«Есть в наличии американский бензин. Много! Готов предоставить для экспертизы», – заинтриговал в письме Павел из Гомеля. Журналисты av.by обратились в независимую лабораторию, и её специалисты согласились исследовать свойства заморского горючего.
«Топливный бак пришлось снять»
Появление бензина из США у гомельчанина объяснить весьма просто: мужчина заказывал в Штатах повреждённый автомобиль — Buick Encore, по счастливой случайности прибывший в Беларусь с полным баком топлива.
— На американских заправках названия марок бензина отличаются от тех, к которым мы привыкли. Владельцы, приобретающие «битки» из США, даже спорят между собой: тамошнее самое распространённое горючее ближе к нашему АИ-92 или всё-таки к АИ-95? Хочется ответить для себя на этот вопрос, — поделился своей мотивацией мужчина. — Топливный бак всё равно пришлось снять.
После нескольких согласований Павлу удалось передать бензин в Минск. Важно было соблюсти определённые условия, которые озвучили работники лаборатории: жидкость должна находиться в специальной канистре или как минимум таре из тёмного стекла, чтобы ей не повредил ультрафиолет. Выполнив эти требования и получив заветный образец, мы отправились в пункт назначения.
«Отличается от белорусского: меньше пахнет!»
Уже на месте нас встречает начальник испытательной лаборатории по контролю качества нефтепродуктов ИООО «Газпромнефть-Белнефтепродукт» Игорь Викторович Стрежнев. По горящим глазам невольно понимаем: не только мы в предвкушении.
— Назовём данный образец пробой Х, так как мы не можем на 100% утверждать, что это бензин с американской заправки. По своим органолептическим свойствам он отличается от белорусского: меньше пахнет! У нашего другой компонентный состав и октановое число выводится при помощи добавления оксигенатов. Я допускаю, что здесь может быть бензин, изготовленный с применением процесса изомеризации, у которого совершенно иная технология производства. Чтобы нам провести исследования, потребуется разделить топливо между специалистами: каждый будет испытывать пробы по отдельной группе анализов.
— Два литра мы забрали для определения октанового числа, которое изучается двумя методами: исследовательским и моторным. Сейчас специалист настроит установку. Она весьма сложная — представляет собой двигатель внутреннего сгорания с переменной степенью сжатия. Как и любую машину, его требуется для начала прогреть. Вернёмся в этот кабинет позже.
— Другой специалист отбирает часть пробы для своих испытаний. Первое из них — на автоматическом анализаторе фракционного состава (АФСА), управляемом с компьютера.
— Что такое фракционный состав?
— Это основной показатель любого нефтепродукта, который косвенно определяет и его компонентный состав в том числе, — поясняет Игорь Викторович. — Испытание осуществляется по методике отгонки нефтепродукта по температуре. Колбы сделаны из специального стекла. Немудрено, ведь температура нагревания бензина достигает порядка 250 градусов, «дизеля» — до 400 °C. При различных значениях от испытуемого образца отделяются разные фракции.
Полученные данные обрабатывает программа, а результат специалисты сравнивают со стандартами для конкретной продукции (ТНПА).
— Простыми словами: топливо нагревается, а остаток попадает в колбу, где анализируется в соответствии с нормативными значениями. Для наиболее достоверного исследования параллельно испытываются две части одной пробы.
— Конец кипения — 218,2 и 220,7 °C. Выше, чем по белорусским ТНПА. Насколько это нормально для заокеанского топлива, сказать сложно, ведь мы не имеем под рукой американских «ГОСТов». По фракционному составу будем ориентироваться на отечественные требования.
— Остаток в колбе — 1,2 мл. Обычно я в таких случаях говорю, что бензин не совсем свежий, — с улыбкой отмечает Игорь Викторович. — Предельное значение по нашим стандартам — 2,0 мл. Если остаток большой, значит, бензин уже окисленный. У свежего горючего показатель всегда меньше единицы. Как говорится, булочка не мягкая, но есть можно.
По фракционному составу (можно видеть на графике) проба Х попадает по всем точкам даже относительно наших требований.
— Здесь происходит измерение плотности нефтепродуктов прибором Mettler Toledo. Плотность жидкостей данного типа испытывается в лаборатории при температуре 15 °C. Итоговый результат — 0,731 кг/м³.
Значение мы получили, и по нему можем судить, что опытный бензин, предположительно, соответствует белорусскому АИ-95: «девяносто второй» обычно тяжелее. Однако стоит сделать оговорку: бывает, плотность одной марки у нефтеперерабатывающих заводов различная. Даже при схожих технологиях и одинаковых требованиях к качеству.
— Название данного рентгенофлуоресцентного прибора — «Спектроскан SW-D3», он анализирует содержание серы в нефтепродуктах. При его помощи определяется экологический класс топлива. Если итоговый показатель до 10 мг/кг, то это «Евро-5», до 50 мг/кг — четвёртый… В настоящее время у нас в республике допущена к реализации только продукция пятого экологического класса.
Прибор автоматически осуществляет измерения и выдаёт чек, на котором фиксируются результат и разница значений между двумя кюветами (пробами в специальной ёмкости. — Прим. авт.).
Итак, исследование проведено. Бензин содержит серу в количестве 6,9 мг/кг, а разница двух замеров — 0,3 мг/кг, то есть параметры допустимые. Делаем вывод: подопытное горючее относится к экологическому классу «Евро-5».
— Установка для определения октанового числа в США такая же, как и у нас. Принцип действия аналогичный, да и по-другому невозможно сконструировать данный агрегат. Различаются требования нормативных документов. При наименовании они берут в расчёт и моторный метод, и исследовательский: складывают оба числа и делят пополам.
Мы по отечественным ТНПА тоже проводим испытания моторным и исследовательским методами, однако в названии торговой марки используется последнее значение.
— Моторный метод максимально приближает испытание к реальным, дорожным условиям: ДВС работает на 900 об/мин и осуществляется подогрев топливовоздушной смеси — 149 °C. В исследовательском — 600 оборотов в минуту и небольшой подогрев воздуха на входе.
Обычно между исследовательским и моторным методами определения октанового числа получается разница порядка 10 единиц.
Установка попеременно работает то на испытуемом топливе, то на эталонной смеси (получают при смешении изооктана и гептана в соответствующих пропорциях). Принцип определения октанового числа в обоих методах состоит в сравнении детонационной стойкости исследуемого образца бензина и эталонной смеси при различных условиях работы УИТ-85М.
— Уже сейчас специалист может констатировать, что по исследовательскому методу проба Х недотягивает до отечественного АИ-95. Лаборанту придётся перестраивать установку для работы на АИ-92 и менять эталонную смесь. Получится ли — узнаем через короткое время.
«По основным характеристикам схож с бензином АИ-92-К5-Евро»
Когда все испытания пробы Х были завершены (некоторые этапы, ввиду своей длительности, проводились без нас), Игорь Викторович поделился заключением лабораторных тестов.
— При полученных фактических значениях основных показателей качества для автомобильных бензинов, напрямую влияющих на работу двигателя автомобиля, можно отнести данный образец к американской торговой марке AKI 87 (Regular), что по основным эксплуатационным характеристикам соответствует марке бензина АИ-92-К5-Евро (класс D), производимого в Республике Беларусь по СТБ 1656-2016, но с несколько увеличенной температурой конца кипения.
Учитывая тот факт, что у нас нет официальных ТНПА, регламентирующих требования к качественным показателям бензинов производства США, можно отметить более высокое значение октанового числа у данной пробы по моторному методу (84,8), чем это обычно наблюдается у образца АИ-92-К5-Евро белорусского производства. Октановое число, определяемое по исследовательскому методу — 91,8.
— Цифры в наименованиях американского горючего соответствуют так называемому антидетонационному индексу (AKI — Anti-Knock Index). Он рассчитывается как среднее арифметическое между показателями, полученными по исследовательскому и моторному методам.
По этой причине у смеси из Штатов как бы «заниженное» октановое число по сравнению с нашим.
«Перед погрузкой в контейнер бензин должны были слить»
Мы также связались с Виталием Скребцом, директором «БелАукцион-Групп» — одного из немногочисленных белорусских аукционов по продаже автомобилей и других транспортных средств. Его компания занимается в том числе привозом машин из США.
— Когда авто пригоняют в порт на загрузку, то даже в bill of lading — сопроводительной документации для контейнера — указывается, что клеммы аккумулятора должны быть сняты, а топливо слито. С учётом загрузки портов и количества заказов слив горючего с каждого автомобиля отнимает много времени. По полчаса на экземпляр примерно… Сейчас, насколько я понимаю, даже клеммы не всегда снимают. А ведь по технике безопасности это недопустимо! Искра в закрытом контейнере, когда у машины, допустим, негерметичен топливный бак, может привести к пожару на пароме.
— Плюс ко всему само топливо нужно куда-то девать. Конечно, его можно эксплуатировать, но, как правило, в порту работают дизельные автомобили, а большинство отправляемых — бензиновые. Продавать горючее нельзя. Использовать самим? Тоже до конца не ясно, насколько это законно.
Бензин марки Regular 87 — самый дешёвый. В США лишь дорогие и премиальные машины заправляются более качественной смесью. Я и сам, бывая в Штатах, использую только «восемьдесят седьмой». Это наиболее распространённый вариант.