Инвестор на скоростной трассе М10 от Гомеля до Калинковичей. Чего ждать кроме взимания платы?

Инвестор на скоростной трассе М10 от Гомеля до Калинковичей. Чего ждать кроме взимания платы?

20.04.2018 в 22:20
Александр Нестеров, "СБ. Беларусь сегодня"

В околоавтомобильной среде одной из самых обсуждаемых тем последней недели стала судьба трассы М–10 граница России (Селище) — Гомель — Кобрин. Вернее, ее отрезка протяженностью 85 километров на участке от Гомеля до Калинковичей.

Фото: РУП «Гомельавтодор»

Предполагается, что его будет реконструировать и затем эксплуатировать негосударственная компания. Подобный почин для нашей страны в новинку, потому, наверное, и вызывает вопросы. И даже опасения: в интернете появилась петиция с требованием запретить передачу государственных дорог частникам. Дескать, ранее граждане своими налогами уже заплатили за эту трассу, так почему они должны выкладывать деньги и за проезд по ней? При ближайшем рассмотрении оказалось, что все совсем не так. Подробности выяснил корреспондент «СБ».

В Минтрансе, честно говоря, удивляются: откуда этот сыр–бор? О планах реконструкции трассы М–10 с привлечением частных инвестиций известно достаточно давно. Это пилотный проект, но реализовывать его предполагается в соответствии со вступившим в силу еще 2 июля 2016 года Законом «О государственно–частном партнерстве». Заметим, участок трассы государство не отдаст насовсем, а передаст в пользование на 20 лет. После этого дорога вновь перейдет под полный государственный контроль.

Частный партнер должен будет найти деньги на проектирование, строительство, эксплуатацию и содержание участка. А это примерно 200 миллионов долларов. Впоследствии ему компенсируют средства на амортизацию кредитов и возвратят вложенные суммы. Кроме того, после ввода участка в эксплуатацию будут выплаты за техническое обслуживание, управление и текущее содержание дороги. Разница между этими выплатами и реальными расходами и составит прибыль частного партнера. Но для этого он должен будет оптимизировать все виды работ. Чем качественнее построено шоссе, тем меньшие расходы он понесет и, соответственно, тем больше заработает. Контролировать частника будут по полной программе — как и государственные организации, на балансе которых находятся сети республиканских автомобильных дорог. За недоработки накажут рублем — уменьшат размеры выплат.

Да, реконструированный 85–километровый участок трассы М–10 станет платным. Но все разговоры о том, что размеры платы будет устанавливать частник, беспочвенны, уверяет первый заместитель министра транспорта и коммуникаций Алексей Авраменко:

— В стране давно выстроена и эффективно работает система электронного сбора платы за проезд транспортных средств по автомобильным дорогам, которых у нас около 1.600 километров. Никто ее менять не собирается. Прежний принцип открытия новых участков сохранится и впредь: дорога реконструируется, и только затем взимается плата. Так будет и с трассой М–6 Минск — Гродно, и с участком М–10. Белорусским владельцам легковых автомобилей беспокоиться вообще не о чем — проезд для них не будет стоить ничего. Специальных тарифов для отдельных участков вводить тоже не предполагается. А плата, которая будет взиматься после реконструкции отрезка трассы М–10, будет использоваться как источник возврата денежных средств инвестору.

Какую трассу выбирать для движения транзитникам — дело каждого: в Минтрансе напоминают, что сеть автодорог в стране разветвленная и есть возможность прокладывать альтернативные маршруты.

Инвестор на проект реконструкции участка автомобильной дороги М–10 будет определен на альтернативной основе — открытый международный конкурс планируется объявить через 2––3 месяца. Пока международные консультанты от Европейского банка реконструкции и развития завершают подготовку комплекта документации. Но уже сейчас ясно, что реальными соискателями станут только крупные компании, располагающие серьезными ресурсами и готовые работать на долгосрочную перспективу. По словам Алексея Авраменко, заинтересованные и, что немаловажно, опытные претенденты уже есть — из России, Евросоюза, Китая, Южной Кореи. Конкурс будет идти на понижение цены. Если победитель по всем параметрам устроит белорусскую сторону, то можно ожидать начала реконструкции отрезка трассы М–10 уже в 2019–м. Работы надолго не затянутся — максимум на два года, таковы условия.

А что же дальше? Южный транспортный коридор, основу которого составляет трасса М–10, имеет протяженность около 600 километров, и далеко не везде дорога в приличном состоянии. Алексей Авраменко обещает преобразования:

— На определенных участках предполагаются плановые ремонты, но в целом дорогу необходимо восстанавливать, там достаточно старое покрытие. Делать это нужно по частям, приводя ее в соответствие с необходимыми параметрами. Есть участки, где нужно думать о первой категории. Но где–то трасса М–10 останется в нынешнем формате. Тем не менее долгосрочные перспективы у дороги куда более серьезные. Южный транспортный коридор Беларуси может стать частью масштабного международного инфраструктурного проекта, призванного соединить скоростным автотранспортным сообщением Китай, Казахстан, Россию, Беларусь и страны ЕС. Наше министерство рассчитывает, что данная дорога в будущем превратится в высокоскоростную трассу европейского уровня.

Справка

Реализация проекта государственно–частного партнерства «Реконструкция автомобильной дороги М–10 граница Российской Федерации (Селище) — Гомель — Кобрин с 109,9 по 195,15 км» позволит получить четырехполосную проезжую часть категории 1В на протяжении 85,25 км, вдвое повысить пропускную способность на этом участке, сократить время в пути и увеличить нагрузку на ось в соответствии со стандартами Евросоюза (11,5 т на ось).

Обсуждение