Как остановить пьяных водителей?

Как остановить пьяных водителей?

22.12.2018 в 11:42
Анастасия Макеева, "Правда Гомель"

Наказание за вождение в нетрезвом виде должно быть самым суровым.

На трассе Могилёв — Гомель мы с отцом нагнали неадекватную иномарку: машина виляла из стороны в сторону, то прибавляя, то снижая скорость. Помню, чувствовала себя крайне некомфортно: обгонять такого «водятла» отец не решался — слишком опасно, а потому ехали следом на протяжении нескольких километров, пока «пьяное» авто не свернуло в сторону Быхова. Позвонили в ГАИ, обеспечили водителю проблемы с законом…

ПОЕЗДКИ, КОТОРЫЕ ПЛОХО ЗАКОНЧИЛИСЬ

Дорожные происшествия по вине пьяных за рулем — далеко не редкость. Жуткие аварии с пострадавшими то и дело появляются в сводках ГАИ. В Жлобине утром 1 сентября 25-летний водитель «Опеля» с признаками алкогольного опьянения выехал на полосу встречного движения на улице Полевой и столкнулся с «Фольксвагеном». Водитель встречного авто от полученных травм скончался, пятилетний мальчик-пассажир, находившийся на заднем сиденье «Фольксвагена» в детском кресле, был госпитализирован в хирургическое отделение райбольницы.

В Речицком районе 1 ноября 30-летний нетрезвый мужчина за рулем «Пежо» не справился с управлением на закруглении дороги и съехал в кювет. Машина несколько раз перевернулась и врезалась в дерево. Водитель погиб на месте происшествия, пассажиры 22, 25 и 28 лет попали в больницу с травмами.

Эти примеры свидетельствуют о вероятном и наиболее логичном завершении любой «пьяной» поездки. К счастью, не каждая заканчивается так.

За 11 месяцев года сотрудники ГАИ области зафиксировали 3144 факта вождения в нетрезвом виде. Именно столько раз по нашим дорогам прокатились, заметим, выявленные потенциальные убийцы.

За прошлый год было зафиксировано 3903 факта «пьяной» езды (в ДТП по вине нетрезвых водителей погибли 16 человек), в 2016-м — 3857, в 2015-м — 4795 фактов, в 2014-м — 4905 фактов.

Цифры более ранних лет и вовсе космические: 6257 и 6976 фактов вождения в состоянии алкогольного опьянения были выявлены в 2013 и 2012 годах соответственно. При этом за те два года в ДТП с участием пьяных водителей погибли 60 человек. Шокирует, но заставляет задуматься: с 2012 по 2017 год в Гомельской области почти в два раза сократилось как количество пьяных водителей, так и смертей по их вине.

ЖЕСТКИЕ МЕРЫ — ДЕЙСТВЕННЫЕ

В областной ГАИ связывают такую положительную динамику прежде всего с ужесточением ответственности за управление транспортом в состоянии алкогольного опьянения.

Фото предоставлено ГАИ УВД облисполкома

Соответствующие изменения в законодательстве вступили в силу в октябре 2013 года. Тогда в Кодексе об административных правонарушениях Беларуси были увеличены суммы штрафов за вождение в нетрезвом виде. Если раньше они составляли от 15 до 35 базовых величин, то сегодня протрезвевшему нарушителю придется заплатить от 50 до 100 базовых.

Тормозят любителей нетрезвой езды и изменения, внесенные в статью 61 Уголовного кодекса Беларуси «Конфискация имущества». Они позволили судам применять специальную конфискацию авто как средства совершения преступления в случаях, когда водитель попался пьяным за рулем повторно в течение года и возбуждено уголовное дело по статье 317/1 УК Беларуси «Управление транспортным средством лицом, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством такому лицу, отказ от прохождения проверки (освидетельствования)». При этом не имеет значения, в чьей собст­венности находится авто, кроме случаев угона или пользования авто без позволения владельца.

В декабре прошлого года за повторное управление транспортом в состоянии алкогольного опьянения осужден 22-летний гомельчанин. Интересно, что в столь молодом возрасте парень привлекался к уголовной ответственности по статье 317/1 УК Беларуси трижды, но авто так и не было конфисковано. Дело в том, что рулил нетрезвый человек на машине своего отца, и каждый раз автомобиль возвращали владельцу, потому что парень якобы брал машину без ведома владельца. В итоге приговором суда молодому человеку было назначено весьма ощутимое наказание — два года и два месяца лишения свободы в колонии строгого режима с лишением права управления транспортом на 5 лет. Однако машину все-таки оставили владельцу. Прокуратура области опротестовала такой приговор: удалось доказать, что отец не препятствовал сыну садиться за руль пьяным. В итоге вердикт суда в части возврата авто законному владельцу отменили. Машина была конфискована в доход государства.

РЕАЛЬНЫЕ СРОКИ В МЕСТАХ НЕ СТОЛЬ ОТДАЛЕННЫХ

В 2013 году в статью 317 Уголовного кодекса Беларуси «Нарушение Правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств» были введены две новые части. По четвертой части этой статьи пьяный водитель, виновный в причинении тяжкого телесного повреждения или гибели человека, может получить от шести месяцев до 7 лет лишения свободы. Пятая часть за гибель двух и более человек в ДТП по вине нетрезвого водителя предусматривает от 4 до 10 лет лишения свободы.

— Наказание суровое, однако с необходимостью таких жестких мер никто не станет спорить — все прекрасно понимают общественную опасность этого преступления, — отметил старший прокурор отдела прокуратуры области Денис Лапицкий. — Бывает, что прокуратура вносит протест на слишком мягкий вердикт суда, однако такие случаи скорее исключение из правила: мягкие приговоры за преступления, в результате которых погибли или пострадали люди, выносятся редко.

В феврале прошлого года в Советском районе Гомеля нетрезвый водитель «Субару» не пропустил пешехода на пешеходном переходе по улице Богдана Хмельницкого. Мужчина скончался на глазах у жены, которая шла чуть позади и видела момент столкновения. Водитель авто не только был пьян (3,28 промилле), но и значительно, на 20 километров в час, превысил скорость. Как рассказал Денис Лапицкий, суд первой инстанции назначил наказание в виде 7 лет лишения свободы в исправительной колонии в условиях поселения и с лишением права управления транспортом на 5 лет. Однако по протесту прокуратуры Гомеля суд апелляционной инстанции изменил приговор на более строгий: вместо колонии поселения определил отбывать наказание в колонии общего режима. Кроме того, в апелляции увеличили сумму, которую обвиняемый должен выплатить супруге погибшего, с 50 до 100 тысяч рублей.

— В протесте ссылались на тяжесть наступивших последствий, степень алкогольного опьянения, а также на то, что мужчина ранее неоднократно привлекался к административной ответственности за превышение скорости, не пропускал пешеходов, то есть за всё то же, что и привело к трагедии, — рассказал Денис Лапицкий.

По данным прокуратуры области, на протяжении нескольких лет стабильно снижается количество уголовных дел, возбужденных в отношении водителей, которые в состоянии алкогольного опьянения стали виновниками ДТП с тяжкими послед­ствиями.

ОЦЕНКА ДОРОЖНОЙ ОБСТАНОВКИ

В один из декабрьских дней напросилась на дежурство с экипажем ГАИ УВД обл­исполкома. Вместе с заместителем командира взвода батальона дорожно-патрульной службы Вячеславом Зюзей и инспектором ДПС Андреем Кузьменко следили за безопасностью дорожного движения в Центральном районе Гомеля: патрулировали наиболее загруженные улицы — Интернациональную, Советскую, проспект Ленина, площади Восстания и Ленина. В воскресный день с 7.00 до 15.00 ни одного водителя в состоянии алкогольного опьянения обнаружить не удалось. Зато выявили шесть нарушений ПДД пешеходами, два водителя не пропустили людей на пешеходных переходах, шесть авто ехали без техосмотра, два водителя припарковались в неположенном месте, один не был пристегнут.

— Чаще всего граждане садятся пьяными за руль в двух случаях: не хватило алкоголя на празднике или поругались с родст­венниками (супругами или родителями).

В середине недели попадаются редко, в основном с вечера пятницы по воскресенье, — рассказывают сотрудники ГАИ. — Оправдываются по-разному. Кто-то настаивает, что запах алкоголя источают гнилые зубы, недавно выпитые лекарства или квас. Особенно наглые утверждают, что никуда не ехали — сидели в припаркованной машине, когда к ним подошел инспектор. При этом более половины выпивших водителей пытаются скрыться от экипажа ГАИ.

И курьезы бывают. Однажды пьяный гомельчанин буквально умолял забрать у него права: в тот день он поругался с девушкой и поклялся, что больше не станет ее возить на машине. Другой нетрезвый водитель преследовал экипаж ГАИ по городским улицам, чем и привлек внимание сотрудников. Бывало, что прямо на ходу пьяный водитель менялся местами с пассажиром.

Был случай, когда одного и того же водителя трижды за ночь задержали за «пьяное» вождение. К утру на штрафстоянке оказалось три машины: собственная, отцовская и авто тети. В качестве оправдания мужчина твердил: «Как выпью — без руля не могу!»

ВМЕСТО ЭПИЛОГА

Как рассказал начальник управления ГАИ УВД облисполкома Андрей Гаркуша, практически 80 процентов выездов по сообщениям о неадекватных водителях заканчивается составлением админист­ративных протоколов за вождение в нетрезвом виде.

— На дорогах области регулярно выявляют пьяных за рулем. Однако устойчивое снижение их количества, а также количества ДТП позволяет делать выводы о том, что в сознании граждан устоялась норма: пьяный за рулем — потенциальный преступник, — отметил он.

К слову, об осознании. Опросила всех знакомых в поисках хоть кого-то, кто не постесняется рассказать свою печальную историю задержания за рулем в состоянии алкогольного опьянения. Интересно, что ни один из антигероев (в моем окружении их оказалось четверо) на откровенный разговор не решился. Стыдятся поступка. Похоже, профилактика работает.

Метки: