ГАИ не ставит на учет машины, приобретённые в России. Это законно?

ГАИ не ставит на учет машины, приобретённые в России. Это законно?

09.03.2020 в 15:59
Евгений Грачёв, ABW.by

Кажется, что, выехав из автосалона, новоявленный автовладелец прошел самую трудную стадию эпопеи под названием “покупка авто”. Но иногда получается, что впереди его ждут более сложные испытания.

“Мы не заверяем копии электронных ПТС”

Дмитрий (читатель Автобизнеса): “За своей новой машиной я отправился в Россию, на завод в городе Тольятти. Я специально летал туда, чтобы сэкономить порядка 1500 долларов по сравнению с приобретением такого же автомобиля в Беларуси. В этой поездке очень много полезного. Во-первых, выбор на месте большой, получаешь отличную цену на автомобиль. Во-вторых, в Тольятти сконцентрировано много мелких производителей дополнительных аксессуаров, которые стоят в два, а то и в три раза дешевле, чем у нас. В-третьих, это маленькое путешествие с обкаткой машины на обратном пути.

Выбрал и оплатил автомобиль, мне выдали на руки стандартный пакет документов, который позволяет беспрепятственно поставить авто на учет в странах Таможенного союза: договор купли-продажи, акт приемки автомобиля, выписку из электронного ПТС и заверенную копию сертификата ОТТС. По приезде в Беларусь я оплатил утильсбор и постановку автомобиля на учет. Прошел сверку и отправился подавать документы в МРЭО ГАИ, но каково же было мое удивление, когда на учет мой автомобиль ставить отказались, отослав заверить выписку из электронного ПТС в представительство АО “Электронный паспорт” в Республике Беларусь. По телефону представитель данной компании отправила меня обратно в ГАИ со словами: “Мы не заверяем копии электронных ПТС. Пусть ГАИ пишет запрос, мы на него ответим”.

Недолго думая, я отправился на прием к начальнику подразделения МРЭО ГАИ, но он был непреклонен и повторил мне слова своих сотрудников, сказав, что ничего писать не собирается. Итог – отказали в регистрации ТС. Но машина новая! Что теперь делать?”

“Дилер сказал, что это “хотелки” ГАИ”

Дмитрий (читатель Автобизнеса): “Решил приобрести в салоне у московского дилера автомобиль Volkswagen Tiguan российской сборки. Все как обычно: деньги заплатил, документы на руки получил – и в путь домой.

Радость от приобретения авто закончилась в белорусском МРЭО, где мне сказали, что переданные дилером документы, в частности выписку из электронного ПТС, необходимо заверить некой печатью. Это меня поставило в тупик, поскольку при продаже автомобиля заверяли, что выданного пакета документов достаточно для постановки автомобиля на учет в странах Таможенного союза.

Связался с дилером по телефону, и он мне ответил, что это “хотелки” местной ГАИ, пусть читают законы. Выданных документов достаточно”. Что происходит? Автомобиль же новый, почему я не могу поставить его на учет? На эти вопросы в ГАИ ответили, что так решили на неком совещании, где обсуждался данный вопрос”.

Что говорит закон?

К сожалению, случаи, когда новые автомобили, приобретенные в России, не ставят у нас на учет, стали происходить с пугающей регулярностью. Чего только стоит история читателя Валентина, прошедшего огонь и воду в противостоянии с ГАИ Жлобина при попытке зарегистрировать новый Volkswagen Polo от московского дилера.

Разложим все по полочкам. Речь идет вот об этом документе, выдаваемом дилером при покупке автомобиля, который ГАИ требует заверить.

Это выписка из электронного паспорта. Статус – действующий. Что это означает? Для ответа на этот вопрос обратимся к Решению коллегии Евразийской экономической комиссии №122 от 22 сентября 2015 года “Об утверждении порядка функционирования систем электронных паспортов транспортных средств (электронных паспортов шасси транспортных средств) и электронных паспортов самоходных машин и других видов техники”.

6. Электронному паспорту в процессе его оформления, заполнения и внесения в него изменений присваивается в системах электронных паспортов один из следующих статусов:

“действующий” – присваивается автоматически после присвоения уникального номера электронного паспорта и поступления сведений о выпуске товара (в случае ввоза) и об уплате утилизационного или иного аналогичного сбора (далее – утилизационный сбор) в соответствии с законодательством государства-члена в случае, предусмотренном законодательством этого государства-члена…

Это означает, что документ в том виде, который выдает дилер, действующий в прямом понимании этого слова. Теперь посмотрим, что требует наше отечественное законодательство при регистрации транспортных средств. Для этого обратимся к указу №200 об административных процедурах.

В соответствии с п.15.11 Перечня административных процедур “Государственная регистрация транспортных средств”, при регистрации автомобиля необходимы:

“документ завода-изготовителя, подтверждающий производство транспортного средства, – для транспортных средств, не бывших в эксплуатации (при отсутствии этих сведений в системе электронных паспортов транспортных средств)” (а такие сведения в системе есть, что подтверждается выпиской из электронного паспорта. – Прим. ред.).

“При отсутствии этих сведений в системе электронных паспортов транспортных средств” – один из ключевых моментов. Система – это, по сути, электронная база данных, содержащая всю необходимую информацию об автомобиле с момента его выпуска с конвейера завода-изготовителя. Дилером делается выписка из электронного паспорта, которая подписывается электронной подписью. Это на тот случай, когда у кого-то нет доступа к системе электронных паспортов.

Сведения, содержащиеся в выписке, являются актуальными (действительными), в тексте документа даже ссылка на это есть. Очень странно, что ГАИ отправляет автовладельцев заверять такие выписки. Никакого дополнительного заверения данного документа при постановке автомобиля на учет не требуется.

При этом инспекторы и руководители регистрационных подразделений ГАИ при наличии неких сомнений могут самостоятельно запрашивать сведения, необходимые им для совершения административных процедур. Это прямая обязанность, закрепленная в Законе об основах административных процедур. При этом автовладельцу при постановке автомобиля на учет необходимо предоставлять четко оговоренный законом пакет документов (п.15.11 перечня).

Закон об основах административных процедур:

заявительный принцип одного окна – обращение заинтересованного лица с заявлением в один уполномоченный орган с приложением документов и (или) сведений, необходимых для осуществления административной процедуры, которые могут быть представлены только заинтересованным лицом…

Всё, что вне этого пакета, обязан истребовать инспектор ГАИ путем направления соответствующего запроса, а не отправлять автовладельцев куда-то и зачем-то.

Статья 20 Закона об основах административных процедур. Действия работников уполномоченного органа при рассмотрении заявления заинтересованного лица

1. При рассмотрении заявления заинтересованного лица работниками уполномоченного органа:

  • изучаются представленные заинтересованным лицом документы и (или) сведения;
  • осуществляется поиск и анализ документов и (или) сведений, необходимых для осуществления административной процедуры, имеющихся в уполномоченном органе;
  • сверяется информация, содержащаяся в представленных заинтересованным лицом документах и (или) сведениях, с информацией, имеющейся в уполномоченном органе;
  • получаются необходимые сведения из государственных регистров, реестров, кадастров, списков, каталогов, баз и банков данных;
  • направляются запросы в другие государственные органы, иные организации…

“Это не проблема потребителя”

За разъяснениями редакция Автобизнеса обратилась в Представительство АО “Электронный паспорт” в Республике Беларусь и вот какой ответ получила:

“В нормативно-правовом акте, который устанавливает перечень документов, необходимых при постановке транспортных средств на учет, никакой выписки, тем более заверенной представительством или дилером, не предусмотрено. Это следует из Указа Президента РБ №200 об административных процедурах. В Решении коллегии Евразийской экономической комиссии №122 указывается, что электронные паспорта, оформленные в России, у нас юридически значимые, имеем в виду в Беларуси.

Поэтому требование отправлять людей к нам не понятно чем регламентировано. По законодательству мы можем предоставлять госорганам сведения из системы электронных паспортов в любом объеме и в любое время. Мы никому не отказываем. Если есть сведения о транспортном средстве в системе электронных паспортов, то это вообще не проблема потребителя, почему ГАИ не может эти сведения в системе посмотреть?”

Просто знайте свои права, основанные на требованиях законодательства.