Алексей Никитенко — по должности инженер группы перспективного развития новых энергетических технологий «Белоруснефти». По образованию — магистр экономических наук. Он предпочитает Chevrolet Bolt. Считает, что скоро все пересядут на электромобили. Мы решили выяснить, действительно ли можно сэкономить на E-авто с учетом (пока что) большого первоначального вклада? И как к электротранспорту относится представитель компании, связанной с нефтью, — ведь по одной из теорий заговора они весьма не заинтересованы в развитии этой отрасли. Далее — монолог специалиста.

Места для зарядки
Проблемы, связанные с зарядной инфраструктурой, в нашей стране, на мой взгляд, постепенно успешно решаются. Так, уже к концу 2018 года зарядная сеть «Белоруснефти» будет насчитывать около 90 ЭЗС, к концу 2019-го расширится до 250, а к 2021-му приблизится к 520 ЭЗС — такие планы. А значит, количество станций станет достаточным, чтобы обеспечить комфортное перемещение по стране.
Скорость зарядки
Она относительно высока. К сожалению, пока лишь относительно. Однако и тут есть весомый повод для здравого оптимизма. Рассмотрим пример. Заряд от бытовой розетки мощностью в 3,5 киловатта для Tesla с батареей в 60 киловатт займет около 17 часов. Вполне себе вариант, если не разряжать авто ежедневно «в ноль» и ставить его на зарядку ночью в гараже своего дома. Однако что делать, если нет возможности для заряда в бытовых условиях? Не кидать же удлинитель через балкон на улицу? Хотя такие примеры встречаются. Для тех же, кто все-таки не желает применять дикие способы, есть два варианта. Первый — медленный. Речь идет про ЭЗС типа Mode 3. Они зарядят условную Tesla (с батареей в 60 киловатт) за 6 часов. Белорусские АЗС рассчитывают: в местах, где владелец электромобиля может проводить по 4—8 часов, установят как раз медленные станции. Речь идет о крупных бизнес-центрах, гостиницах, гостевых парковках многоквартирных домов.
Второй вариант — быстрые зарядки, или Mode 4. Они позволяют сократить время заряда до одного часа. Компания установит такие зарядки в общественных местах, где пребывание людей не превышает более одного часа. Например, в крупных торговых центрах, в комплексах АЗС на основных магистралях страны и в черте города.

Понимая данный тренд развития событий, планируется строительство таких электрозарядных комплексов с соответствующей инфраструктурой со второго этапа развития сети (до 2026 года). Размещать их предполагается на АЗС или на новых объектах вблизи крупных электрических подстанций. Пока в мире только одна компания (Ionity) устанавливает «супербыстрые» зарядные станции — и то в тестовом режиме. Дело в том, что существует лишь два электромобиля, которые способны принимать такие мощности. По заявлениям аналитических агентств Bloomberg и McKinsey, активное внедрение «супербыстрых» зарядок начнется через 3—4 года.
Запас хода на одной зарядке
Большинство современных моделей электромобилей имеет запас хода около 200 километров (Nissan Leaf 2018 г. в., BMW i3), что более чем достаточно, если авто используется в городском режиме. Но есть модели, которые способны проехать более внушительное расстояние — 300—350 километров (Chevrolet Bolt, Volkswagen e-Golf, Tesla Model S, Tesla Model 3). Этого достаточно, чтобы добраться, например, из Минска в Гомель лишь с одной остановкой на АЗС для 15 минутного «перекуса» у быстрой станции.

Считаем расходы
В сравнении с традиционными авто в электромобиле ломаться попросту нечему. Например, двигатель — этот огромный агрегат внутреннего сгорания — смотрится несколько архаично на фоне «двух обмоток» электромобиля. Результаты сравнения расходов на топливо и на зарядку электромобиля на ЭЗС не говорят, а «кричат» в пользу электричества.
Чтобы не быть голословными, обратимся к цифрам. Попробуем определить величину затрат на зарядку электромобиля для тех, кто много и часто ездит по городу (и не только). Рассмотрим вариант с годовым пробегом около 30 тысяч километров. Примерная величина тарифа за 1 кВт•ч на ЭЗС — 0,15 доллара США, 1 литр АИ-95 — 0,7 доллара. К сравнению возьмем авто с ДВС (расход 8 литров на 100 километров) и электромобиль (20 кВт•ч на 100 километров).


Считаю, будущее уже наступило. Новые технологии уверенно смещают на «технологическую обочину» традиционные транспортные средства. Активно вводятся новые скоростные ЭЗС в сеть «Белоруснефть», растущая емкость аккумуляторных батарей позволяет использовать электромобиль без ущерба для собственного комфорта, а сами электрические машины в эксплуатации обходятся значительно дешевле авто с ДВС. Наверное, хватит уже что-то доказывать. По-моему, пора перестать игнорировать наступившее будущее и наконец начать пользоваться современными технологиями.



































