Deus lo Vult: создатели настольной игры про Средневековье из Украины перерисовывают мемы в стиле древних манускриптов

Deus lo Vult: создатели настольной игры про Средневековье из Украины перерисовывают мемы в стиле древних манускриптов

09.05.2020 в 15:20
Женя Кузьмин, TJournal

Танцующие африканцы с гробом, недовольный кот и неверный парень переносятся во времена Крестовых походов.

Deus lo Vult: создатели настольной игры про Средневековье из Украины перерисовывают мемы в стиле древних манускриптов

В конце апреля украинская компания Hiatus Games выпустила настольную игру Deus lo Vult про крестоносцев, сарацинов и захват Иерусалима. Проект, выделяющийся дизайном от профессионального реставратора и иконописца в стиле манускриптов 12-15 веков, провёл успешную краудфандинговую кампанию, но перед отправкой покупателям столкнулся с пандемией коронавируса. Из-за карантинных мер поставки задерживались.

Чтобы развлечь себя и пользователей, художники начали публиковать в соцсетях проекта известные мемы, стилизованные под средневековые манускрипты. Так танцующие африканцы с гробом, неверный парень и девушка с пятью темнокожими мужчинами будто бы стали героями старинных миниатюр, а работы Hiatus Games разошлись по соцсетям. TJ поговорил с одним из авторов Deus lo Vult Михаилом Баделином об игре и мемах.


В конце 2017 года Баделин, до этого проработавший 15 лет в игровой индустрии, решил сделать инди-проект на Kickstarter и начал собирать команду для разработки собственной настольной игры. В неё вошли иллюстратор Александр Комяхов, который работал реставратором, а также являлся «большим поклонником иллюминированных манускриптов и инкунабул», а также художник и иконописец Михаил Скоп. Проект Deus lo Vult объединил увлечение всех троих средневековой культурой.

“Наша игра довольно проста и исчерпывающе сформулирована в названии — «The board game of rampage, betrayal and agony», то есть игра погромов, предательства и агонии. Игроки управляют своими армиями крестоносцев, чья задача — ограбить Иерусалим и утащить награбленное в свои лагеря.

Крестоносцы не могут атаковать друг друга (хотя могут воровать монеты), но при этом есть общая сарацинская армия, которой управляют все игроки вместе, и вот этими сарацинами они друг друга дубасят. С точки зрения геймдизайна хотелось сделать оммаж стратегическим играм — сяньцзы, чатурадж, таффл, сёги — с помощью которых военная аристократия оттачивала полководческие умения”, – Михаил Баделин.

В итоге Hiatus Games успешно завершила краудфандинговую кампанию, собрав 120 тысяч долларов вместо требуемых 30 тысяч. Полтора года длилась разработка игры, ещё полтора — продакшн, и к началу 2020 года всё было готово к запуску. «Но тут вмешался вирус и карантин: сначала в Шанхае, а потом и в Украине, отправка зависла на неопределенный срок», — добавляет Баделин.

И авторы Deus lo Vult, и покупатели игры оказались в условиях изоляции и закрытии всего вокруг. Создателям настолки пришлось несколько раз объявлять «бэкерам» на Kickstarter, что поставки задерживаются. В итоге украинская команда стала иллюстрировать нерадостные посты мемами, стилизованными под средневековые манускрипты. По словам Баделина, как и в случае с артом самой Deus lo Vult, художники вдохновлялись «Великими французскими хроники Сен-Дени», братьями Лимбургами и другими мейстерами тех лет.

Сначала авторы хотели сделать серию «просветительских листовок» про карантин. Но довольно быстро героями иллюстраций стали «одобряющий Дрейк» и персонажи «Криминального чтива».

Пара шуточных иллюстраций превратилась в полноценную серию со стилизованными современными мемами. В Средневековье «переместились» неверный парень, недовольный кот с кричащими женщинами, порноактриса с пятью темнокожими парнями и сотрудник, вылетающий из окна во время рабочего совещания.

Главным успехом создателей Deus lo Vult стала картинка с пока что главным мемом весны — танцующими носильщиками гробов из Африки. Перерисованный мем разошёлся по сети, и на него в том числе обратили внимание разработчики видеоигры про Средневековье Kingdom Come: Deliverance, из-за чего у команд «вышло несколько коллабов». Также про Hiatus Games писали испанские СМИ, где тоже очень популярен мем с гробовщиками.

Hiatus Games в итоге даже стали продавать мерч — футболки с мемными иллюстрациями. Но, по словам Баделина, это было больше «по угару, чем для реального финансового выхлопа»: «Если бы у нас был офис, мы бы себе туда на эти деньги кофеварку купили».

Автор Deus lo Vult добавил, что у мемов и средневековых иллюстраций больше общего, чем кажется на первый взгляд. В самой настолке при этом тоже нашлось место шуткам: «Там специфический средневековый юмор, телесного низа, так сказать, как и в соответствующих источниках. Стрела в жопе — это весело!»

“Современные мемы и рукописную миниатюру технически и идейно объединяет множество вещей: анонимность, герменевтика, первичность невербального сообщения, каноничность. Иллюстрация текста посредством контекстов.

При этом мы можем расценивать их даже как первые постмодернистские произведения, потому что в тех же «Хрониках Сен-Дени» французы без зазрения совести выводят род своих королей от Энея и Цезаря, сопровождая эти заявления рисунками, на которых, естественно, нет никакой исторической достоверности. То есть нарисована горящая Троя с готическими соборами, из неё бежит Эней в максимиллиановском доспехе и сабатонах и тащит за спиной отца в ночном колпаке”, – Михаил Баделин.

Говоря о средневековых мемах, нельзя не вспомнить про паблик «Страдающее Средневековье». На первый взгляд между российским сообществом и украинской студией можно провести параллели — оба проекта сочетают современный юмор со стилистикой далёкого прошлого и даже занимаются настолками — игра «Страдающее Средневековье» набрала краудфандингом почти 10 миллионов рос. рублей.

Баделин на это отвечает: «Мы как-то вроде бы и в одном пространстве с ними существуем, и в то же время в разных. Они медийщики, а мы геймдевелоперы. Они сделали игру, чтобы продвигать мемы, а мы сделали мемы, чтобы продвигать игру. В чём мы точно с ними близки — и те, и другие готовы заниматься любой х***ёй, лишь бы на завод не идти».

К концу апреля карантинные меры в Шанхае ослабили, и Hiatus Games начали рассылать настольную игру покупателям. Но Баделин признаётся: «Уже и карантин сняли, и игра к бэкерам отправилась, а мы всё не можем прекратить рисовать [мемы]». Также сейчас разработчики уже занимаются дизайном второго издания.

Обсуждение