В Гомеле перекуп продал Mazda CX-7 минчанину – авто оказалось в угоне

09.11.2018 в 13:46
Сергей Муравский, "Народная газета"

Купля-продажа автомобиля через счёт-справку — рискованное дело.

Автобизнес — сфера прибыльная, поэтому здесь всегда хватало криминала и “серых” схем. В последние годы много конфликтов возникает вокруг так называемых счетов-справок. Почему так сложилось, что призванные гарантировать чистоту сделки бланки строгой отчетности стали средством незаконного обогащения аферистов и бизнесменов всех мастей?

А воз и ныне там

Знаете, как бывает: пополнение в семействе, нужно срочно менять малолитражку на что-то более вместительное. Я разместил объявление о продаже своей ласточки в интернете, цену указал чуть ниже рыночной. Сразу посыпались звонки, с одним из клиентов договорились об осмотре. Бородатый мужичок приехал на “Пежо” с “шашечками”, пожаловался, что нужно выходить на линию, а его кормилица вот-вот прикажет долго жить. Поэтому ищет себе “сидушку” по-быстрому. А так как ставить авто нужно на желтые, “таксистские”, номера, сразу отправиться в ГАИ на переоформление он не может.

В общем (наверняка читающие сейчас эти строки сотрудники ГАИ начали смеяться), я снял машину с учета, поставил на транзиты и сбросил покупателю вместе со всеми документами и ксерокопией своего паспорта. В обмен получил желаемую сумму и обещание, что новый владелец уже через 2 дня авто переоформит на себя. Классика жанра! Меня грамотно околпачил перекупщик. Разумеется, ни через 2, ни через 10 дней машину не переоформили. Более того, она стала кочевать от одного торговца к другому. Чем больше адресов меняла тачка, тем больше седых волос у меня прибавлялось. Ведь все наслышаны о приключениях транзитных машин, которые юридически остаются собственностью продавца, но используются покупателями. О прилетающих за чужие шумахерства “письмах счастья”. А то и хуже — регрессных исках на суммы с несколькими нулями после совершенного на машине ДТП с тяжелыми последствиями.

Фото Виталия Гиля

В общем, спустя некоторое время я решил, что хватит нервничать. Связался с очередным продавцом моей машины и постарался урегулировать вопрос. Диалог вышел многообещающим (как показалось мне):

— Я не хочу проблем, поэтому требую в течение недели поставить автомобиль на учет и прислать мне подтверждающие документы, — категорично заявил “перекупу”.

— Я сам купил эту машину, не подумав. Для перепродажи хотя бы “в ноль” нужно в нее вложиться, а это время. Чтобы вы спали спокойно, хотите, счет-справку оформим (документ, подтверждающий, что транспортное средство продано)? Через пару дней займемся.

Что ж, нужно с чего-то начинать. Но встреча так и не состоялась. Вместо этого, к моему большому удивлению, мне на телефон прислали фотографию заполненного бланка счета-справки. Как такое может быть? Ведь по закону агент (коммерсант, посредник и т. д.) имеет право оформлять подобные документы исключительно в присутствии продавца и покупателя, а перед этим тщательно ознакомиться с их паспортами.

Забегая вперед, скажу, что для меня история закончилась благополучно. После долгих мытарств моя старенькая “Вольво” нашла нового владельца. Но тема махинаций со счетами-справками стала регулярно всплывать. Недавно 30-летний Алексей Чернышев поделился своей таинственной историей. Он специально приехал в столицу за машиной из глубинки. Подыскал подходящий вариант. Но вот беда — забыл дома паспорт. Да и продавец — не владелец, а “перекуп” — тоже действовал на основании пресловутой ксерокопии паспорта. Сделка срывается? Ничего подобного. Вызванного агента — бизнесмена со счет-справкой — такая ситуация не смутила. Быстро заполнил документик со слов покупателя и продавца, взял за свою услугу 35 рублей и был таков. Парадокс: по факту на месте сделки не было ни фактического владельца транспортного средства, ни покупателя (называй любые данные, хоть Васи Пупкина!). И как после этого доверять подобным филькиным грамотам? К сожалению, в нынешних реалиях никак, признает начальник отдела по раскрытию преступлений в сфере автобизнеса Главного управления уголовного розыска МВД Александр Самило. Точнее, к этим “бумажкам” нужно относиться крайне осторожно.

АУКЦИОНЫ ЧЕСТНОСТИ

• В Германии продавец не заинтересован скрывать недостатки машины. Наоборот, он постарается рассказать обо всех нюансах, а также зафиксировать их в договоре с покупателем. Ведь в случае если новый владелец со временем обнаружит скрытые дефекты, он вполне может привлечь продавца к ответственности. Бывали случаи, когда суммы выставляемых (и признанных судом) исков были на порядок больше, чем стоимость машины.

• В США широко распространены комиссионные магазины. Техника выставляется на площадках “как есть”. Потенциальный покупатель торгуется за понравившийся лот на свой страх и риск, однако у него есть возможность заранее изучить транспортное средство. К слову, то, что бэушки в Штатах буквально ничего не стоят, отнюдь не миф. Американцы умеют считать деньги. Им проще отдать убитый авто в комиссионный магазин за пару долларов, чем вкладывать средства в его восстановление.

• В Японии самая распространенная схема покупки подержанного автомобиля — через аукцион. И правила там более чем жесткие. Чтобы сделать попытку продать свою ласточку, владелец должен не только пригнать ее на площадку и заключить договор с брокером, но и указать на все недостатки. После этого машину протестируют специально обученные оценщики, которые наверняка выявят все скрытые дефекты. Только после этого назначается начальная стоимость лота. Машина с пробегом более 100 тысяч километров для Страны восходящего солнца — настоящий динозавр и никому не нужна. Так же, как и “старики”, разменявшие второй десяток лет.

Без паспорта, шума и пыли

Недавно Министерство антимонопольного регулирования и торговли вынесло на общественное обсуждение проект изменений в Указ Президента № 504 от 15 октября 2007 года “О некоторых мерах по упорядочению сделок по отчуждению транспортных средств”. Свои предложения вносило и Министерство внутренних дел. В частности, именно от него исходила инициатива по отмене счетов-справок. Да, их наличие облегчает и ускоряет оформление покупки автомобиля (не требуется заключения договора купли-продажи в ГАИ, а для переоформления машины достаточно нового владельца), что приводит к использованию их в сфере криминального автобизнеса. Эти документы в своих корыстных целях не раз использовали недобросовестные комиссионные магазины, которые могли продать автомобиль, находящийся у них по доверенности собственника на реализации, и забыть рассчитаться с хозяином. Вот что по этому поводу говорит Александр Самило:

— Для чего легально используются счета-справки сегодня? По нормам действующего Указа № 504, этот документ свидетельствует о том, что юридическое лицо или ИП на определенных условиях забирает автомобиль у владельца. И в дальнейшем перепродает другому человеку. Из правильно оформленного документа видно, что право собственности на транспортное средство перешло юрлицу и оно в качестве посредника может законно реализовать товар.

Что в реальности? Если в двух словах, обычные перекупщики в некоторых случаях стали позиционировать себя в качестве посредников, а чтобы создать видимость официальности и законности, принялись манипулировать счетами-справками. Результаты печальные: в конфликтных ситуациях покупатели не могут толком объяснить, у кого машина была приобретена, — реальный продавец, равно как и собственник машины, остаются в глубокой тени.

— В Гомеле неустановленное лицо (перекупщик) реализовало автомобиль “Мазда” CX-7 минчанину, — приводит пример Александр Cамило. — Счёт-справку выписал вызванный агент. Причем основывался классически на ксерокопии паспорта якобы настоящего владельца дорогой машины. Деньги перешли из рук в руки, радостный покупатель отправился в МРЭО ГАИ, чтобы свое движимое имущество поставить на учет. И только там выяснил, что на машине номера перебиты, а документы поддельные. В дальнейшем следствие установило, что машина была похищена на территории Российской Федерации. В итоге столичный житель лишился и денег, и машины. Найдут ли провернувшего махинацию перекупщика, докажут ли его причастность к этому делу? Далеко не факт.

Как вообще в подобных делах появляются третьи лица, а именно индивидуальные предприниматели, имеющие право (а главное, вовсю им пользующиеся) оформлять счета-справки? Сотрудники уголовного розыска подчеркивают, что всех их поголовно обвинять в нечистой игре ни в коем случае нельзя. Все же подавляющее большинство придерживается установленных законом правил и на самом деле оказывает комиссионные услуги. Однако, как известно, из правил бывают исключения.

Ради эксперимента я обзвонил полтора десятка агентов, благо их сотни, если не тысячи, и контакты легко найти в интернете. В беседах интересовался, могу ли оформить счет-справку по ксерокопии паспорта? Стандартный ответ: “Не вопрос. Куда приехать? Готовьте 35 рублей”. А вот индивидуальный предприниматель Андрей оказался более несговорчив. Я не стал выяснять причин. Но диалог получился любопытный:

— По закону я обязан составить справку в присутствии продавца и покупателя. Готовьте паспорта, буду сличать.

— Но у меня только копия паспорта владельца. Это человек пожилой, попросил меня продать его машину…

— А откуда я знаю, что вы ее не угнали? А ксерокопию любого документа можно склепать на раз-два.

Ладно, раз уж попался такой принципиальный собеседник — карты на стол. Представился, признался, что готовлю материал. Поинтересовался у собеседника как у вхожего в автосферу человека, почему не все поступают честно. Услышал в ответ:

— Да вы пройдите по любому авторынку, посмотрите, какая между нами конкуренция. За хлебные места коллеги драться готовы. Входят в сговор с перекупщиками, у них там целые банды, где все друг с другом связаны. А еще — нужно как-то зарабатывать. Для ипэшника стоимость бланка — около 9 рублей. Услуга по оформлению стоит 30—35. Чем больше справок выпишешь, тем лучше жить будешь. Знаю, что даже пустой бланк справки у нужного человека купить можно. Пиши в нем, что душа пожелает.

Продавец остается в тени

Недавно одна из зарегистрированных в Могилеве фирм из тех, что официально занимаются продажами автомобилей, вполне законно закупала бланки необходимых для работы справок. Вот только всплывать они стали на столичных авторынках и при заключении сделок между физическими лицами. Причем оказывающие услуги по оформлению агенты, как выяснилось, к могилевской фирме никакого отношения не имели. Задержанные по подозрению в мошенничестве лица утверждали, что между ними и фирмой существует некий договор о полномочиях. Правда, никто этот договор так и не увидел. Если коротко и по существу, то некие лица приезжали из Могилева на минский авторынок с кипами пустых бланков. Их не интересовала чистота сделки, а требовалось только наличие ксерокопии паспорта якобы владельца авто и покупатель, которому нужно счет-справку впарить. В случае каких-то конфликтов покупатель оказывался в аховом положении. Он подтверждал, что не был в Могилеве и не оформлял документы законно. А сотрудничал с двумя неизвестными — мутным агентом и не менее мутным продавцом, которого по факту и в глаза не видел.

Бывает, со счетами-справками вообще особо не мудрят, говорит Александр Самило:

— Время от времени мы отрабатываем авторынки — проверяем на криминал выставленные там автомобили. У продавцов подозрительных авто в карманах не раз находили чистые бланки справок. Они уже подписаны и проштампованы каким-нибудь ИП. Остается только вписать нужные сведения и сбросить машину доверчивому клиенту. В тему еще один недавний случай. Задержана преступная группа, которая похищала машины на территории России, подделывала номера и через подставных лиц продавала нашим гражданам. Из документов во всех сделках фигурировали ксерокопии паспортов несуществующих людей и все те же счета-справки.

Александр Самило подчеркивает, что наиболее прозрачным способом совершения сделки по купле-продаже автомобиля, предусмотренным гражданским законодательством, было и остается заключение договора.

Рисунок Олега Попова

СКОЛЬКО СТОИТ ПЕРЕОФОРМЛЕНИЕ?

Все автомобили в обязательном порядке регистрируются по месту прописки (регистрации) собственников. Чтобы автомобиль получил “прописку”, нужно пройти процедуру переоформления. А она влечет некоторые финансовые расходы.

1. Новые регистрационные знаки — 49 рублей.

2. Свидетельство о регистрации — 24 рубля 50 копеек.

3. Сертификат — 1 рубль 23 копейки.

4. Компьютерные услуги по регистрации транспортного средства — 98 копеек.

Все платежи можно совершать непосредственно в момент подготовки документов.

При оформлении заказа на перерегистрацию машины при себе нужно иметь заполненное заявление для регистрации, договор купли-продажи, свидетельство о регистрации (техпаспорт), паспорт или водительское удостоверение, квитанцию об оплате услуг и номерные знаки, которые подлежат замене. 

Начинать нужно с магазинов

С тем, что пора наводить порядок в сфере автобизнеса, согласны и в Министерстве антимонопольного регулирования и торговли. Начальник отдела методологии Управления организации торговли и общественного питания МАРТ Ирина Шпак уточняет, что подобные бланки строгой отчетности были введены в 2007 году по Указу № 504. Предназначались они исключительно для осуществляющих розничную торговлю автотранспортом (в том числе и комиссионную) субъектов хозяйствования. Также изначально законодательством устанавливался регламент их использования. В частности, бланки, изготовление и реализацию которых обеспечивало Министерство финансов, субъект имел право использовать только самостоятельно и только при продаже авто. Перепродавать их запрещено. В общем и целом законодательством правовое поле очерчено, но:

— Со временем документы, предусмотренные для упрощения сделок и дополнительного контроля, стали использовать и недобросовестные комиссионеры — перекупщики. Разумеется, преследуя вполне прозаическую цель — обогащаться, оставаясь в тени. Каким образом к мошенникам бланки попадают, мы можем только предполагать.

Вот, кстати, скандал, который еще только разгорается, но уже обещает стать очень громким. В нем фигурирует один из самых крупных участников внутреннего рынка комиссионной торговли транспортом — ЧТПУП “ТаможСервисСнаб”. По документам это юридическое лицо, которое занимается куплей-продажей машин. Вот только на поверку оказалось, что ни одного атрибута специализированного субъекта хозяйствования (торговой площадки, сотрудников, бухгалтерии, кассового аппарата) у него не было. Был только предприимчивый директор. И печать при нем. А еще — десятки тысяч бланков счетов-справок. Факты поражают. За последние 4 года предприятие для собственных нужд (для реализации автомобилей) приобрело около 170 тысяч бланков строгой отчетности. Чтобы все их использовать по назначению, “ТаможСервисСнабу” нужно было годами продавать более 100 машин в день. Но по бухгалтерии не просходило ровным счетом ничего. А вот бланки жили более чем активной жизнью. Они, с уже проставленными реквизитами, подписями и штампами банально перепродавались на “сером” рынке. Разумеется, правоохранительные органы сориентировались: регистрация в ГАИ транспорта по счетам-справкам “ТаможСервисСнаба” запрещена. И многие доверчивые покупатели оказались в тупике. Да и кто поручится, что подобная компания “а-ля рога и копыта” единственная в стране?

Как бы то ни было, сотрудники МАРТ обратили на проблему внимание. Последней каплей стало прошлогоднее обращение в Администрацию Президента десятков пострадавших от действий недобросовестных комиссионных магазинов. Реакция последовала более чем оперативная, подготовлен проект редакции указа, куда свои предложения включили все заинтересованные ведомства.

— Мы пришли к выводу, что одной из мер, призванных упорядочить сделки по отчуждению транспортных средств, может стать именно отказ от счетов-справок в пользу договора купли-продажи. Заметьте, они не остались ни в одной стране постсоветского пространства, хотя правила комиссионной торговли у нас однотипные. Есть предложение вместо этих документов ввести типовой договор купли-продажи установленного образца, а также организовать расчеты между участниками сделки в безналичной форме. Чтобы зарегистрировать машину в ГАИ, покупателю будет достаточно представить только свой экземпляр договора и документ, подтверждающий оплату товара.

Конечно, поправки в указ в большей степени направлены на урегулирование деятельности юридических лиц — крупных игроков на автомобильном рынке страны. Но если их лишить возможности оперировать скомпрометированными счетами-справками, то и у мошенников окажутся связаными руки. А вот добросовестные покупатели машин от подобных перемен должны только выиграть.

ОПРОС

Как реализовать машину и спать спокойно?

Денис Нупрейчик, режиссер, сценарист: 

— Любые операции с автомобилями всегда чреваты сюрпризами. Какая-то житейская мудрость в этом деле приходит только с опытом и ошибками. Несколько раз, когда я продавал машину, покупатели просили оформить транспортное средство по доверенности. Мол, так быстрее, сейчас совсем нет времени, все равно вы ничем не рискуете… Но по опыту своих друзей и родственников я знаю, что потом все штрафы за превышение скорости будут приходить ее бывшему владельцу. А не дай Бог произойдет авария? Хлопот не оберешься. Поэтому всегда лучше потратить лишнее время, но все переоформить, как следует. Я всегда говорю таким торопыгам: “Вы нашли время, чтобы купить машину, найдите время на то, чтобы оформить все документы”. В этом вопросе не мешает проявить излишнюю скрупулезность. 

Елена Внукова, актриса театра и кино: 

— У меня эта проблема решена: я всегда отдаю старую машину в счет новой, обслуживаюсь в одном и том же центре, у меня всю жизнь одна и та же марка, которой я доверяю. По-моему, это самый безопасный и выгодный вариант продажи.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки на первоисточник.

Метки:

Обсуждение

Загрузка...