Расследование. Как мы "организовали" бизнес по доставке "вешалок" в Одессу, или Снова о нерастаможенных авто и белорусах

Расследование. Как мы “организовали” бизнес по доставке “вешалок” в Одессу, или Снова о нерастаможенных авто и белорусах

15.08.2018 в 10:25
Юрий Гладчук, ABW.by

Нерастаможенные автомобили, или “евробляхи”, – известная проблема Украины. По стране ездят сотни тысяч машин на европейской регистрации, владельцы которых не заплатили таможенные пошлины при ввозе. Помогают украинцам в этом белорусы, оформляя на себя временный ввоз таких машин.

Недавно стало известно о страшном ДТП с микроавтобусом под Одессой, в котором погибло 5 наших соотечественников из Гомельской области, как раз ехавших оформлять на себя временный ввоз чужого авто…

Схему по пригону европейских автомобилей в Украину с помощью белорусов мы раскрыли в ноябре прошлого года в рамках журналистского расследования. Оказалось, что жители южных регионов нашей страны массово ездят на украинскую границу “вешать” на себя временный ввоз авто, не подозревая о возможных проблемах. Речь идет о возможных штрафах общей суммой до 1000 долларов при следующих посещениях Украины. 

Тем не менее это никого не останавливает, организаторы продолжают обманывать белорусов, что им за это ничего не будет, схема работает. 20 июля под Одессой произошло страшное ДТП с нашими соотечественниками. Микроавтобус Volkswagen с белорусскими гражданами направлялся из Одессы в Гомель. Недалеко от поселка Кривое Озеро он врезался в грузовик, который из-за поломки остановился на правой части дороги. Пятеро погибших, 12 человек госпитализировано с травмами различной степени тяжести. Все белорусы, попавшие в ДТП, – жители Гомеля и Гомельской области, которые ехали помогать украинцам оформлять европейские автомобили. 

Нас удивило: что белорусы делали так далеко от белорусско-украинской границы? Покопались в этом вопросе снова – и нашли много любопытного. Даже почти организовали бизнес по доставке людей в Одессу! Посчитали – получается очень выгодно…

Впрочем, обо всем по порядку. Сначала актуальная информация о ситуации с нерастаможенными машинами. По информации экспертов, каждый месяц в Украине становится на 50-60 тысяч нерастаможенных авто больше. Из-за дыр в законодательстве сейчас никто точно не знает, сколько иномарок на “евробляхах” въехало в Украину. Данные колеблются: от 200 тысяч до 2 млн машин. Существует несколько способов “серого” пригона европейских машин в Украину, один из которых совершается с помощью нерезидентов, в том числе белорусов. Каждый год владельцам таких нерастаможенных авто необходимо совершать “перезаезд”, то есть продлевать срок временного ввоза. А для этого нужно очень много “верблюдов” или “аватаров”. На жаргоне участников схемы так называются люди, которые “вешают” на себя временный ввоз. 

Схема достигла огромных масштабов. Как долго она будет работать – непонятно. Власти обеспокоены проблемой – в Верховной раде Украины сейчас принимаются изменения в Налоговый и Таможенный кодексы страны, разработанные членами Комитета по вопросам налоговой и таможенной политики во главе с Ниной Южаниной. Планируется уменьшение размера акцизного налога с авто, отмена запрета на таможенное оформление машин, не соответствующих экологическому стандарту Евро-5, а также усиление контроля за перемещением и использованием транспортных средств, зарегистрированных в других государствах. Авторы этой законодательной инициативы обещают упростить жизнь украинским водителям и перекрыть поток нелегального транспорта из Европы. А тем, кто жить по-новому не захочет, грозят штрафы, причем немалые. Цель законопроектов – поставить точку в истории с “евробляхами”. 

“В Верховной раде в первом чтении приняли законы Южаниной, осенью – второе слушание. Там и посмотрим, что будет, – рассказывает знакомый украинский автожурналист. – Пока на дорогах без изменений. На “бляхах” катаются, как и катались. Полиция их даже не останавливает, только если выборочно. Понятно, что никто ничего не конфискует. Была пара историй с дорогими автомобилями – и все. Думаю, показуха или иная подоплека, потому что слишком суммы большие. Почему эти машины не конфискуют? У вас, понятно, такая машина окажется сразу в “конфискате”, у вас заморачиваться не хотят. Полиция в этих бумагах ни в зуб ногой. Доходит до того, что тут комплекты документов на машину сразу с “номерами” можно купить! Липовые. В общем, беспредел с “бляхами” продолжается. Уже и двойники есть! На одинаковых “номерах” две машины: одна честная, а вторая могла быть угнана или не была растаможена. Просто делается комплект “номеров”, все документы – и машинка катается”.

По мотивам нашего расследования украинское издание autonews.ua подготовило свой материал. Журналисты нашли украинских участников схемы, которые подтвердили нашу информацию, что в Беларуси этим “бизнесом” руководят три человека. В Молдове, к примеру, их пять, в Польше – около десяти. Но именно жители Беларуси, по мнению украинцев, являются одними из самых активных участников “бизнеса” по пригону “евроблях”. 

Полностью схема на жаргоне “бизнесменов” выглядит примерно так:

  • “верблюдоводы”, или “организаторы”, – люди, которые руководят схемой в рамках страны, занимаются поиском “погонщиков”;
  • “погонщики” собирают “верблюдов” по городам и селам;
  • “надзиратели” отвечают за доставку их к границе и беспрепятственное ее прохождение;
  • “верблюд”, “аватар”, “вешалка” – человек, на чье имя вгоняется машина.

В той же статье сообщалось о том, что правоохранительные органы Беларуси работают над перекрытием схемы (мы проверяем эту информацию). В СМИ проблема также была широко освещена. Следовательно, возникает вопрос: работает ли “бизнес” спустя полгода после нашей публикации? 

Как оказалось, работает. Многим обещают 30-40 долларов и поездку в Одессу к мору. “Погонщики” обычно не объясняют людям, что на них оформляется временный ввоз, придумывая совершенно разные легенды.

Мы нашли человека, который раньше собирал людей для отправки на белорусско-украинскую границу, и на условии анонимности узнали о ситуации в этом бизнесе сегодня. 

“Схема работает по сей день, не сомневайтесь, – рассказывает Вероника (имя изменено). – Объявления есть и в социальных сетях, но сейчас “работодатели” не так “палятся”, как раньше. Из Брестской области уже всех, кого можно было, свозили на границу. Люди закончились. И на границе уже все немного по-другому. Если в Мокранах платят 20 долларов, как и раньше, то поездка на море в Одессу уже дороже. Да-да, возят уже на молдавскую границу! И это притом что организатор схемы получает что-то около 400 долларов за машину. Уже самим “вешалкам” платят копейки. Им предоставляют комплексный обед раз в сутки и бесплатную самогонку – сколько угодно пей, только машину перегони. Были случаи, что на одного человека “вешалось” сразу две машины из Европы, легковушка и грузовик. Естественно, человеку платят тогда немного больше, чем остальным. Но тогда уже этот человек через год точно не выедет из Украины со всеми вытекающими последствиями. Только ему об этом не говорят. Слишком наш народ бедный, вот и едут за легкими деньгами. Люди едут и не знают о возможных последствиях. Брестская область закончилась, но разве в Беларуси мало городов? Есть еще Гомель, Могилев, Минск и окрестности. Вот здесь сейчас и ищут людей”.

В качестве дополнительной информации Вероника высылает скриншоты с перепиской с организатором. Их “компания” работает на украинско-молдавской границе. Готовы забирать людей из любой точки Беларуси. Каждый день им нужно 6-10 человек! За одного человека готовы платить 80 долларов. То есть берем эти 80 долларов, 40 оставляем себе, а 40 платим “аватару”. Итого за 10 человек получаем 400 долларов. Неплохой бизнес…

Белорусы – предприимчивый народ. Некоторые занялись этим делом и ищут людей в социальных сетях. Так, в группах по поиску работы различных городов Беларуси то и дело мелькают объявления о подработке. Но на этот раз аккаунты, через которые они публикуются, в основном фейковые, сами объявления – без конкретики.

С фейкового аккаунта мы написали автору одного такого объявления Людмиле. С ходу на уши нам вешается лапша: “Я пригоняю машину, прохожу две границы, а третью мне уже не дают. Мне нужен человек, который будет сидеть сбоку как пассажир”. По словам “работодателя”, проблем никаких не будет, так как “генеральная доверенность у меня”. В Брест нужно добираться самостоятельно, дорога оплачивается. За услугу нам заплатят 30 долларов, за траты на дорогу – 10 долларов. Как-то не особенно выгодно. Мы же не какие-то там простаки – мы серьезные ребята, поэтому строим бизнес-процессы по-другому.

Находим “компанию”, которая “занимается автомобилями на иностранной регистрации” в Одессе, и пишем их “директору” напрямую. 

“Компании” из Одессы нужны “верблюды” (“аватары”) десятками. Из общения становится понятно, что людей не хватает. Им “помогают” Молдова и Румыния, но все равно ощущается нехватка “аватаров” (придумать же такое!), поэтому готовы забирать их как из Минска, так и из Борисова. Это города, в которых по легенде мы готовы найти людей. По словам участника схемы, конкуренты возят людей из Беларуси на микроавтобусах на 16 мест. Почему Одесса? Считается, что на постах Одесской таможни продление временного ввоза делается легко. Видимо, на других сложнее. 

“Партнеры” настроены настолько решительно, что за полчаса находят в Беларуси микроавтобус за 800 долларов на 15 мест. Готовы забирать людей 2-3 раза в неделю. Сколько платить за человека – не знают. Им нужно, чтобы “аватары” обходились не дороже 140 долларов за человека. 

То есть находим 15 борисовчан, обещаем им выезд на море, а в качестве бонуса – 40 долларов и обед за 10 долларов. Получается, что с каждого человека 90 долларов мы оставляем себе. 15х90=1350 долларов. Неплохой заработок! Куда больше 30 долларов, если участвовать в бизнесе в качестве “аватара”… И повторять можно бесконечное количество раз, пока белорусы не закончатся.

Но возникает много вопросов… Людям надо будет врать, что никаких проблем не будет. А они могут быть, об этом – ниже. Возможны проблемы с законом и у организаторов “тура”, так как с этих 1350 долларов в государственную казну не поступает ни цента. И эти деньги пока еще только виртуальные: а “бизнесмены” из Одессы случайно не обманут? 

В общем, мы подумали и решили все-таки делать интересный контент, а не участвовать в сомнительном бизнесе. И на всякий случай связались со Следственным комитетом РБ, чтобы узнать, не подпадает ли участие в этом бизнесе под ст.12.7 “Незаконная предпринимательская деятельность” УК РБ. Пока они выясняют, не были ли заведены уголовные дела по этой схеме в регионах. Ответ обещали дать позже, когда проведут проверку. 

О том, какие возможные проблемы ждут белоруса в Украине, мы подробно писали в прошлый раз, но повторение – мать учения.

Напомним, что нерезидент имеет право на временный ввоз автомобиля в Украину на срок до одного года, после этого он обязан его вывезти. Если это не происходит, он будет привлечен к ответственности по ст.481 Таможенного кодекса Украины. Если будет установлен факт просрочки временного ввоза менее чем на трое суток, штраф – 50 необлагаемых минимумов доходов. 50 умножаем на 17 гривен – штраф на данный момент составит 850 гривен, или 32 доллара. Просрочка от 3 до 10 суток – 300 необлагаемых минимумов, или 192 доллара. Если срок просрочен более чем на 10 суток, штраф составит 1000 необлагаемых минимумов доходов, или 640 долларов. Кроме того, лицо, которое временно ввезло автомобиль, не имеет права передавать управление другим людям. Если этот факт будет установлен, то ответственность наступает по ч.2 ст.469 Таможенного кодекса Украины – 500 необлагаемых минимумов доходов, или 320 долларов.

Итого считаем: 320+640=960 долларов. Штраф немалый. При этом белорус не сможет вернуться в свою страну, пока не оплатит штраф, – его никто не выпустит. Может быть арестован личный автомобиль либо товар.

Недавно стало известно, что Гомельская прокуратура предупредила белорусов об ответственности за участие в автобизнесе украинцев. Прокуроры Гомельщины поручили пограничникам и таможенникам проводить на границе разъяснительную работу с белорусами, которые едут в Украину. Соотечественников будут предупреждать о юридических последствиях регистрации на себя временного ввоза европейских автомобилей на территорию соседней страны. Это связано с аварией в Николаевской области Украины, где погибло пять и пострадало двенадцать жителей Гомельской области.

Страшно представить, чем обернутся в будущем эти поездки на украинскую или молдавскую границу, учитывая наивность некоторых соотечественников и масштабы схемы на территории Беларуси. Судя по всему, счет белорусских “вешалок” идет не на сотни, а на тысячи. И об Украине в ближайшие годы им лучше позабыть, ведь что будет с ввезенным ими автомобилями там, никому не известно.

Метки: