Минск бесконечно стремится к точке. Обитатели старых кварталов упираются в притолоку и пытаются противостоять сжатию — слышите, как трещат кости? Но у чёрной дыры свои безжалостные законы. Удивительные вещи умеет творить цена «квадрата» с приличными людьми. Где-то выбросили в продажу «дешевые» панельки из тонкого-звонкого цемента — люди мгновенно встают в очередь, душатся, интригуют, просачиваются между пальцами других приличных людей. Самые лютые сидят, как скала, на табуреточке… Тем временем в нескольких часах езды от этой безобразной войны существует безмятежный край, где жилье лучше и дешевле, а единороги едят конфеты «Коровка» прямо из рук. Отправляемся в мифическую Полесскую область — смотреть высотку, в которой «квадрат» стоит $500 (по местным меркам это дорого). И гневно спрашивать про ценообразование.
Содержание
- Столица Полесской области
- Обком — под квартиры для богачей
- При чем тут маузер секретаря обкома?
- Первая частная многоэтажка в райцентре
- Как формируется «смешноватая» цена «квадрата»
Мозырская область: здесь вам не равнина
Мозырь — красивый и своенравный город с самобытными проблемами и достижениями. Один рельеф чего стоит, такой специально не придумаешь. Левый берег Припяти — плоский, правый — холмистый, с выдумкой. Это все спроектировал ледник 600 тыс. лет назад (по такому же проекту он создавал площадку для Будапешта).
Когда-то Мозырь был областным центром — как Гомель или Брест. У него была своя собственная Полесская область — с настоящими границами и обкомом партии. Эта административная территория существовала с 1938 по 1954 год, потом схлопнулась. Но гордая аура осталась.
Это тот самый город, где мирно уживаются бутафорский «замок» (с табличкой «Гісторыка-культурная каштоўнасць») и древняя «Долина ангелов» (без таблички).

Мозырский «замок»

Подвалы «Долины ангелов»
За многоэтажками на улице Ленина прячутся от упорядочивателей с ДВП и бульдозерами шикарные многоуровневые домики (тоже без охранных табличек).

Упраздненный обком действует
Начнем со второго корпуса. У него особая история. Этому двухэтажному зданию, примыкающему к новой высотке, скоро исполнится век (под облицовкой теперь незаметно). До реконструкции на фронтоне красовались цифры «1936—1937». На самом деле это высотка примыкает…


Фото: Дмитрий Тихий, mozyrxxvek.blogspot.com
Изначально здесь располагался Полесский обком партии (до 1954 года, как мы помним, Мозырь был административным центром ныне упраздненной Полесской области). Во время оккупации в обкоме будто бы был немецкий госпиталь. После войны, припоминают местные жители, в здании находился роддом. Потом его перенесли, а сюда заселили онкодиспансер. Затем и он переехал, после чего здание пустовало около десяти лет.

Фото: Дмитрий Тихий, mozyrxxvek.blogspot.com
На относительно недавних снимках энтузиастов еще видны старый декор, тоталитарные перила, прочие великолепные элементы эпохи.



Территорию и больничные хозпостройки основательно зачистили. Но решили, что сам старый обком сносить грех. Стены мощные, фундамент в порядке, планировка нормальная.
Решение получилось довольно любопытное. В центральной части здания будут продуктовый магазин и общественное пространство. Возможно, какие-то площади будут сданы в аренду — пока тут большой простор для творчества. Боковые крылья отданы под квартиры — по три на каждом из двух этажей справа и слева. Эти квартиры дешевле, чем в высотке: считается, что «вид не тот». Обком теперь смотрит на округу огромными окнами будущих квартир. Никогда еще в мозырских жилых домах не было таких окон.
1200 рублей за «квадрат»: «Дорого!»
«Дом на Пушкина» строит фирма «Тетра-Стиль» из соседних Калинковичей. Первый случай в Мозыре, когда строительством многоквартирного дома занялись частники. До сих пор эту нишу разрабатывали государственные организации.





Мы стоим на крыше, стараясь налюбоваться впрок. Похоже, теперь это самая высокая точка на жилых зданиях города (если считать от уровня реки). Сегодня дымка, а в хорошую погоду, говорят, видны Калинковичи.

— Кто-то собирается жить сам, кто-то купил детям, кто-то решил, что это выгодный вариант для вложения денег, и собирается перепродавать… — объясняет Илья. — Ни в Минске, ни даже в Гомеле они не купят жилье с таким видом да еще за такие деньги.
Вид, конечно, важный ресурс в этом случае. На другой стороне дома, обращенной в сторону большой земли и частного сектора, не продана еще примерно треть квартир. Картинка отсюда совсем иная. Но тоже увлекательная.
Ещё один актив, который на всю катушку старается использовать застройщик, — социальная инфраструктура. Дом расположен самом в центре города, при этом как бы за пазухой у частного сектора — в тихом месте, куда не попасть случайно. В паре минут ходьбы школа, садик, памятник Ленину, исполком, ночной клуб, прочие необходимые белорусу объекты.


Посредники слишком много едят
Квартиры тут принципиально без перегородок — делай что хочешь и где хочешь. Верхние два этажа отданы под двухуровневые пентхаусы.




— А пустят вас в Минск с такой себестоимостью?
Представитель застройщика смотрит с выражением, которое называется «вы же сами всё понимаете, у вас такое смышленое лицо».










































































