Гомельчанка после ДТП продала останки своего Ford, а тот "переродился" в другое авто

Гомельчанка после ДТП продала останки своего Ford, а тот “переродился” в другое авто

18.04.2018 в 10:30
Наталья Журавлевич, ABW.by

“Зачем вы, Татьяна Петровна, номера на машине перебиваете?” Реальные истории о “прогнившем механизме” счет-справки.

Мы пишем о продаже машин через оформление счетов-справок настолько часто, что кажется: подними любого нашего читателя среди ночи, он четко разложит все плюсы и минусы такого перехода права собственности.

Но нет. Письма на эту тему все равно регулярно приходят на редакционную почту. В них поднимаются вопросы, ответы на которые найти затрудняются даже профессиональные юристы.

А еще есть автомобилисты, которые вообще не обременяют себя поисками различий между оформлением договора купли-продажи в ГАИ и выпиской счета-справки в комиссионном магазине. “Сервис сейчас на высшем уровне! Даже в очереди стоять не надо! Тебе договор купли-продажи заключат еще на улице перед ГАИ!” – это не выдумка, а реальный отзыв недавних посетителей МРЭО в Ждановичах.

Поэтому мы сегодня опять говорим о счете-справке. Рассказываем, как продавец, согласившийся на ее оформление, может оказаться фигурантом административного, уголовного и гражданского дела. Думаем, почему неплохой и нужный договор комиссии в нашей действительности таит столько рисков и что нужно сделать, чтобы исправить ситуацию. И конечно же, ищем ответы на ваши вопросы.

Наш собеседник – адвокат Наталья Майко:

– Самое главное, что продавец должен понимать, соглашаясь на оформление счета-справки, – ее подписание не означает перехода права собственности. Продавец остается собственником машины до тех пор, пока покупатель не поставит автомобиль на учет на свое имя. Отсюда все возможные риски. Расскажу о них на конкретных примерах.

1. Регрессный иск от страховой за вред в ДТП

Недавно в консультацию за советом обратился парень, чей отец еще в 2009 году продал автомобиль по счету-справке. Машину никто так и не поставил на учет. Недавно водитель-“бесправник” попал на этом автомобиле в ДТП и скрылся. Где он сейчас – никто не знает. Страховая компания выплатила пострадавшему компенсацию по договору обязательного страхования, а затем предъявила регрессный иск собственнику. Потому что страховым компаниям нет никакого резона искать виновного. А продавец не может даже к этому поиску привлечь милицию, подав заявление об угоне, ведь это тоже не соответствует действительности – он же сам отдал эту машину.

В итоге адвокату ничего не оставалось, как посоветовать человеку идти в страховую компанию и договариваться о рассрочке. А что делать? В суд пойдешь – взыщут еще и проценты за пользование чужими деньгами, госпошлину и расходы, если таковые будут. А выиграть такое дело практически нет перспектив. Ведь в законе все сказано предельно понятно.

Статья 948 ГК “Ответственность за вред, причиненный деятельностью, создающей повышенную опасность для окружающих”

1. Юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (использование транспортных средств, механизмов, электрической энергии высокого напряжения, атомной энергии, взрывчатых веществ, сильнодействующих ядов и т.п.; осуществление строительной и иной, связанной с нею деятельности и др.), обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего. Владелец источника повышенной опасности может быть освобожден судом от ответственности полностью или частично также по основаниям, предусмотренным пунктами 2 и 3 статьи 952 настоящего Кодекса.

Обязанность возмещения вреда возлагается на юридическое лицо или гражданина, которые владеют источником повышенной опасности на праве собственности либо на ином законном основании, в том числе на праве аренды (за исключением аренды транспортного средства с экипажем (статья 611), по доверенности на право управления транспортным средством, в силу распоряжения соответствующего органа о передаче ему источника повышенной опасности и т.п.

2. Владельцы источников повышенной опасности солидарно несут ответственность за вред, причиненный в результате взаимодействия этих источников (столкновения транспортных средств и т.п.) третьим лицам, по основаниям, предусмотренным пунктом 1 настоящей статьи.

Вред, причиненный в результате взаимодействия источников повышенной опасности их владельцам, возмещается на общих основаниях (статья 933).

3. Владелец источника повышенной опасности не отвечает за вред, причиненный этим источником, если докажет, что источник выбыл из его обладания в результате противоправных действий других лиц. Ответственность за вред, причиненный источником повышенной опасности, в таких случаях несут лица, противоправно завладевшие источником. При наличии вины владельца в противоправном изъятии этого источника из его обладания ответственность может быть возложена как на владельца, так и на лицо, противоправно завладевшее источником повышенной опасности.

Указ Президента РБ от 25 августа 2006 г. №530 “О страховой деятельности”

206. Страховщик (Белорусское бюро) имеет право требования в пределах выплаченных сумм страхового возмещения, расходов, связанных с определением размера вреда и оформлением документов, к юридическому или физическому лицу, ответственному за причинение вреда, и (или) лицу, причинившему вред, в случаях:

– умышленных действий, за исключением действий, совершенных в состоянии крайней необходимости или необходимой обороны;

– управления транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения (…), либо передачи управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии алкогольного опьянения либо в состоянии, а также в случае отказа от медицинского освидетельствования после совершения дорожно-транспортного происшествия;

– признания в установленном порядке факта потребления алкогольных напитков, наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ лицом, причинившим вред, после совершения дорожно-транспортного происшествия до прохождения в установленном порядке проверки (освидетельствования);

– отсутствия у лица, причинившего вред, предусмотренных в законодательстве оснований на право управления транспортным средством;

– невыполнения лицом, причинившим вред, требований, установленных в частях первой и второй пункта 192 настоящего Положения, за исключением случая, указанного в части третьей названного пункта; совершения преступных действий с использованием транспортного средства; причинения вреда лицом, изъявшим транспортное средство из обладания владельца без его вины в результате противоправных действий;

– использования транспортного средства в дорожном движении без заключения договора страхования;

– наличия установленной судом вины организации, отвечающей за надлежащее содержание и эксплуатацию дороги.

– Учитывая, что лимит выплат по договору обязательного страхования сейчас составляет 10 тысяч евро в отношении вреда имуществу и 10 тысяч евро для компенсации причиненного вреда жизни и здоровью, то неожиданно можно оказаться должным огромные суммы денег. Отмечу: как только к нам, адвокатам, приходят потерпевшие в результате ДТП, чтобы составить иск о возмещении вреда, мы первым делом выясняем, кто является собственником источника повышенной опасности – автомобиля. 

2. Риск стать фигурантом уголовного или гражданского дела

– Вот еще один случай. В 2007 году жительница Гомеля А. купила автомобиль Ford Galaxy. В 2013-м ее зять попал на этом автомобиле в ДТП, страховая признала ТС погибшим. Не знаю почему – и это уже не первый случай в моей практике, но, выплатив компенсацию по страховому договору, компания не стала забирать себе годные остатки, а предоставила собственнику право распорядиться ими на свое усмотрение. Машина была не на ходу, и А. решила продать ее на запчасти. С гражданином Ш. они заключили договор купли-продажи, который нигде не регистрировали. После женщина рассказала, что вместе с покупателем они пришли в ГАИ, она показала справку, что машина признана погибшей, ей выдали транзитные “номера” и разрезанный техпаспорт. Она, не ориентируясь в нюансах переоформления машин, решила, что сделка состоялась. На самом же деле никакого перехода права собственности не произошло. В 2014 году ей позвонили из Витебской ГАИ и попросили убрать машину с проезда. Она сказала, что никакой машины в собственности у нее нет, звонившие ошиблись номером. А в 2015 году А. пригласили в Следственный комитет. “Зачем вы, Татьяна Петровна, номера на машине перебиваете?” – спросил следователь. И тут выяснилось, что Galaxy воскрес и прекрасно себя чувствует. Ш. продал машину кому-то в Минске, а уже из Минска она попала в Витебскую область к К., который продал ее Д. Когда Д. поехал регистрировать автомобиль в МРЭО, выяснилось, что VIN на машине изменен. Расследование выяснило, что Galaxy стал “донором” для другого экземпляра, не прошедшего таможенное оформление. Д. предъявил иск с требованием расторгнуть сделку и вернуть его деньги к реальному продавцу К., к собственнице А., ведь именно ее имя было указано в счете-справке, и ЧУП, выписавшему счет-справку. На счастье А., К. оказался порядочным человеком и не стал отрицать свое участие в цепочке передачи машины. А ведь он мог “умыть руки”, и оснований что-либо требовать у него не было бы, а сумму, указанную в счете-справке, уплачивала бы собственница А.

3. Риск платить по штрафам

– Риск платить по штрафам – одна из самых очевидных проблем в данном случае. Вот, к примеру, история одного из читателей сайта ABW.BY: “Хотел бы поделиться своим опытом о продаже личного автомобиля – просто предостеречь многих наших сограждан о том, как можно попасть на уловки мошенников. Суть дела проста. Я продавал автомобиль, но покупатель оказался не покупатель. То есть в моем присутствии была выписана счет-справка на другого человека, а дальше начались штрафы и так далее. Да, сейчас машина переоформлена, но я мог понести очень серьезные потери, так как. машина, по сути, без моего ведома оказалась у третьих лиц. В милиции этим не стали заниматься, лишь переписали штрафы на другого человека, однако он утверждает, что купил автомобиль 17 февраля, тогда как превышения скорости были 15-го. Быть может, это рядовой случай, но почему в нашем законодательстве существует такая лазейка, что человек без ведома бывшего хозяина может переписать счет-справку, перепродать машину, тогда как в случае его нарушений (и хорошо, если это только штрафы) первого к ответу привлекут бывшего хозяина ТС? Я хочу предостеречь своих соотечественников, как-то повлиять на ситуацию и считаю, что данной проблеме нужно уделить намного больше внимания, но возможно это только с участием СМИ”.

Комментировать здесь что-либо трудно, ведь выписывать счет-справку на человека, не присутствующего при заключении сделки, а также переписывать счет-справку на третье лицо на основании ранее выписанной без участия действительного собственника закон запрещает. Можно считать, что автору вопроса повезло, и здесь мы подходим еще к одной проблеме.

4. Собственник не может контролировать, кто ездит на его машине, и не имеет возможности найти этого человека

– Это тот самый вопрос, на который юристы не могут дать ответ. Как искать машину или лицо, на имя которого оформлена счет-справка? Как искать того, кто на этой машине ездит, если автомобиль затем перепродавался дальше? Эта ситуация особенно характерна для “копеечных” старых машин, купить которые может, грубо говоря, ребенок за карманные деньги. Риски стать обязанным по большим суммам огромные, а повлиять на ситуацию нет никакой возможности.

5. Проблемы с переоформлением машины

– Вот еще одна ситуация: “Может, подскажете, что можно сделать? Продал автомобиль по счету-справке около года назад, за это время пришло три “письма счастья”. Естественно, после моего заявления ГАИ перенаправила все письма покупателю. При этом покупатель выходит на связь и обещает поставить авто на учет. И вот недавно снова пришло “письмо счастья”. Каким законным образом можно заставить покупателя поставить авто на учет или вообще его изъять у него?”

Скажем так: по сравнению с предыдущим пунктом это не проблема, а небольшая трудность. Если покупатель известен, то можно обратиться в суд с иском, чтобы покупателя обязали зарегистрировать на себя автомобиль.

После всего

– При нынешнем положении вещей я убеждена, что нельзя продавать автомобиль по счету-справке, если только ты не продаешь его брату-свату-дяде, который, ты точно знаешь, завтра пойдет и поставит машину на учет, – заключает Наталья Майко.

– Неужели нет никаких гарантий? Может, заключать какой-то параллельный договор, где покупатель обязуется выполнить регистрационные действия в указанный срок?

– Смысла в этом нет – это сильно усложняет всю процедуру, при этом главный козырь счет-справки – простота – утрачивается. Раньше, отдавая автомобили третьим лицам, хотя бы доверенности оформляли. А наличие доверенности в данном случае – это совсем другой разговор. Вспомним, как говорится в статье 948 ГК: “Обязанность возмещения вреда возлагается на юридическое лицо или гражданина, которые владеют источником повышенной опасности на праве собственности либо на ином законном основании”. Доверенность – это и есть такое законное основание. То есть хотя бы снимается риск возмещать вред, причиненный ТС. Теперь такого нет.

– Для многих счет-справка – это возможность расстаться с машиной без лишних усилий и траты времени. С работы не отпускают, МРЭО не работает, покупатель может приехать только вечером – причин миллион. При каких условиях продавец помимо удобства получит еще и гарантии?

– Чтобы у людей были альтернативные варианты оформления сделки по отчуждению автомобиля, я думаю, нужно вносить изменения в Указ Президента РБ от 15 октября 2007 года №504 “О некоторых мерах по упорядочению сделок по отчуждению транспортных средств”. Как вариант – предусмотреть возможность нотариального удостоверения договора купли-продажи автомобиля, чтобы потом приобретатель имел право зарегистрировать автомобиль на свое имя без присутствия продавца.

– Но ведь сам договор комиссии, следствием которого является счет-справка, нужный и востребованный. Отдать автомобиль специализированной площадке для продажи – это удобно и нормально.

– Да. Но то, во что превратился договор комиссии в случае “приезжающих по вызову” предпринимателей, – просто извращенная его форма. Это никак не передает его сути, заложенной в Гражданском кодексе. Это способ зарабатывания денег, причем способ на грани. Второй нюанс – деятельность нечистых на руку автохаусов. Все знакомы с судебными процессами последних лет. Никто из фигурантов этих дел не понес ответственности в полном объеме, потому что при покупке автомобилей с площадок автохаусов-мошенников счета-справки выписывали совершенно посторонние комиссионные магазины. И практика такова, что суды в таком случае не привлекают нечистые на руку площадки к ответственности. А стоило бы. Пара судебных прецедентов – и многие стали бы внимательнее относиться к своей деятельности. Тогда все работали бы как нормальные комиссионные магазины, когда покупатель получает на руки свой экземпляр договора комиссии, акт технического осмотра ТС и копию счета-справки. Но сегодня в 90 процентах случаев подобного и близко нет, поэтому я категорически против такой эксплуатации договора комиссии. И ситуацию нужно срочно менять на законодательном уровне.

Метки:

Обсуждение