Украинец Сергей Боженко был в Беларуси проездом, но этого хватило, чтобы составить мнение о нашей стране. Свои впечатления путешественник опубликовал на страничке в Facebook.

Сергей Боженко. Фото со страницы автора в Facebook
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции.
«О Беларуси слышно мало.
В общем если суммировать все, что я вообще об этой стране слышал, то получится вот такой набор:
1) Реальный клон СССР.
2) Действующее, как в те годы, КГБ.
3) Бизнес есть, работать тяжело, но кто договорился с властью, тот в шоколаде.
4) Продукты натуральные, как в СССР.
5) Дороги – класс!
Так получилось, что ехать из Киева в Литву было короче через Беларусь, да и посмотреть своими глазами хотелось.
По Украине дорога проходила через Полесье – впечатление гнетущее. Вроде и Киев недалеко, а цивилизация кончилась достаточно быстро, так что к Беларуси я подъехал уже подготовленный.
Особое впечатление – Чернобыльская зона. На въезде-выезде проверяют, останавливаться и выходить из машины запрещено. Проехал мимо брошенных пятиэтажек – ощущения сюрреалистические. Вдруг почувствовал першение в горле, непонятный шум в ушах. Думаю, что все таки психосоматика, так реагирует подкорка на наши давние страхи. Дальше красивая дорога через густой лес, периодически горелый. На дороге никого. Километров за 40 встретил одну машину.
После украинской вольницы на границе в Беларуси сразу стали приучать к порядку. Отогнали назад под светофор, на абсолютно пустой границе стоял почти час под палящим солнцем. Когда подъехали еще пару машин, всех пропустили. Документы смотрели очень пристально, тщательно выспрашивали о цели приезда, почему машина на европейских номерах, чем я вообще занимаюсь и т.д. Потом под предлогом ксерокопирования, мои документы куда-то унесли почти на час.
За это время случайно подслушал пару разговоров белорусов, что возвращались из Украины. Оказывается, ездят они в основном за продуктами. Особенно ценится мясо, но таможенники нещадно его изымают. Завозить не разрешают ни мясо, ни колбасу, даже не в торговых масштабах, для личного потребления.
Пропустили. Здравствуй, Беларусь!
Тут меня ждал первый прикол. Сразу после выезда с белорусской таможни стоит ржавый-прержавый указатель «Украина, Житомирская область», и началась такая адская дорога, как будто по ней только танками ездят. В голове непонятка – куда же я попал? Вроде должен быть в Беларуси с «шикарными» дорогами, а тут такой ад. Через несколько километров встретил дальнобойщика, меняющего колесо. Он мне и пояснил что оказывается это еще территория Украины, а Беларусь начнется позже. Как такое возможно я не совсем понял, но где-то читал, что процесс демаркации наших границ еще не закончен. В общем реальный идиотизм, позорящий наше государство.

До Гомеля мне было ехать 200 км. Ехать пришлось часа 4, несмотря на то, что дорога ровная и абсолютно пустая. В деревнях ограничения по скорости 50 км/ч, не только знаками, но и на асфальте написано. За эти 200 км практически не встретил людей, даже деревни не производят впечатление жилых – свет почти не горит. Как мне пояснили уже в Минске, очень дорогая электроэнергия, в селах стараются свет без особой нужды не включать.
Очень хотелось есть. За эти 200 км на дороге четыре раза встретилась абсолютно идентичная реклама кафе, что-то похожее на коопспилку. В одно из них и решил заехать.
Реальная машина времени, с запахами и аксессуарами. Я был единственный посетитель, обслуживала меня тетя в кокошнике, на груди у нее был бейдж «Буфетчица 7-го разряда…». Она мне обрадовалась. Но на вопрос могу ли я оплатить картой, очень взволновалась и предложила для начала оплатить мелкий платеж, например, чай. Мол если пройдет, то тогда уж накормим…
На вопрос, какой сейчас курс белорусского рубля к евро, напряглась, глаза у нее забегали. «Валютой я не интересуюсь и курса не знаю», – отрезала она. Оплата за чай прошла, мне позволили заказать ужин. Заказал я много (собственно, что было): рассольник, салат, чебурек. Рассольник представлял из себя маленькую плошку (у меня из такой кот ест) с прозрачной жидкостью в которой плавали соленные огурцы и картошка, правда было достаточно сметаны. На вкус это было так же, как и на вид. Салат представлял из себя еще более маленькую плошку, в которую была мелко покрошена четвертинка небольшого помидора и столько же огурца. Чебурек был сделан из пышного дрожжевого теста с непонятной субстанцией внутри. В общем это был беляш, как я помню его из детства, непонятно зачем они назвали его «чебуреком»…
Чтобы не умереть с голоду, взял в холодильнике действительно вкусное мороженое. Заплатив за столь содержательный ужин почти 10 евро, понял, что советский союз цен не касается. Дальше мне приходилось регулярно в этом убеждаться: например, бутылка «Боржоми» на заправке стоит больше 2 евро. Вообще, цены после Украины очень даже крутые.



Платная дорога напоминает автобан только от Гомеля до Минска, действительно можно ехать местами 120, хорошая четырехполосная с разделением, правда и там хватает населенных пунктов с ограничением 50.
А вот от Минска до литовской границы дорога практически не отличается от обычной провинциальной украинской: две полосы навстречу друг-другу без разделения, с максимально возможной скоростью 90 км/ч и населенными пунктами. Откровенных ям немного, но встречаются, качество полотна – «советское». В нескольких местах идет ремонт: прямо поперек дороги катается спецтехника, рабочие не спеша раскидывают асфальт. В одном месте влетел на участок с любимой нашими дорожниками подлянкой – залитая смола сверху посыпана щебнем, счастье что не было встречки, стекло осталось целым, но вот крылья и двери машины в тонких соплях битума. И за все эти удовольствия девайс радостно отщелкивал 4 евроцента за километр.


После двух часов бесплодных поисков я забрел в холл центральной гостиницы, где минимальный номер стоит 180 евро и попросил воспользоваться их интернетом. Портье – милая девушка, сказала, что не имеет права подключать посторонних, даже за деньги. Мне удалось ее убедить все-таки дать мне доступ на 10 минут, но паспортные данные мои она скопировала.
Днем я встретился с другом, а затем с коллегой. Несколько раз в их рассказах прозвучала аббревиатура КГБ, то есть это действительно существует и держит все под контролем. Бизнес там находится в плачевном состоянии, оказывается произошел очень сильный обвал местной валюты. Белорусский рубль прыгнул сначала с 3000 до 9000 за долларов, а потом и до 16 000. Прыжок за столь короткий промежуток больше чем в 5 раз – это даже не Украина, в которой идет война. Бизнес с трудом выживает, многие закрылись и процесс этот набирает обороты.
В целом же впечатление от этой страны могу сформулировать фразой «Чистенько, но бедненько». Ничем она меня не тронула за душу, люди мне показались уставшими и задолбанными, без искры радости, вкусной еды не попробовал, по радио все дорогу пела то Эдита Пьеха с Лещенко, то какие-то местные коллективы с репертуаром а-ля «Самоцветы» и «Сябры». По новостям регулярно цитируют «бацьку», что мол все класс – печатный станок для денег включать не будем….
Путешествие на машине времени оказалось не таким уж и интересным, да и с самой границы было какое-то ощущение напряга, которое пропало лишь когда веселые бородатые литовские пограничники поставили штамп въезда в ЕС и в придорожном кафе я взял огромную порцию цеппелинов.
Жизнь сразу стала налаживаться. Второй раз бы не поехал».





































