле не обозначена габаритными огнями? – возвращаюсь к своему вопросу.
– Недавно мы получили около 50 килограммов светоотражающей бумаги на клейкой основе. Такая применяется для обозначения дорожных знаков и ограждений. Я лично объехал все районные предприятия агропромышленного комплекса и раздал этот материал механикам. Дело нескольких минут – вырезать несколько квадратиков и наклеить на раму плуга, прицепа, культиватора.

– Мое дело маленькое – сказали, я и поехал.
– А если полную машину людей на ночной трассе в труху перемелешь? Чье это дело будет? В тюрьму захотел? – стращает госинспектор. – Я вашему руководству выдавал фликеры. Где они?
– Так в кабине трактора лежат…
Алексею Панченко по долгу службы горячиться нельзя. А вот тракторист начинает нервничать. Тащит инспектора к плугу, просит показать, где именно ему повесить светоотражающие элементы. Вопрос, нужно признать, с подковыркой. Я смотрю на заднюю часть плуга – на ней от земли нет живого места. Даже неспециалисту ясно, что в рабочем положении навесное оборудование полностью уходит под почву. Никакие фликеры больше одной смены не продержатся.
– Гражданин водитель! Если нет возможности оснастить технику этими элементами, придумайте съемную конструкцию! Каждый раз после работы вешайте на свой плуг. Не доводите до беды.

– А вообще, довольно грустно осознавать, что из-за сущих мелочей порой случаются страшные катастрофы, – подводит итог госинспектор. – Ведь не сложно наклеить на плуг хотя бы стикер. Пусть хоть каждый раз новый перед выездом на дорогу общего пользования! Сезон сельхозработ у нас длится недолго.



































