Одна против ИГИЛ. Как секс-рабыня сбежала от боевиков и выступила с речью в ООН

Одна против ИГИЛ. Как секс-рабыня сбежала от боевиков и выступила с речью в ООН

30.11.2017 в 17:08
Семён Хафизов, L!FE

Жительница Иракского Курдистана Надя Мурад попала в плен к исламистам, которые уничтожили её деревню. Боевики долгое время насиловали и пытали её. После побега девушка стала послом доброй воли ООН, была номинирована на Нобелевскую премию и вошла в рейтинги журнала Time. Свою историю Надя рассказала в книге мемуаров, с помощью которой она продолжает бороться с ИГИЛ, запрещённым в России.

Фото © REUTERS/Lucas Jackson

Надя Мурад росла в мечтах о собственном салоне красоты. Будучи самой младшей из 11 детей, она без устали бегала по округе с камерой и фотографировала всех невест, попадавшихся ей в крохотной езидской деревне на северо-западе Ирака. Затем она тщательно изучала снимки, выбирая лучшие причёски и макияж.

Её мечте не суждено было сбыться. В августе 2014 года деревню захватили боевики террористической организации ИГИЛ (запрещена в РФ). Надя попала в плен. Её перепродавали, пытали и насиловали, но 24-летней девушке удалось сбежать.

Фото © REUTERS/Alkis Konstantinidis

В книге The Last Girl: My Story of Captivity and My Fight Against the Islamic State Надя рассказывает о том, как её безмятежная юность в иракской деревне Кочо на границе с Сирией сменилась адом на земле с приходом исламистов.

Игиловцы захватили село после двухнедельной осады. Террористы согнали всех жителей на школьный двор и спросили, хотят ли они отречься от езидизма и стать мусульманами.

Езидизм сочетает в себе элементы христианства, ислама и иудаизма. Езиды веруют в существование единого Бога и его семи ангелов, главным из которых является Малак Тавуса. Основателем вероучения считается Шарфадин (около VI–V вв. до н.э.). По подсчётам Нади, за всю историю противники езидизма 73 раза пытались уничтожить этот народ. В тот день они снова пришли за головами езидов.

Фото © REUTERS/Suhaib Salem

Никто из присутствовавших на школьном дворе не предал свою веру. Тогда исламисты заставили всех мужчин рыть себе братскую могилу, в которую затем, после массовой казни, были сброшены их тела. Молодых женщин игиловцы забрали с собой. Среди них оказалась и 21-летняя Надя. Захватчики сообщили ей, что теперь она является собственностью “Исламского государства” и будет выполнять функции секс-рабыни, а один из полевых командиров прижёг ей сигаретой плечо и живот.

Когда Надю привезли к другим девушкам, которых постигла та же участь, она узнала, что большинство пленниц готовы покончить с собой, чтобы не попасть на невольничий рынок “Исламского государства”. Секс-рабыни использовались для стимулирования боевого духа солдат и поощрения особо отличившихся на полях сражений.

Надя никогда прежде не слышала об ИГИЛ. И она не могла знать, что её судьба была предопределена террористами задолго до нападения на деревню. “Они всё спланировали, — рассказывает Надя. — Когда нападут, сколько девушек заберут с собой, кто из солдат удостоится плотских утех за свои заслуги перед группировкой, какую цену назначат за каждую пленницу в зависимости от её внешних данных”.

В памятках для бойцов ИГИЛ говорится, что секс-рабыни могут быть подарены или проданы по желанию хозяина. Разрешается половая связь с несовершеннолетней, “если это возможно”.

Фото © REUTERS/Yaser Al-Khodor

Но, вместо того чтобы помышлять о самоубийстве, Надя условилась со своими старшими сёстрами, попавшими в плен вместе ней, о побеге при первой возможности.

Когда огромный мужчина зашёл в комнату и выбрал Надю в качестве своей рабыни, она не смогла сдержать крика отчаяния. “Он был похож на монстра”, — вспоминает девушка. Позже ей удалось уговорить другого бойца, который был гораздо меньших размеров, взять её к себе.

Наде сделали документ, удостоверяющий, что она рабыня. Вскоре она переехала жить к своему хозяину, которым оказался человек по имени Хаджи Салман, занимавший в ИГИЛ авторитетный пост судьи. “Ты моя четвёртая рабыня, — сказал он Наде. — Предыдущие три приняли ислам. Мы делаем это для вас, езидов. Мы помогаем вам обрести истинную веру”.

Когда они вошли в его дом, Хаджи попросил Надю принять душ, нанести на всё тело депилирующий крем и надеть платье, которое оказалось гораздо короче, чем те, что она привыкла носить. “В постели он кричал так громко, словно хотел, чтобы весь Мосул слышал, что у него появилась новая рабыня, — рассказывает Надя. — Если я закрывала глаза, он бил меня”.

Фото © REUTERS/Sertac Kayar

Однажды Надя решилась на побег. Спустившись по верёвке из окна, она наткнулась на охранника, и тот позвонил хозяину. Хаджи Салман приехал домой и приказал шестерым бойцам по очереди насиловать девушку в наказание за её проступок.

Её насиловали и избивали на протяжении недели. В конце концов она перешла в собственность другому мужчине, который решил увезти её в Сирию. Подготовка к переезду затянулась, и Надю на какое-то время оставили в покое. При первой же возможности она попыталась сбежать, причём самым бесхитростным способом. На её счастье, по неизвестной причине одна из дверей оказалась открыта.

Надя шла весь день и всю ночь. Облачившись в традиционное мусульманское платье, прикрывающее лицо, она не вызвала подозрений у прохожих, хотя и дрожала от страха всю дорогу. В конце концов девушка добралась до самого бедного района Мосула и, взмолившись о помощи, постучала в дверь дома, похожего на её собственный. Дверь открылась, и чьи-то руки втянули её внутрь.

Наде крупно повезло: жилище принадлежало людям, несогласным с политикой ИГИЛ. Они разработали план побега, чтобы девушка смогла рассказать всему миру о том, как террористы обращаются с женщинами. Один из её спасителей — Нассер — вызвался сопроводить её до границ “Исламского государства” на своём автомобиле. Наде изготовили поддельные документы, и на каждом посту, где останавливали машину, Нассер говорил, что пассажирка — его жена.

Как ни странно, план сработал, и Надя добралась до лагеря для беженцев, где встретилась с братьями. Здесь её ждали неутешительные новости. Мать Нади застрелили и похоронили в общей могиле с другими жителями их деревни. Пятеро братьев были казнены. Племянника завербовали игиловцы. Две сестры всё ещё оставались в плену.

Надя не стала рассказывать выжившим братьям о секс-рабстве, чтобы они не впали в уныние по поводу судеб своих жён, захваченных боевиками. Но вскоре репортёры, работавшие в лагере, уговорили её рассказать свою историю на камеру. Спустя год она выступила в ООН с докладом о нарушениях прав женщин на захваченных членами ИГИЛ территориях. “Вам решать, как сложится жизнь таких, как я, — обратилась она к мировым лидерам. — Будем ли мы жить в мире или будем снова и снова подвергаться насилию”.

Фото © REUTERS/Vincent Kessler

В настоящее время более трёх тысяч женщин и детей из рода езидов находятся в плену у боевиков. 300 тысяч их соплеменников были вынуждены покинуть свои дома. Сёстры Нади, освобождённые из плена, оказались в разных мирах. Одна попала в Курдистан, другая вместе с Надей живёт близ Штутгарта. Они вошли в число тех езидов, которых в 2015 году переселили из лагерей для беженцев в рамках соответствующей гуманитарной программы.

В 2016 году Управление ООН по наркотикам и преступности выбрало Надю послом доброй воли за вклад в распространение информации о торговле людьми. Она также была номинирована на Нобелевскую премию мира и вошла в число самых влиятельных людей 2016 года по версии журнала “Тайм”.

“Надеюсь, книга, которую я написала, ускорит процесс освобождения моего народа от гнёта ИГИЛ, — говорит Надя. — Ведь не зря же Бог дал мне шанс сбежать от них. Каждую минуту на свободе я посвящаю борьбе с этим злом”.