В Гомельской области за месяц выявлено более 1.000 нарушений, совершенных мотоциклистами. Это самый высокий показатель в стране.
Гибель инспектора
Полтора месяца назад в Гомеле погиб сотрудник ГАИ. 30 апреля наряд ДПС на мотоциклах BMW нес службу по обеспечению безопасности дорожного движения. Внимание привлек молодой человек, ехавший на «Хонде» без номерных знаков. Требования об остановке, проблесковые маячки и сирену водитель проигнорировал. Напротив — прибавил скорости. Погоня завершилась трагически. Мотоцикл одного из сотрудников столкнулся с автомобилем. Смертельно травмированный инспектор Евгений Мартюшков скончался в реанимации.
Водителем «Хонды» оказался 20–летний житель Речицы. Прав на управление мотоциклом он не имел, ранее не раз нарушал ПДД. К слову, установить его личность инспекторам помогли участники мотодвижения.
8 мая в регионе началось специальное комплексное мероприятие «Мотоциклист».
— По состоянию на 10 июня выявлено 1.023 нарушения, — сообщили о результатах в УГАИ УВД Гомельского облисполкома. — 57 мотоциклистов находились в нетрезвом состоянии. 195 — не имели водительских удостоверений. 72 мотоцикла помещены на штрафстоянку. На 60 — наложен арест.
Профилактическое мероприятие продолжается. В числе прочего предусмотрена сплошная проверка водителей мотоциклов, скутеров, мопедов. А также отработки гаражных массивов, зон отдыха и различных увеселительных заведений. Срок завершения операции не обозначен. Возможно, она продлится до конца мотосезона.
И мотор ревет
За пять месяцев по вине водителей мототранспорта в регионе произошло 5 ДТП, в которых ранены семь человек. Не обошлось и без жертв. Совсем недавно в Светлогорском районе погиб 19–летний парень. Не имея удостоверения, поздним вечером он ехал на мопеде. И врезался в припаркованный у обочины МАЗ.
Если рассматривать ситуацию по стране в целом — новостные ленты пестрят сообщениями об авариях с участием мотоциклистов.
Одна из закономерных причин — увеличение их количества. Только в Гомельской области зарегистрировано более 69 тысяч единиц мототранспорта. Плюс энное число неучтенных колес, бороздящих в основном сельскую местность.
На спортивных байках по деревням, конечно, не гоняют. Зато на ходу сделанные еще в СССР мопеды. Кстати, регистрировать их и иметь водительские права тогда не требовалось. Многие относились к ним так же, как к велосипеду: всегда под рукой, чтобы быстрее подскочить на ферму или сгонять на дискотеку в клуб.
Новые правила, требующие постановки на учет, техосмотр, наличие мотошлема инспекторам ГАИ пришлось разъяснять словом и штрафом для тех, кто не понял. Интерес к мотоциклам растет. Правда, из горячих и не всегда защищенных шлемом голов выветривается очевидный факт. О том, что в их не всегда опытных руках один из самых опасных видов транспорта. Молодые, а порой совсем юные мотоциклисты игнорируют ПДД и элементарный здравый смысл. Им ничего не стоит отправиться кататься ночью с неисправными фарами. На дорогах они маневрируют как душе угодно, выезжают на тротуары и пешеходные дорожки. И, конечно же, главный бич — превышение скорости. Не секрет, что часть байкеров садятся на мотоцикл именно ради нее.
Не станем обобщать, но принцип «в семье не без урода» никто не отменял. Пара–тройка лихачей, с ревом носящихся ночью по улицам, бросают тень на все мотосообщество. И как раз такие наездники обычно провоцируют погони. Чем они могут закончиться, наглядно показал трагический случай. Однако и отпускать неадекватных гонщиков с миром — не вариант. За рулем может находиться пьяный, который через километр–другой совершит ДТП. А то и вовсе преступник, угнавший байк. Как это было в прошлом году во время разбойного нападения в Гомельском районе.
— По возможности мы фиксируем нарушение на видео, а уже затем проводятся разбирательства, — описывает алгоритм командир роты батальона ДПС ГАИ УВД Гомельского облисполкома Валентин Коноплицкий. — Составляем протокол, доставляем мотоциклы на штрафстоянку. Обычно они изымаются у нетрезвых водителей и у не имеющих удостоверений. Также практикуем скрытый надзор, ведем профилактическую работу.
Воспитание и наказание
Вопрос об эффективности административных мер, как обычно, порождает дискуссии. В свое время введение конфискации авто и уголовной ответственности за повторное управление в нетрезвом состоянии позволило несколько снизить остроту проблемы. Но кардинально она не решена.
Причины ужесточения отношения к мотоциклистам–нарушителям вполне очевидны. Главное при этом избежать перегибов, на которые регулярно жалуются байкеры. К слову, участников организованных мотоклубов в ГАИ называют образцовыми водителями. Ездят они аккуратно, останавливаются по первому требованию. А бывает, и сами помогают привлечь к ответственности нетрезвых водителей.
Ежегодно проводятся встречи за «круглым столом» — полезность диалога неоспорима. И все же отношения небезоблачны. Достичь абсолютного взаимопонимания удается не всегда. Претензии есть у обеих сторон.
Руководитель гомельского отделения мотоклуба «Ночные волки» Павел Канин считает тему чрезвычайно глубокой:
— Мотоциклистов нужно прежде всего воспитывать. И начинать задолго до того, как они получат права. Наш клуб старается поддерживать мотосекции, где дети начинают знакомство с техникой в 13 — 14 лет. К шестнадцати они уже уверенно ездят и без проблем сдают экзамен в ГАИ. Уверен, что и ПДД такие мотоциклисты нарушают куда реже.
Впрочем, права подтверждают лишь навык вождения. Куда больше безопасность на дороге определяется уровнем дисциплины и ответственности, отношениями между участниками движения. Занятий по программе автошколы для воспитания культуры вождения недостаточно. Кстати, при Советском Союзе старшеклассники имели возможность освоить автодело во время занятий на учебно–производственных комбинатах. А в 18 лет — сдать экзамен в ГАИ.
— Мне сложно сказать, почему в Гомельской области больше всего нарушений, — рассуждает Канин. — Назвать какие–то конкретные факторы я не могу. По опыту общения с мотоциклистами в разных регионах могу отметить, что как водители они отличаются. И на дороге это проявляется. По стилю вождения, в характере взаимоотношений. По большому счету, то, что мы имеем, — это последствия воспитания. Или его отсутствия. Нужно запускать длительный образовательный процесс. Пока же его нет, кардинально ситуация не переломится. Будем иметь все ту же печальную статистику.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена без письменного разрешения редакции. Цитирование разрешено при наличии гиперссылки.