Почему водители гомельских маршруток рискуют своими правами и нашей с вами безопасностью?

Почему водители гомельских маршруток рискуют своими правами и нашей с вами безопасностью?

21.03.2019 в 13:46
Руслан Пролесковский, "Республика"

Большинству из нас наверняка знакомы сомнительные прелести поездок в переполненных маршрутках. Когда в лучшем случае над вами, опасно кренясь, нависают те, кому не хватило сидячего места. А в худшем — вы сами проходите кастинг на главную роль в блокбастере «Скалолаз». Руки судорожно сжимают поручень (если, конечно, он есть), а мысли об одном — скорее бы доехать…

Перевозка пассажиров сверх лимита не единственный грех маршрутчиков

Впрочем, такие неудобства лишь верхушка айсберга проблем, с которыми годами борется Госавтоинспекция. Журналист «Р» наблюдал за тем, как это происходит, и разбирался в нюансах ситуации.

Проверки на дорогах

Рано утром вместе с госавтоинспекторами межрайонного отдела ГАИ УВД Гомельского облисполкома Валерием Антоновым и Владимиром Вербицким отправляюсь в рейд. Час пик длится примерно с 7.30 до 9.00. Горожане торопятся на работу. Еще сильнее спешат перевозчики, которым дорога каждая минута. В этой утренней гонке правила дорожного движения и здравого смысла отходят на второй план.

Возле площади Восстания одну за другой останавливаем несколько маршруток. Водитель «Мерседеса-Спринтер» не скрывает раздражения:

— Что-то часто меня тормозят в последнее время. В чем причина?

Причину его недовольства понять несложно. Несколько человек в салоне стоят. Одна из пассажирок пытается выйти — до остановки метров двадцать. Водитель не разрешает. Штраф за высадку в неположенном месте ему ни к чему.

Госавтоинспектора Валерий АНТОНОВ и Владимир ВЕРБИЦКИЙ проверяют водителей маршрутных такси

Зато к водителям двух других маршруток претензий не возникло. Перелимита по числу пассажиров нет, права, техпаспорта, страховки — в наличии.

— С документами обычно все в порядке, — говорит капитан Антонов. — За этим перевозчики следят строго, поскольку, случись что, могут потерять лицензию. Хотя несколько лет назад выявили случай, когда маршруткой управлял водитель, ранее лишенный удостоверения.

Нарушений больше нет. Но обольщаться не стоит. Секрет прост. Информация о нашей работе пошла «в эфир» мобильных приложений. В одном из них читаем про то, что ГАИ «бомбит маршрутки, а какой-то чел фотографи-рует». Протирая объектив камеры, даже боюсь предположить, кого это они имели в виду.

Сменив дислокацию, останавливаем еще несколько маршруток. В одной из них наблюдаем забавную сцену. Очевидно, по просьбе водителя часть пассажиров приземляется на колени к незнакомым людям. Маневр бесполезен. Чтобы зафиксировать нарушение, достаточно заглянуть в салон.

Нас снова выдает Telegram. Один из пользователей даже записывает голосовое сообщение о том, что на улице Хатаевича «ловят в три руки». Рейд завершен. Еще часть дня инспектора потратят на оформление протоколов и вручение их водителям. Стоит отметить, такие мероприятия проводятся с максимальной оперативностью. Проверка каждой машины длится не более двух минут.

Лучше плохо ехать, чем хорошо идти

Анализирую прошлогоднюю статистику. В ДТП, случившихся в Гомельской области по вине маршрутчиков, пострадали пять человек. Притом что в 2017-м таких случаев не было вообще. Статистически — произошел значительный всплеск.

Трое из пострадавших — пассажиры, стоявшие в салоне и падавшие при экстренном торможении. Результат — синяки, ушибы, переломы. В случае тяжелых последствий водитель может не только лишиться удостоверения, но и стать фигурантом уголовного дела. Хотя загипсованному пассажиру от этого вряд ли будет легче. Понимая рискованность поездок, все… продолжают ездить. Желание перевозчика сорвать лишний рубль в час пик очевидно. Но только ли в этом дело? Один из водителей, попросивший не называть его имени, отвечает на мои вопросы чередой встречных:

 — Ты сам по утрам в маршрутках часто ездишь? Видел, что творится? При всем желании — я что могу сделать, когда полный салон набивается? Не ехать дальше? Выгонять лишних? Такой скандал начнется — меня люди самого из машины высадят!

До недавнего времени существовал спорный момент, связанный с микроавтобусами Peugeot Boxer. В их техдокументации предусмотрена перевозка четырех человек стоя. На что и ссылались водители. Ясность внесена постановлением Совета Министров № 636 от 21.08.2018 г. В изменениях и дополнениях в Правила автомобильных перевозок пассажиров сказано, что их количество не может превышать число сидений, установленных заводом-изготовителем. Вполне логично. Ведь травмы при падении люди получают независимо от того, в машине какой марки они ехали.

В двух шагах от ДТП

Перевозка пассажиров сверх лимита не единственный грех маршрутчиков. Согласно правилам они должны двигаться в крайней полосе, выделенной для общественного транспорта. Однако водители норовят втиснуться в соседнюю слева, где движение быстрее. При этом нарушаются скоростной режим, правила маневрирования, происходят выезды на встречную полосу.

Водители маршрутных такси на встрече с руководством УГАИ УВД Гомельского облисполкома

Мотив прежний — борьба за клиента. Особенно когда того нужно забрать на остановке из-под носа у коллег. Верный признак такой тактики — если водитель без видимых причин то прибавляет, то снижает скорость. Впрочем, сами перевозчики твердят о вынужденном характере нарушений — чтобы уложиться в доведенный им жесткий график.

— Мы изучали его, проводя исследования по каждому маршруту, — заместитель начальника межрайонного отдела ГАИ УВД Гомельского облисполкома Владимир Чикезов делится результатами. — Отведенное время позволяет водителям двигаться, не нарушая ПДД и соблюдая заданный интервал. Расписание полностью соответствует стандартам безопасности перевозок.

Впрочем, все это выглядит мелочью на фоне недавней трагедии в Бресте. На пешеходном переходе маршрутка сбила 10-летнего мальчика. Ребёнок погиб. Водитель арестован, ведется следствие. С демонстрации видеокадров ДТП началась недавняя встреча руководства УГАИ с гомельскими перевозчиками. Показали и другие записи, уже местного «производства». На одной из них маршрутка проносится по зебре в опасной близости от пешеходов. В последний момент они успели отпрянуть…

Подобные видео в интернете появляются едва ли не каждый день. Госавтоинспекция «народный контроль» приветствует, отмечая профилактический эффект.

— При наличии записи найти нарушителя нам не составляет труда, — отмечает командир батальона ДПС ГАИ УВД Гомельского облисполкома Владимир Саприко. — Иногда только звоним человеку, а он уже знает, за что, — все видел в интернете. Наказываем виновных по каждому факту. Вплоть до лишения водительского удостоверения.

Игнорировать требования безопасности готовы и те, кто возят, и те, кто ездят. Во время рейдов ГАИ пассажиры нередко встают на защиту водителя. Аргумент один, но железный — опаздываем на работу. Трудовая дисциплина — дело нужное. Но стоит ли оно риска оказаться на больничной койке вместо проходной предприятия? Вопрос риторический.

КОМПЕТЕНТНО

Андрей Гаркуша, начальник УГАИ УВД Гомельского облисполкома:

— В прошлом году водители маршрутных такси привлекались к ответственности более тысячи раз. Зачастую попадаются одни и те же люди, которые своими необдуманными действиями подвергают опасности пассажиров и других участников дорожного движения. Поэтому меры реагирования принимаются жесткие. Кроме того, мы каждую неделю информируем о выявленных нарушениях единого оператора — КУП «Гомельоблпассажиртранс». Многочисленные факты могут стать основанием для рассмотрения вопроса о лишении лицензии фирмы-перевозчика.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки на первоисточник.

Метки: