Под капотом Ford обнаружились еще 8 «кубиков», и вот гомельчанин уже должен стране пару тысяч

Под капотом Ford обнаружились еще 8 «кубиков», и вот гомельчанин уже должен стране пару тысяч

29.07.2021 в 11:24
Виталий Петрович, Onliner

Американские аукционы — по-прежнему востребованный способ заполучить из-за океана стоящий автомобиль за приемлемую цену. Но приходится считаться с определенными рисками и дополнительными тратами: покупка через посредника, транспортировка, зачастую ремонт авто. Не нужно забывать и про растаможку — еще одна значительная статья расходов. Читатель Onliner Андрей, купив настоящий американский Ford Fusion и уже пройдя все необходимые процедуры, неожиданно для себя узнал, что его машина ни с того ни с сего прибавила 8 «кубов» к объему двигателя. И он, соответственно, задолжает государству пару тысяч.

Вместо Клайпеды — в Одессу

Андрей к выбору машины подходил осознанно: изучал варианты, сопоставлял модели. Остановился на Ford Fusion, который решено было купить в Америке, а затем доставить в Беларусь, в родной Гомель.

— Нашел местную контору, которая занимается доставкой авто из США, заключил с ней договор — все как полагается. Мне подобрали автомобиль — Fusion 2018 года выпуска. Я внес необходимую сумму, мы выиграли аукцион. В начале февраля машина должна была прибыть в Беларусь, — рассказывает читатель.

Логистика таких приобретений хорошо известна: по крайней мере до недавнего времени автомобили в контейнерах доставляли через океан в порт Клайпеды, откуда уже на автовозах они попадали в Беларусь. Дальше растаможка, ремонт (если требуется), постановка на учет — все стандартно.

Но Fusion, который приобрел Андрей, попутешествовал по свету, прежде чем попасть в синеокую.

— Корабль задержался, поэтому мне отзвонились чуть позже положенных сроков. Ну, причина уважительная — я все понимаю. В конце концов со мной связались, говорят, мол, можешь завтра приезжать в Минск, растаможивать свой Ford. И не успел я обрадоваться, как последовал еще один звонок: кто-то что-то напутал, и в Клайпеду пришла не моя машина, — говорит мужчина.

За документальность не ручаемся, но произошло примерно следующее. На американских аукционах было продано два прекрасных Ford Fusion: один постарше, другой помоложе, оба синие, даже VIN были немного похожи. Одна машина должна была попасть в Клайпеду и затем в Беларусь, путь другой лежал в Одессу. Но в далеком заокеанском порту произошла путаница, и «украинская» машина поплыла в Клайпеду, а Ford Андрея — в Одессу.

Делать было нечего: автовоз развернулся и повез уже доставленный Fusion обратно в Клайпеду, а наш читатель запасся терпением, так как суда в украинский порт идут дольше, чем в Литву.

— Наконец приплыл туда нужный контейнер, но на этом мои проблемы не закончились: украинцы отказались отдавать мой автомобиль, пока сами не получат тот Ford, который должен был к ним приплыть, — продолжает собеседник.

Выполнить ультиматум украинских таможенников было непросто. Тот автомобиль, что все это время ожидал в Клайпеде, по сути Андрею не принадлежал. Приходилось быть на связи со всеми сторонами процесса: американским продавцом, литовским портом, белорусской фирмой-посредником, украинской таможней. Месяц ушел на переговоры, но все разрешилось, и из Одессы помчался автовоз с тем самым, правильным Ford Fusion. Привезли машину уже не в Минск, а в Гомель, но так даже удобнее.

Растаможка

Напомним, что в апреле 2019 года был подписан Указ №140 «О возмещении таможенных пошлин, налогов». Документом предусматривается возмещение из республиканского бюджета 50% таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате при ввозе на территорию Беларуси одного легкового автомобиля в течение года, лицам, имеющим инвалидность I либо II группы, а также многодетным семьям.


Андрей растаможивал автомобиль на льготных условиях.

— Пришел к декларанту, отдал все документы, что были, включая инвойсы. Декларант все заполнил, отдал мне бумаги — неси на таможню. Принес, отдал, там все посмотрели, назвали сумму, которую я оплатил, — забирай машину, — рассказал он.

Растаможка, таким образом, составила порядка 4000 рублей.

Автомобиль привели в порядок, отремонтировали, поставили на учет.

— В итоге с учетом всех трат Ford 2018 года обошелся мне в $10 500 в эквиваленте, — подсчитал Андрей. — Я успел на нем покататься два месяца, а затем получил письмо из таможни: растаможка уплачена не полностью — доплатите.

Письмо из таможни

В письме, которое прислала Гомельская таможня, сообщалось «о неуплаченных в установленные сроки таможенных пошлинах, налогах, взимаемых по единым ставкам в отношении товаров для личного пользования, подлежащих уплате в связи с выявлением нарушений статьи 268 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза вследствие неверного заявления в пассажирской таможенной декларации рабочего объема двигателя транспортного средства Ford Fusion».

Итого к оплате: 1866 рублей 2 копейки. Срок — десять рабочих дней с момента получения извещения.

8 «кубиков»

Как так вышло, что оплаченная растаможка оказалась неполной? Обратимся к имеющимся документам. Во всех бумагах, которые получил Андрей вместе с автомобилем, рабочий объем двигателя был указан либо как 1,5, либо как 1500. Это же было указано в декларации, в соответствии с этими данными производились расчеты для растаможки авто.

Даже сейчас, погуглив, можно найти сведения о том, что объем двигателя у такого Ford Fusion 2018 года выпуска составляет 1499 куб. см.

— На таможне мне рассказали, что выборочно проверяют оформленные автомобили, и в мой, можно сказать, ткнули пальцем. Отправили запрос дилеру, и он ответил, что объем двигателя такого автомобиля — 1507 куб. см, — говорит читатель.

Разница — 8 «кубиков». Почему же она имеет такое значение?

Расчет таможенных пошлин

В интернете можно найти огромное количество виртуальных калькуляторов для расчета, но надежнее обратиться к законодательству, тем более что все действующие тарифы можно найти на официальном сайте таможенных органов.

При оформлении транспортного средства, ввозимого для личного пользования, имеют значение следующие данные:

  • год выпуска;
  • стоимость;
  • тип двигателя;
  • объем двигателя.

У Андрея автомобиль 2018 года, то есть с момента выпуска прошло более 3, но не более 5 лет. В этом случае стоимость не имеет определяющего значения, а на первый план выходит объем бензинового двигателя авто. В частности, имеет принципиальное значение, превышает ли рабочий объем двигателя те самые 1500 куб. см.

Если не превышает, то таможенная пошлина начисляется из расчета 1,7 евро за 1 куб. см рабочего объема двигателя. А если превышает — из расчета 2,5 евро за 1 куб. см рабочего объема двигателя. Делим все надвое, раз речь о льготном оформлении, но суть ясна.

Вот и вышло, что 8 дополнительных «кубиков» стоят так дорого.

Откуда они вообще взялись?

Андрею таможня сообщила, что данные предоставлены официальным дилером и нет оснований не доверять этим сведениям.

— Я тоже позвонил дилеру. Гомельский сразу перенаправил в Минск, пояснив, что сам не может ответить на мой вопрос, а в Минске мне назвали по телефону цифру 1499 куб. см. Позднее, когда я перезванивал для того, чтобы получить соответствующий документ, который бы мог предоставить в качестве доказательства таможне, мне сказали, что обновилась официальная лицензионная программа, и теперь в спецификации значится 1507 кум. см. Когда я спросил, есть ли документальное подтверждение внесенных изменений, мне ответили, что есть только компьютерная программа, — рассказал собеседник.

Были попытки через знакомых получить информацию в дилерских центрах России и Украины. Российский автоцентр, к примеру, по запросу выдал справку, в которой объем двигателя указан как 1,5L.

Владельцы Ford уже забили тревогу в одном из чатов.

— В итоге за свою полуторалитровую машину я должен платить, по сути, как за двухлитровую. На таможне мне сказали, что я первый такой, кому «прилетела» доплата, а еще сказали, что имеют право перепроверять данные по ввезенным машинам за три последних года. Но ведь таких Fusion в страну завезли очень много, какие-то машины еще идут в контейнерах. И у всех в декларациях будет уже другой объем двигателя, и сумма растаможки существенно увеличится — люди схватятся за голову, — отметил Андрей.

Между тем автовладельцу уже звонили судебные исполнители: предупредили о сроках внесения оплаты, а также о возможных нежелательных последствиях в случае отказа.

— Мы подали жалобу в Государственный таможенный комитет, мне ответили, что она будет рассмотрена в месячный срок. При этом оплату я все равно обязан внести, а если решение Гомельской таможни отменят, мне вернут деньги, — добавил собеседник.

Комментарий дилера

В автоцентре «Атлант-М Боровая» Onliner оперативно разъяснили сложившуюся ситуацию.

Прежде всего важное уточнение: существует два варианта автомобилей Ford Fusion.

— Одна из моделей, назовем ее Ford Fusion (Europe), производилась в Германии и Индии с 2002 по 2012 годы. Вторая модель Ford Fusion, назовем ее Ford Fusion (Americas), производилась в Мексике (сборочное производство Эрмосильо, штат Сонора) с августа 2005-го по июль 2020-го для рынков Северной и Южной Америки, — пояснили в автоцентре.

Ford Mondeo 5-го поколения

Под капотом Ford обнаружились еще 8 «кубиков», и вот гомельчанин уже должен стране пару тысяч

Ford Fusion

В нашей истории речь идет об автомобиле, производившемся для Северной и Южной Америки. Для простоты продолжим называть его Ford Fusion.

— Для рассматриваемого Ford Fusion (2012—2020 модельные годы) существует «близнец» —  Ford Mondeo 5-го поколения. Начиная с 2013 года и по сей день он производится для рынков Евразии на сборочных производствах в Испании, Китае, Российской Федерации (до 2019 года), — продолжает дилер.

Важно: оба автомобиля оснащались схожими силовыми установками.

— Это не единичный случай в мировой практике, когда у одного производителя существуют автомобили-близнецы. Для сравнения можно привести пример с Mazda6 и Mazda3 против Mazda Atenza и Mazda Axela соответственно. Это также визуально одинаковые автомобили, но произведенные для разных рынков на разных сборочных производствах, — разъяснили в «Атлант-М Боровая».

Вплотную подбираемся к истории нашего читателя.

— Для каждого автомобиля, будь то Fusion или Mondeo, существует конкретная техническая документация. Объем и содержание технической документации разные, но справедливо одно — техническая документация применяется только к той модели автомобиля, для которой она создана. Всегда в самой технической документации (руководство по ремонту, руководство пользователя и т. п.) указываются модели автомобилей, к которым применима данная техническая документация. Так как автомобили Ford Fusion и Ford Mondeo являются разными моделями, нельзя применять руководство от Mondeo для Fusion или наоборот, даже если на первый взгляд отличий не находится либо они не кажутся значительными, — указывают специалисты.

Если изучить выдержки из руководства по ремонту для автомобилей Ford Mondeo и Ford Fusion, то видно, что данные похожи и близки, но не одни и те же.

— Видно, что для Mondeo с двигателем 1,5L EcoBoost объем двигателя составляет 1499 куб. см. Для Fusion указано название силовой установки 1,5L GTDI (EcoBoost), но нет каких-либо сведений об объеме самого двигателя. Возникает вопрос: так где же получить необходимую информацию? Нужно обратиться к дополнительному источнику. Одним из них может быть руководство пользователя (Owner’s manual). Данное руководство подбирается исходя из модельного года автомобиля и даты его производства, — пояснили в автоцентре.

Таким образом, объем двигателя (engine displacement) 1.5L GTDI (EcoBoost), которым оснащен 2018 Ford Fusion, составляет 92 кубических дюйма (cubic inches). Если произвести пересчет из английской в метрическую систему мер, то 92 куб. дюйма равны 1507, 61 куб. см.

— Становится ясно, почему отличаются данные об объемах двигателя, предоставленные гражданином и полученные от «Боровой». Предполагаем, что гражданин предоставил данные для Ford Mondeo вместо данных для Ford Fusion 2018 модельного года, — отмечает дилер

Почему в принципе возникло такое разночтение?

— К сожалению, ответ на данный вопрос комплексный. Существует множество факторов, которые могут влиять на данную ситуацию: во-первых, разработкой документации занимаются разные люди, так как автомобили производятся в разных частях света. Во-вторых, существует философия автомобилестроения европейской и североамериканской школы. Техническая информация об автомобиле в США более открыта, чем в Европе или Азии. Немаловажным фактором, влияющим на содержание технической документации, является используемая система измерений: США использует английскую систему мер, в то время как большинство производителей использует метрическую систему, — объяснили в «Атлант-М Боровая».

Что делать в подобных случаях?

— Есть только один ответ: необходимо верно подбирать техническую информацию. В качестве критериев должны использоваться в первую очередь идентификационный номер кузова автомобиля (VIN), во вторую — модель и год выпуска автомобиля, — рекомендуют специалисты. — Компания Ford предоставляет в открытом доступе веб-версии руководств пользователя, а также медиацентр, который содержит характеристики и брошюры автомобилей Ford.

Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by

Метки:

Обсуждение