Минуя великолепные дворцы, старинную церковь, нефтяные месторождения и подземную крепость, попадем в посёлок-призрак зоны отчуждения, где время остановилось в 1986-м и куда с недавних пор открыта дорога туристам.
Маршрут длиной 1100 километров (если ехать из Минска) займет минимум два дня, а с посещением зоны отчуждения — все три. На ночлег мы останавливались в главной гостинице Мозыря «Припять», где номер экономкласса на двоих стоит 56 рублей.
Усадьба в Красном Береге
Координаты: 52°57′55.4″, 29°47′3.2″
В деревне Красный Берег (Жлобинский район) можно побывать в полностью восстановленной дворянской усадьбе. Здесь расположен яркий образец памятника архитектуры и садово-паркового искусства конца XIX — начала XX века — бывшее имение Гатовских-Поклевских-Козелл.
Главный усадебный дом был построен в 1890—1893 годах по проекту профессора архитектуры Петербургской академии художеств Шретера. Одновременно с возведением дворца рядом с ним был разбит пейзажный парк. Здание представляет собой двухэтажную кирпичную постройку, в облике которой переплелись элементы готики, ренессанса, ампира и модерна. Несмотря на эклектику, усадьба обладает выразительным обликом и яркой индивидуальностью.
Граненые башни с заостренными шпилями, контрфорсы, эркеры — лишенный симметрии фасад напоминает сказочный терем. Красная кирпичная кладка контрастирует с белыми оштукатуренными элементами и зеленой кровлей. В таком же стиле рядом был построен флигель для прислуги.
Усадьба насчитывает 36 комнат, украшенных каминами, потолочной и стеновой лепниной. В оформлении залов представлены различные стили: классический, романский, ренессанс. Одна из комнат выдержана в арабском стиле альгамбра (такой зал — единственный в Беларуси). Все помещения богато обставлены антикварной мебелью и старинными предметами быта.
Превращенные в музей интерьеры впечатляют своей пышностью и передает атмосферу богатой дворянской усадьбы XIX века. Вместе с тем в таких местах возникает, возможно, субъективное ощущение, будто настоящий дух прошлого покинул старое здание. Или спрятался где-то за лакированными полами и яркими люстрами.
Церковь Всех Святых в деревне Пиревичи
Координаты: 52°47′15.5″, 30°19′45.1″
Церковь Всех Святых в деревне Пиревичи Жлобинского района построена в 1903 году. Переступая ее порог, будто оказываешься в дореволюционной эпохе: за более чем сто лет со дня первой службы здесь мало что изменилось.
Архитектура церкви восходит к традициям древнерусского зодчества: парапет из кокошников, закомары, аркатурные фризы — все это выполнено из красного кирпича. Индивидуальный облик фасаду придают также вкрапления декоративной плитки с узорами.
В 1930-е пиревичский храм был закрыт, на какое-то время его приспособили под колхозный склад. Богослужения возобновились во время немецкой оккупации. После войны церковь долго стояла без колокольни. Она была заново отстроена уже в 1990-е, что заметно по кирпичной кладке.
Внутри церковь поражает своей превосходной акустикой и аутентичной атмосферой дореволюционного храма. Стены, плитка на полу, колонны с лепниной, иконостас — все осталось таким же, как в те времена.
— Раньше в церкви собирались сотни людей, а теперь на вечерней службе по 5—6 человек, — вздыхает прихожанка, открывшая нам двери. — Такая красота увядает…
С ремонтом церкви все сложно. Сил немногочисленных прихожан недостаточно, а щедрых меценатов нет. Проблема и в том, что церковь официально является историко-культурной ценностью и даже мелкий ремонт требует проекта и различных согласований.
Когда вы приедете в Пиревичи, храм, скорее всего, будет закрыт. Попробуйте позвонить настоятелю Сергию (его телефон указан при входе). Сам он живет не здесь, но поможет вам связаться с прихожанкой, у которой есть ключи.
Деревянная мельница в Светлогорском районе
Координаты: 52°37′12.1″, 29°32′5.8″
Поначалу мы даже немного разочаровались, когда добрались до очередной точки маршрута. Подумаешь, мельница — что в ней удивительного? Но стоило лишь зайти внутрь… Не знаем, можно ли еще где-то в Беларуси забраться в самое чрево старинного ветряка и изучить принцип работы передаточного механизма. Здесь это возможно. Вращаемый лопастями горизонтальный вал, зубчатое колесо, вертикальный вал, жернова и бункеры для зерна — все перед глазами. Подниматься по деревянной лестнице и перемещаться по доскам на высоте около 15 метров страшновато, но любопытство берет верх.
Мельница на хуторе «Николин остров» является памятником деревянного зодчества XIX века (датируется 1883 годом), относится к типу ветряных мельниц шатрового (голландского) типа с двумя жерновами. Из ее истории известно вот что. В 1924 году мельницу купил в Речице крестьянин Савелий Фоминок и перевез в Жлобинский район. Во времена коллективизации ветряк вместе с жилым домом экспроприировали, их владельца отправили в Соловецкие лагеря, а после возвращения в 1938 году расстреляли. Колхоз же перевез мельницу в деревню Ляды и, снабдив ее электротягой, использовал для помола муки вплоть до 1999 года.
Вернул к жизни старую мельницу фермер из Светлогорского района Владимир Быховцев. Он перевез ее на свою усадьбу «Николин остров», отремонтировал, а в память о Савелии Фоминке установил камень с мемориальной доской.
В ходе ремонта были заменены некоторые конструктивные элементы, что видно по оттенкам дерева, но эти изменения не повлияли на внешний облик мельницы и ее механизмов. Здесь все как в XIX веке! Среди лесной глуши отыскался потрясающий образец живого ветряка.
Помимо мельницы, на хуторе есть старый «кукурузник» Ан-2 и еще какая-то сельхозтехника — что-то вроде музея. При желании можно изучить поближе. Правда, усадьба производит впечатление слегка запущенного места.
Нефтяные станки-качалки в Речицком районе
Координаты: 52°15′19.7″, 30°13′43.2″
Беларусь, увы, не нефтяная держава, тем не менее поиски углеводородов и добыча «черного золота» в стране ведутся уже более полувека. В 1964 году на территории Речицкого района были получены первые промышленные притоки нефти. Наш маршрут пролегает как раз через «нефтяную долину» — проезжая по трассе, нельзя не обратить внимание на специальные станки-качалки. На языке нефтяников такая установка называется «индивидуальный механический привод штангового насоса». В России и других богатых нефтью странах они огромные, а у нас миниатюрные, почти как игрушечные.
Нельзя сказать, что зрелище захватывает дух, но понаблюдать за работой качалок довольно интересно. Тем более если представить, что каждая такая скважина уходит на глубину в несколько тысяч метров.
Пик нефтедобычи в Беларуси пришелся на 1975-й. Тогда получили без малого 8 млн тонн, потом последовал резкий спад. Сейчас мы добываем в районе 1,65 млн тонн ежегодно (в России покупаем около 20 млн тонн нефти в год). Разведанных запасов хватит еще лет на 30, если не найдутся новые месторождения. Пока же по разведанным мировым запасам нефти наша страна находится на 56-м месте, опережая в этом рейтинге Францию, Германию и Испанию.
Подземная крепость Мозырского укрепрайона
Координаты: 52°11′12.9″, 28°51′14.0″
Темные подземные потерны, уходящие на десятки метров, доты с амбразурными узлами, вентиляционные шахты — в лесных дебрях Мозырского района спрятана настоящая подземная крепость. Все это — остатки мощной системы фортификационных укреплений вдоль западных границ СССР, известной сегодня как «Линия Сталина».
Строительство Мозырского укрепрайона началось в 1931 году и закончилось в 1932-м, его протяженность составила 128 километров от городского поселка Копаткевичи до Лельчиц. В случае наступления вражеских войск эти позиции должны были прикрывать Гомель и Калинковичи — важные железнодорожные узлы, через которые поддерживалось сообщение с южными районами СССР.
Уникальность Мозырского укрепрайона заключалась в том, что он состоял из подземных крепостей, так называемых мин, которым нет аналогов в Беларуси. Мина — это огневая группа из нескольких дотов, соединенных подземными ходами. В состав мины могли входить подземные убежища, казармы, силовые станции и другие сооружения жизнеобеспечения.
Расположенная в окрестностях деревни Мышанки огневая группа №232, входящая в наш маршрут, состояла из четырех дотов с пулеметными огневыми точками, наблюдательного пункта с бронеколпаком, казармы и силовой станции. Подземные ходы, связывающие все доты, протянулись в общей сложности более чем на 300 метров. Главной задачей подземной крепости была оборона железнодорожного моста через реку Птичь.
В конце 1930-х годов Мозырский укрепрайон хотели модернизировать, но в связи с переносом границы на запад эти мероприятия не проводились. В 1939—1940-х вооружение и оборудование было демонтировано и вывезено в неизвестном направлении. В том числе по этой причине в августе 1941 года Красная армия не смогла как следует воспользоваться фортификационными сооружениями и оказать серьезное сопротивление немецким войскам.
Заброшенная больница в Мозыре
Координаты: 52°02′41.8″, 29°15′13.9″
Мозырь — один из четырех городов Беларуси, где существует трамвайное движение. Единственная линия протяженностью около 20 километров связывает город с нефтеперерабатывающим заводом (расписание движения можно посмотреть здесь). Будет время — ради интереса прокатитесь. Еще в Мозыре есть мощный мост над Припятью, церковь и костел XVIII века. Не менее интересной достопримечательностью, на наш взгляд, является заброшенное здание в стиле модерн, где раньше размещалась больница.
Некий богач построил этот особняк в 1910 году. Перед Первой мировой войной в здании была открыта уездная больница на 35 коек. В советские времена больница стала областной, к ней пристроили два новых корпуса. С 1979 года в историческом здании на улице Рыжкова лечили детей. Старые стены верой и правдой служили врачам до 2004 года, пока больница не переехала — и вот уже 15 лет здание остается необитаемым.



Усадьба Горваттов в Наровле
Координаты: 51°48′22.7″, 29°30′4.8″
Живописный берег Припяти, шикарная природа — Наровля могла бы стать южным курортом страны, если бы не авария на Чернобыльской АЭС… Об этом с горечью думаешь, проезжая мимо домов с заколоченными окнами. Еще один повод для печали — бывший дворец Горваттов. Архитектурная жемчужина Наровли, которую не уберегли. Некогда изящное и передовое по меркам своего времени здание превратилось в поистине жалкое зрелище.
Усадьба Горваттов на крутом берегу Припяти появилась во второй половине XIX века. Дворец был выстроен в стиле классицизма, блистал торжественностью фасадов и великолепием убранства. Широкая лестница со стороны двора спускалась к террасе с фонтаном, рядом был разбит большой парк пейзажного типа.



Погонное. Белорусская зона отчуждения
Координаты: 51°36′59.1″, 29°57′45.8″
В прошлом году в белорусскую зону отчуждения начали водить платные экскурсии. Пока здесь нет толп туристов и дурацких граффити, как на украинской стороне, — этим направление и привлекает, в том числе иностранцев.
Проехать за периметр зоны на своей машине не получится. По маршруту вас повезут на транспорте Полесского государственного радиационно-экологического заповедника в сопровождении его сотрудников. Но для начала надо заполнить специальную заявку на сайте заповедника, прислать отсканированные страницы паспорта, затем заявку будут рассматривать 10—15 дней. В день приезда с вами заключат договор и возьмут оплату. Цены и маршруты можно посмотреть здесь.
Что можно увидеть в белорусской зоне? Заброшенные деревни, школы, дома культуры, колхозные конторы, ржавые теплоходы. Все это было брошено в 1986-м. Одно из наиболее интересных мест — деревня Погонное, где до аварии на ЧАЭС проживало более 1000 человек. Деревня была центром совхоза «Победа социализма». На стенах в ДК и конторе здесь все еще висят портреты и советские лозунги, в школе и магазине на полу валяются предметы, давно вышедшие из обихода.
Сегодня заповедник предлагает два маршрута. Оба занимают весь день, это важно учесть при планировании поездки в зону отчуждения.
 

















































































  
  
  
  
  




















