Кто ответит и вернут ли деньги? Финал истории с прицепом, который был куплен у государства, но Гомельская ГАИ отказалась ставить на учет

Кто ответит и вернут ли деньги? Финал истории с прицепом, который был куплен у государства, но Гомельская ГАИ отказалась ставить на учет

28.06.2018 в 11:45
Евгений Грачев, ABW.by

Не так давно мы рассказывали о ситуации, в которую попал житель Гомеля Михаил. Напомним: он купил на официальных электронных торгах автомобильный прицеп, который ГАИ отказывается ставить на учет.

Аргументов у ГАИ целый пакет: то прицеп незаконно ввезен на территорию Евразийского союза, то МЧС виновато и соответствующие документы не оформило, то сам Михаил чего-то не донес. 

На этом ситуация зашла в тупик, и сейчас уже можно признать, что это, по всей видимости, и есть финал истории. Истории с неудачной регистрацией. 

Михаил получил письмо из Гомельской областной ГАИ

Но история с приобретением на торгах ТС, которое невозможное использовать по назначению, не окончена. Кто виноват и кто за это ответит, а главное – вернет ли государство деньги? Вот вопросы, на которые Михаил и мы хотим получит ответы. 

Начнем с того, кто продал Михаилу эту вещь.

РУП “Белспецконтракт”

“Белспецконтракт” является уполномоченной организацией по реализации на возмездной основе, то есть за деньги, высвобождаемых материальных ресурсов Вооруженных сил и иных воинских формирований Республики Беларусь. Это закреплено Указом Президента Республики Беларусь №626 от 18.11.2008. Проще говоря, эта организация продает бывшее в употреблении имущество войсковых частей. 

Как указано на официальном сайте, свою деятельность РУП “Белспецконтракт” осуществляет в соответствии с законодательством. Сконцентрируем на этом особое внимание, поскольку это подразумевает, что реализуемое имущество должно соответствовать нормам законодательства.

Напомним, что злосчастный прицеп попал в Республику Беларусь из Швейцарии в виде гуманитарной помощи для МЧС. Тогда этот процесс курировал Департамент по гуманитарной деятельности Управления делами Президента РБ.

Изначально в документах прицеп имел конкретное название “Автомобильный прицеп USA/Reber”. Но в своем ответе ГАИ назвала его предметом, “внешне схожим с одноосным прицепом серого цвета”. Ну и ладно, назвали и назвали. Прицеп длительное время эксплуатировался для нужд МЧС, пока не был выставлен на торги. 

И здесь мы остановимся подробнее. Как вы помните, РУП “Белспецконтракт” реализует имущество на возмездной основе, то есть является продавцом. А мы, простые люди, в таких сделках можем выступать в качестве покупателя. Отношения продавца и покупателя регулируются Законом Республики Беларусь “О защите прав потребителей”. 

В п.4 ст.11 этого Закона предельно четко сказано: “Продавец обязан передать покупателю товар, пригодный для использования в соответствии с его целями“. Если это автомобильный прицеп, то он должен выполнять свои функции, должен ездить и, главное, иметь возможность быть зарегистрированным в установленном порядке, как того требует законодательство. Реализация товара без документов, подтверждающих его соответствие техническим требованиям нормативных правовых актов, запрещена ст.12 этого же Закона. 

Получается интересная вещь: когда гуманитарную помощь получали, то все всему соответствовало, куча подписей, печатей на документах… Когда МЧС этот прицеп годами эксплуатировало, тоже все всему соответствовало, Департамент по гуманитарной деятельности никаких претензий не имел. Но как только прицеп попал к простому белорусскому гражданину, который за свои кровные купил его у государственной организации, начались проблемы. 

Поскольку продавец – организация серьезная, то ее специалисты должны были знать требования законодательства в этой области, которые помимо уже указанных нами норм говорят о том, что (ст.14 Закона РБ “О защите прав потребителей”) “продавец обязан обеспечить возможность использовать товар по назначению и обеспечивать его техническое обслуживание”.

Письмом из Гомельской областной ГАИ Михаилу дали ясно понять, что приобретенный у РУП “Белспецконтракт” прицеп использовать по прямому назначению невозможно и запрещено законодательством. Объясняя свое решение, ГАИ ссылается на конкретные нормативные акты, и тут трудно спорить. 

Самое простое решение, которое приходит на ум, – Михаил может предъявить РУП “Белспецконтракт” претензии с требованием забрать это чудо техники обратно и вернуть уплаченные деньги. 

Но вот загвоздка: порядок приобретения имущества у РУП “Белспецконтракт” такой, что купленное у них возврату и обмену не подлежит.

Здесь стоит вспомнить, что на торгах было продано несколько таких прицепов. По словам Михаила, второй покупатель поставил прицеп на учет в другой области безо всяких проблем. Поскольку доступа к базам данных у нас нет, мы не можем проверить правдивость этих слов, но, если это так, возникает много вопросов к государственным структурам.

В итоге “картина маслом”: Михаилу, заплатившему деньги государству, вложившему средства в ремонт прицепа, остается лишь смотреть на свой “чемодан без ручки”, который как прицеп ГАИ и не опознан вовсе. 

А что же может сказать РУП “Белспецконтракт”?

Комментирует заместитель директора РУП “Белспецконтракт” Юрий Павлович:

– Об этой ситуации мне известно из прессы. Таких прицепов было несколько, но вопросы возникли только по одному. Сложно сказать, почему так произошло, но мы готовы урегулировать ситуацию с покупателем прицепа. Пусть он обратится к нам с письмом (заявлением) о расторжении договора купли-продажи, предоставит документы, и мы будем решать этот вопрос в правовом поле. Что касается средств, уже вложенных в ремонт прицепа, то тут, скорее всего, вопрос судебных разбирательств, поскольку мы можем вернуть только уплаченные за прицеп деньги, которые фигурируют в официальных документах.

От редакции ABW.BY

Примечательно, что в правовом плане Михаил в настоящий момент даже не является полноценным собственником прицепа, поскольку сделка купли-продажи должна быть зарегистрирована в ГАИ по месту регистрации в соответствии с постановлениями СМ РБ №1459 и №1849, где такие процедуры закреплены. Таким образом, вернуть деньги, вложенные в ремонт прицепа, можно только через подачу соответствующего иска в суд, но необходимо будет подтвердить конкретную сумму ремонта. 

Метки: