С его слов, отмена проведения гостехосмотра повлечёт снижение ответственности автовладельцев.
Напомним, в конце декабря прошлого года в соседней стране отменили обязательный техосмотр для личных машин и мотоциклов. А с учётом всяческих “дорожных карт”, Союзного государства и прочих гармонизаций законодательства двух стран рано или поздно должен был возникнуть вопрос о техосмотре и в Беларуси. Вот что по этому поводу думает директор РУП “Белтехосмотр” Юрий Ленчевский.
– В настоящее время доля транспортных средств, принадлежащих физическим лицам, в общем объеме парка подвижного состава в стране составляет порядка 85%, а это около 3,8 миллиона автомобилей. Отмена проведения государственного технического осмотра, помимо несоблюдения международных норм, повлечет также снижение ответственности значительной доли автовладельцев перед обществом, которое будет негласно поощряться государством, – рассказал изданию “СБ. Беларусь сегодня” Юрий Ленчевский.
По мнению директора “Белтехосмотра, либерализация в этой области видится не в освобождении отдельных категорий транспортных средств от его прохождения, а в переходе на унифицированные требования, которые используются крупными геополитическими образованиями (Таможенный союз, СНГ, Европейский союз и т.д.). Это позволит сохранить сложившийся мощнейший производственный и человеческий потенциал, направленный на обеспечение безопасности дорожного движения, уверен Юрий Ленчевский.
Как это работает в РФ
Закон об отмене обязательного регулярного технического осмотра личных легковых машин и мотоциклов опубликовали на официальном портале правовой информации. Его подписал Владимир Путин. Техосмотр всё ещё можно провести, если владелец посчитает нужным.
В каких случаях всё ещё обязателен техосмотр:
- при первичной постановке машины на учёт;
- при смене владельца (например, при продаже) и при изменении конструкции машины, если она «старше» четырёх лет;
- для такси и другого транспорта, где перевозят пассажиров;
- Для личного транспорта, используемого в служебных целях.
Изначально отменить обязательный техосмотр предложило МВД, сочтя, что “в ряде российских регионов не выполняются нормативы минимальной обеспеченности населения пунктами технического осмотра”, а “тарифная политика при формировании стоимости оказывает негативную ситуацию с развитием рынка данных услуг”.
Белорусы теряют интерес
В прошлом году по известным всем причинам у белорусов проснулся интерес к техосмотру. Напомним, что с 1 января 2021 года “отвязали” госпошлину от техосмотра, а с 1 марта 2021-го стала возможной рассылка “писем счастья” за непройденный ТО. Однако после ажиотажа в январе – марте прошлого года уже с апреля белорусы стали терять интерес к ТО. В связи с этим УП “Белтехосмотр” направило в адрес Министерства транспорта и коммуникаций РБ и МВД предложения об активизации работы.
Всего в 2021 году техосмотр в Беларуси прошло на 119,3% больше транспортных средств, чем в 2020-м. Было выдано 1.592.354 разрешения на допуск транспортных средств к участию в дорожном движении. 85,2% всех разрешений – физлицам (1.356.797 разрешений).
Напомним, управление ТС, в отношении которого не выдано разрешение на допуск к участию в дорожном движении, если собственником такого ТС является физическое лицо, влечет наложение штрафа в размере до трех базовых величин (с января 2022 – 96 рублей).