"Похоже на рэкет": как у белорусов и россиян забирают фуры на Украине

“Похоже на рэкет”: как у белорусов и россиян забирают фуры на Украине

11.03.2022 в 23:42

Не успевшие выехать с территории Украины после 24 февраля фуры с грузом украинцы забирают без объяснения причин, бумаг о том, кто и зачем их изымает, никто не дает.

У белорусских перевозчиков, чьи машины оказались на территории Украины и не успели покинуть страну до 24 февраля, начали отнимать фуры вместе с товаром.

Владельцы транспорта называют это грабежом и рэкетом – машины изымают люди в штатском и с оружием, никто никаких документов не дает. О том, как в одночасье лишились машин и товара, рассказали белорусские перевозчики.

Потерял 100 тысяч евро

“Мысленно я уже попрощался и с машинами, и с грузом. Фуры, которые оказались на территории Украины, теперь забирают украинцы. Сначала забирали машины на российских номерах, теперь взялись и за белорусские”, – рассказывает Вадим – владелец транспортной фирмы из Минска.

Сейчас на территории Украины у него находится две фуры с грузом недалеко от румынской границы. Одна – недалеко от таможенного пункта пропуска “Дяково”, другая – у города Черновцы. По словам Вадима, обе машины везли белорусский груз в Румынию. На Украину въехали 22 февраля, 24 февраля приехали на румынскую границу, но там была большая очередь. Вскоре украинцы перерыли траншеей дорогу и закрыли путь выезда из страны.

Первое время водители находились в машинах, ждали, когда решится их судьба. В прошлую субботу водителю фуры, которая находилась в Дяково, сказали выйти из машины и отдать таможне документы на нее.

“Обе машины везли кабель из Беларуси. Цена двух машин – примерно 70-80 тысяч евро, цена груза примерно 30 тысяч евро. Теперь мне могут выставить штраф за потерю груза, знакомые уже сталкивались с похожей ситуацией”, – добавил собеседник.

Сначала изымали российские фуры и товары

“В Черновцах водитель еще находится в машине, но сказал, что ее заберут точно. С его слов, сначала украинцы забирали фуры на российских номерах и российские грузы, теперь взялись за белорусские. Там находятся сотрудники СБУ и люди в форме без опознавательных знаков с оружием”, – отметил Вадим.

По его словам, водителю, у которого уже забрали машину, никаких документов об изъятии не дали. Теперь у фирмы нет никаких бумаг, объясняющих, куда, кому и зачем забрали большегруз и товары в нем.

Коллеги владельца фирмы, у которых в Беларуси находится филиал российской фирмы, рассказывали, что их водителей в Украине просто останавливали на дороге, просили покинуть фуры. Из машин строили баррикады. У кого-то – просто увозили фуру, не объясняя, куда и зачем.

Десять дней в заложниках

Владелец транспортной фирмы из Гродно Александр лишился фуры, которая почти две недели не могла выехать с Украины в Польшу в пункте пропуска “Ягодин”. Свой ущерб он оценил в 70 тысяч евро, из них – примерно 25 тысяч евро – цена груза.

“Мы везли груз из Украины в Литву. 24 февраля водитель подъезжал к пункту пропуска Доманово на белорусско-украинской границе, но машины в ту сторону не пускали, он поехал на Ягодин. Фуре разрешили заехать на территорию пункта пропуска, но с территории Украины не выпускали”, – рассказал Александр.

Вместе с машиной гродненца в заложниках оказалось еще 25 фур. Все стояли на стоянке у границы до 7 марта. По словам водителей, они подходили к пограничникам, спрашивали, могут ли они уехать. Те говорили, что нет. Но при этом утверждали, что сами водители не задержаны. Мужчины также вспоминают, что в течение этих дней к машинам приходили какие-то люди, фотографировали фуры. У них сложилось впечатление, что большегрузы хотят кому-то продать.

“Вечером 7 марта водителей попросили собрать вещи, покинуть машины, оставить ключи и документы. Тут же пришли другие водители, украинцы, и уехали на них. По системе навигации водители отследили, что фуры разъехались по разным уголкам Киевской и Волынской областей. Это тоже вызвало подозрения. Если бы их забирали на нужды государства, наверное, погнали бы в одну точку”, – отметил Александр.

Написали заявление в милицию

Известно, что уже 8 марта водители, застрявшие в украинском пункте пропуска “Ягодин”, вернулись в Беларусь. Там были фуры из Брестской, Гродненской, Минской, Гомельской областей. Владельцы транспорта написали заявления в милицию. Им пообещали, что все случаи могут объединить в одно уголовное дело.

Владельцы транспорта говорят, что изъятие фур было больше похоже на рэкет. Водителям никто ничего не объяснял, документов, что машины забирают в пользу государства или с какой-то другой целью, никто не давал.

“Кто-то из украинцев просто воспользовался ситуацией и решил забрать машины и груз, чтобы потом продать. Там такая неразбериха, никто потом не найдет концов. А украинские пограничники и таможенники из пункта пропуска тоже могут быть в доле, у них в норме давать взятки. У них это никто не скрывает. Например, украинцам старше 18 лет выезжать из Украины нельзя, но если дать пограничнику 5 тысяч долларов, то они пропустят. У них там сейчас бардак”, – рассказал один из водителей, у которого также отняли фуру в Украине.

БАМАП: это правовой беспредел

“Это называется не изъятие, а грабеж. Забирают машины вместе с грузами, не дают никаких документов об изъятии, которые предусмотрены законодательством Украины. Водителей отправляют домой, слава Богу, что не трогают, оставляют в живых. По возвращению водителей в Республику Беларусь руководители предприятий делают заявления в правоохранительные органы по факту незаконного изъятия транспорта”, – сообщил Sputnik генеральный директор Ассоциации “БАМАП” Александр Карпук.

Также он уточнил, что ассоциация с помощью белорусского МИД обращалась, например, к румынским властям с просьбой, чтобы те повлияли на коллег в Украине по тем грузам, которые едут в Румынию, находятся в белорусских фурах и задержаны в Украине. Реакции с румынской стороны не было.

“Ситуация далека от правовой. Повлиять на украинскую сторону мы никак не можем. Там идет правовой беспредел. Транспортные средства изымаются без суда и следствия и предоставления каких-либо документов”, – добавил Карпук.

Собеседник Sputnik также почеркнул, что на территории Беларуси украинские перевозчики не подвергаются какой-либо дискриминации, они могут безопасно перемещаться по белорусским дорогам и безопасно пересекать границу. В первые дни военной спецоперации в Украине на многих пунктах пропуска на границе Беларуси с ЕС водители без очереди пропустили в Европу фуры на украинских номерах.

В настоящее время на территории Украины продолжают находиться белорусские фуры и водители. По словам перевозчиков, больше всего их тревожит судьба 13 водителей, которые застряли в городе Малин Житомирской области. Известно, что у них в первые дни военных действий вооруженные люди забрали машины с грузом, самих мужчин удерживают и не отпускают в Беларусь. Среди них есть жители Гомельской области.

Обсуждение