Началось: в кулуарах белорусской власти обсуждают отмену техосмотра. Что говорят?

Началось: в кулуарах белорусской власти обсуждают отмену техосмотра. Что говорят?

16.01.2022 в 19:31

Идея (тут первопроходцами выступают россияне – прим.) проста. Каждый автовладелец должен следить за состоянием своего автомобиля и своевременно принимать меры по устранению неисправностей. Это касается и медицинского состояния водителя. Если запустил один из факторов или оба одновременно, что привело к тяжелым последствиям на дороге, — изволь ответить по полной. Ответственность в этом случае будет повышена довольно существенно. При этом директор «Белтехосмотра» считает, что отмена гостехосмотра даже только в отношении автолюбителей нанесёт серьёзный удар по основам развития системы.

Председатель Постоянной комиссии по промышленности, топливно-энергетическому комплексу, транспорту и связи Игорь Комаровский допускает дискуссию о возможности перехода системы всеобщего прохождения ТО на рельсы гражданской ответственности, пишет “СБ. Беларусь сегодня”.

Но, как и в стране-соседке, речь идет только в отношении автотранспорта любителей, но ни в коем случае не о профессиональной сфере, где практика регулярных тех­осмотров автомобилей и медицинского состояния водителей должна, конечно же, сохраниться.

Среди аргументов против:

  • продолжают происходить ДТП, в том числе из-за неудовлетворительного состояния авто: изношенные шины, неисправности тормозной системы и т.д.;
  • наше общество еще не в должной мере ментально соответствует таким нововведениям и желаемого эффекта добиться пока не получится;
  • поворот в сторону гражданской ответственности в этой области требует внесения изменений не только в Гражданский кодекс, но и в Уголовный;
  • требуется определенное время, для того чтобы все заинтересованные ведомства были готовы вести предметный разговор на эту тему;
  • у водителя может быть недостаточно навыков и знаний, чтобы содержать авто в надлежащем состоянии.

Аргументы за:

  • граждане ожидают от государства шагов по отмене ТО для личного транспорта;
  • техосмотр для личных легковых машин и мотоциклов отменили в России (при смене владельца, если авто старше 4-х лет, его всё же надо будет проходить), а у нас Союзное государство;
  • техническое состояние автомобиля, как, кстати, и медицинское соответствие водителя, устанавливается на момент осмотра одномоментно, а что будет после выезда за пределы диагностической станции — неизвестно;
  • в республике фиксируются случаи коррупции при прохождении ТО. За взятку некоторые работники диагностический станций закрывали глаза на существенные недостатки предъявляемых к осмотру автомобилей;
  • чтобы повысить сознательность белорусов-автолюбителей, при ДТП из-за неудовлетворительного состояния авто можно ужесточить ответственность.

Свою позицию последовательно отстаивает Юрий Ленчевский, директор РУСП «Белтехосмотр». По его мнению, позиция типа «техническое состояние автомобиля — компетенция исключительно его владельца» довольно сомнительна.

В настоящее время доля транспортных средств, принадлежащих физическим лицам, в общем объеме парка подвижного состава в стране составляет порядка 85 %, а это около 3,8 миллиона автомобилей. Отмена проведения государственного технического осмотра, помимо несоблюдения международных норм, повлечет снижение степени ответственности значительной доли автовладельцев перед обществом, которое будет негласно поощряться государством, полагает Юрий Ленчевский.

А сложившаяся в республике система технического диагностирования в области государственного технического осмотра позволяет за относительно короткий промежуток времени и небольшую плату проверить транспортное средство с позиции возможности его участия в дорожном движении.

Всего в республике насчитывается 229 диагностических станций. Очевидно, что в случае принятия решения об отмене ТО структура “Белтехосмотра” будет нуждаться в реорганизации.


Напомним, что с 1 января 2021 года госпошлину от техосмотра “отвязали”, а с 1 марта 2021-го стала возможной рассылка “писем счастья” за непройденный ТО. Однако после ажиотажа в январе – марте прошлого года уже с апреля белорусы стали терять интерес к ТО. В связи с этим УП “Белтехосмотр” направило в адрес Министерства транспорта и коммуникаций РБ и МВД предложения об активизации работы.

Тем временем российское МВД само выступило инициатором отмены ТО для личных авто, так как “тарифная политика при формировании стоимости оказывает негативную ситуацию с развитием рынка данных услуг”.

В тему:

В Беларуси хотят отменить техосмотр, как в России? Директор “Белтехосмотра” – против