Доктор из белорусской глубинки на Гомельщине осуществил свою мечту и проехал 16 тысяч километров по России на транспорте, который смог себе позволить.
Больше месяца белорус колесил по дорогам России на мопеде, чем шокировал абсолютно всех, кого встречал, и признается: был готов к тому, что в какой-то момент его транспорт не выдержит и придется возвращаться домой на попутках.
“Честно говоря, меня поразил этот китайский мопед, который ни разу не сломался и не дал осечки!” – до сих пор не до конца верит в надежность техники Анатолий Соловьев из Ельска Гомельской области.
Но все обошлось шестью пробитыми колесами и заменой аккумулятора. Зато в остальном было много приключений, без которых, уверен Соловьев, было бы неинтересно.
Сейчас послушать путевые заметки к отважному путешественнику идут соседи и знакомые. Корреспондент Sputnik Тамара Зенина тоже познакомилась с героем и изучила его удивительный маршрут.
На мопед копил полгода
По профессии Анатолий Соловьев врач с 32-летним стажем и сразу двумя специализациями: хирург и анестезиолог-реаниматолог. По статусу – пенсионер, а по жизни – искатель приключений.
Даже дозвониться до доктора Соловьева сложно, потому что он то на рыбалке, то в дороге.
Год назад Анатолий Соловьев задумал исполнить свою давнюю мечту – побывать в Сибири, а если повезет – и дальше. Вариант с общественным транспортом в мечту не вписывался. На машине путешествие было бы слишком дорогим.
Транспорт выбирался из расчета дорожных затрат и зарплаты врача из райцентра.
“Полгода я работал и копил деньги, а потом купил то, на что хватило, потому что часть денег нужно было оставить на дорогу”, – рассказал путешественник.
Китайское чудо техники обошлось в 2000 рублей. Но ни тогда, ни тем более сейчас о приобретении доктор не пожалел.
“Ну что может увидеть байкер на своем крутом мотоцикле на скорости 150 километров?” – объясняет Соловьев.
Действительно, двигался он со скоростью 50-60 километров, ежедневно преодолевая 400-500 километров пути.
Говорит, что не перенапрягался, просыпался в 4-5 утра и до шести выезжал. Когда уставал – отдыхал в палатке в лесу, а если было холодно, то прямо на остановках общественного транспорта.
Дороги, признался путешественник, стали для него настоящим открытием.
“Кто говорит, что в России плохие дороги, – брешет! Всю страну проехал, почти до Дальнего Востока, – дороги шикарные! Самый худший отрезок был от Ельска до Гомеля и до границы с Брянской областью, отбил всю пятую точку”, – констатирует “эксперт”.
На отлично он оценил и придорожный сервис у соседей.
“Очень много гостиниц, кафешек, столовых. Еда – просто домашняя и дешевле, чем у нас”, – делится Соловьев.
Гостиниц на трассах, по его словам, так много, что заранее бронировать не нужно, останавливался там, где заставала ночь, платил за ночлег от 300 до тысячи российских рублей.
В Тулуне видел страшную трагедию
“Брест, Орел, Липецк, Тамбов, Пенза, Тольятти, Уфа, от Уфы у меня поворот был через Екатеринбург…” – показывает Анатолий Соловьев свой “навигатор” – почти протертый сложенный гармошкой листок бумаги, на котором напротив населенных пунктов стрелками указаны направления и цифрами – расстояния.
“От Уфы до Челябинска спуски – 3-4 километра, смотришь вниз – а фуры вот такусенькие, а от Тюмени до Красноярска вокруг трассы сплошное болото, как они ее проложили?!” – не перестает удивляться путешественник, дополнивший карту России своими ремарками:
“Кемерово – классный город, не ожидал!”, “а в Ачинске отметил день рождения – 66 лет, целых полбутылки пива выпил”, “в Иркутске, Екатеринбурге, Орле поплутал немного. Вообще в русских городах по знакам трудно выехать”, – вспоминает он.
Реки, озера, острова, природные катаклизмы – путешествие белорусского доктора можно описать по всем канонам путевого очерка. Про знаковые остановки Анатолий Соловьев рассказывает особенно воодушевленно, дополняя рассказ сериями фотографий:
“На Карачи меня пригласил местный житель, сибиряк Владимир. Познакомились мы у дороги, подружились, он говорит: шикарный курорт, отдохнешь, покупаешься, самогон у меня классный. Не смог отказаться”.
Анатолий пересек все сибирские реки – Обь, Енисей, а Лены в планах не было, но судьба вмешалась: пропустил поворот и пришлось заночевать в райцентре на берегу.
“В Тулуне увидел страшную трагедию. Там вода стояла три метра над асфальтом, дома через мост перекидывало, полгорода ушло под воду за одну ночь. Нас три дня туда не пускали, все жили в палатках в лесу в 70 километрах”, – вспоминает путешественник.
И продолжает комментировать: “А это я уже на Байкале. Вот знаменитая статуя – “Байкальский бродяга”. Очень мне она понравилась. В Байкале, конечно, искупался”.
“На пароме ездил на Ольхон, но там немного покатался – дорог почти нет, одни камни. А я груженый: рюкзак, сумка, колесо запасное, килограммов 200 вместе со мной на этом мопедике было”, – бодро перечисляет этапы большого пути Соловьев.
От бдительного глаза внимательного путника не ускользнула ни одна важная деталь.
“Поля просто поразили! Кукуруза в июне уже была ростом с меня, под два метра, ярко-зеленая, толстые початки, стоит ровной стеной. Также и зерновые”, – со знанием дела дал оценку угодьям хозяйственный житель белорусского райцентра.
В Башкортостане, по его словам, люди живут хорошо: у них “красивые дома, ухоженные новые заборы, крыши”, а у бурятов “нет ни одной грядочки, только изгороди большие для скота, там вообще кони самое главное, даже у женщин посадка классная”.
“Возле Байкала нашел целое белорусское село Троицкое! Там живут наши земляки, предков которых выселили еще при царе”, – снова оживляется Анатолий Соловьев.
Вдохновленный дорогой, говорит, что замахнулся было доплыть с рыбаками с Ольхона в Монголию, а там и до самого Далай-Ламы рукой подать, но случилось ЧП, и от этих планов пришлось отказаться.
Дождь, ветер, холод и песни
“Вот мой шлем на саморезах, кроссовки, штаны, рубашка”, – показывает мопедист нехитрую экипировку.
В дальнюю дорогу он собирался основательно, посоветовался с оператором насчет роуминга, просмотрел на YouTube тематические ролики, по совету бывалых собрал вещи и разложил деньги в два разных места.
Но дорога, как стихия, непредсказуема. Белорусский роуминг перестал работать через несколько дней, а половина денег под проливным дождем выпала из размокшего рюкзака.
“За Иркутском дала такая гроза: молния на все небо, ливень стеной – все стояли, я один ехал прямо посередине трассы, потому что мне какой резон стоять, все равно промокну. Видимо, тогда деньги и вылетели”, – вспоминает настоящий любитель приключений, которому ни отсутствие связи, ни непогода не смогли испортить впечатления.
“Когда потерял деньги, переживал полчаса, потом решил, что это плата за то, чтобы мое дальнейшее путешествие прошло отлично, успокоился и все время был на позитиве. Дождь идет, холодно, ветер, а я еду, песни себе пою, мне радостно!” – говорит романтик больших дорог.
Вымок до нитки? Высушат солнце и ветер. Замерз? Согреет тепло фур.
“Движение там сумасшедшее, фуры одна за одной. Они обгоняют, меня вроде зашатает, но от них тепло”, – делится лайфхаком путешественник-оптимист.
ГАИ останавливала раз десять
Свое 33-дневное странствие доктор Соловьев называет “лучшим отдыхом”, а главным подарком, которым одарила его дорога, считает людей.
“Вот Дима из Питера на своем крутом BMW, а это Павел из Мариинска, он очень красивые вещи из кедра делает. У Романа из Иркутска я купил аккумулятор. А Миша-бурят родом из Улан-Уде рассказал мне про Далай-Ламу”, – показывает белорус фото новых друзей.
Точно так же о нем сейчас рассказывают байкер-француз в Париже, путешественник в Кентукки, велосипедист в Тюмени и блогер с Алтая Кирилл Елагин.
“Кирилл путешествует в доме на колесах, у него там есть душ и даже туалет! А мне он помог заменить лопнувшее колесо, угостил кофе, а потом снял для своего блога”, – вспоминает Анатолий Соловьев.
Ему и самому впору вести блог, только сначала, говорит, нужно “это дело освоить, а то я до сих пор не знаю, что это за ерунда такая “емэйл”.
Всех, кто останавливался с предложением помочь необычному путешественнику или просто пожелать счастливого пути, белорус не может вспомнить даже по фотографиям.
“Все были в шоке и в восторге, увидев мой мопед. Некоторые, проехав, специально возвращались, чтобы познакомиться и обязательно сфотографироваться. Даже милиционеры, они останавливали раз десять, но ни разу так и не посмотрели документы, узнавали, кто я и откуда, и просили: поезжай осторожнее и отдыхай почаще”, – улыбается доктор.
С полной уверенностью он утверждает: “К белорусам отношение хорошее по всей России, а от президента нашего вообще все в восторге”.
Сам путешественник сначала не может определиться в предпочтениях: “Буряты классные, а тувимцы какие, а татары, а кавказцы…” – а потом все-таки заключает: “Лично для меня разницы нет – Россия или Беларусь. Я считаю, что это одна страна и люди везде одинаковые”.
“Наш отец всю жизнь любит путешествия и нас возил с детства, поэтому мы не очень удивились, узнав о его планах”, – говорит младшая дочь Надежда.
Жена Тамара призналась, что очень волновалась за мужа, “особенно когда у него связь пропала, а по телевизору показывали наводнение”.
Кстати, сама она тоже любит передвигаться на двухколесном транспорте – велосипеде, правда, говорит, что в такое далекое путешествие отправиться не отважится. А вот ее муж уже составляет новый маршрут.
“В Европу не хочу. Россия и дальше на восток: Китай, Вьетнам, Бирма, Бангладеш…” – мечтает Анатолий Соловьев.
А потом “переводит” свою мечту в белорусские пенсии и зарплаты, но расстраивается, как всегда, ненадолго.