В Гомеле задержали 65-летнюю экс-преподавательницу БелГУТа. Милиционеры показали видео, но кое-что смутило

В Гомеле задержали 65-летнюю экс-преподавательницу БелГУТа. Милиционеры показали видео, но кое-что смутило

09.03.2021 в 21:41

Что же всё-таки произошло в квартире кандидата химических наук: били ли женщину по лицу, когда и как проводилось задержание и причём тут высушенная трава, сильно смахивающая на марихуану в конце ролика?

Валерия Децук преподавала экологию в Белорусском государственном университете транспорта. На днях её задержали правоохранители, а с сайта образовательного учреждения исчезла запись о ней, как о сотруднице вуза.

Как пояснили “Флагштоку” коллеги преподавательницы, внезапное исчезновение персональной страницы с интернет-сайта БелГУТа связано с тем, что Валерия Децук оставила основное место работы еще в сентябре 2020 года по личным обстоятельствам.

При этом в соцсетях и на интернет-порталах появилась достаточно жёсткая версия происходящих в квартире событий, породившая множество негативных комментариев в адрес милиционеров. Последние опубликовали свой вариант резонансной истории. И в том, и в другом случае есть моменты, на которые мы просто не можем не обратить внимание. Давайте разбираться.

За годы работы в вузе Валерия Децук проявила себя как активный педагог: вовлекала студентов в помощь бездомным животным, организовывала уборку мусора на берегах гомельских водоёмов.

Версия сына гомельчанки

– Утром 7 марта позвонили в квартиру. Папа открыл дверь, и в дом ворвались пять человек. Кричали: „Всем лежать, работает ОМОН!“ Маму, папу и меня сбили с ног, положили лицом в пол. Ничего не объяснили, просто сказали: „Мы её забираем“. Маму ударили по лицу — мне показалось, она упала в обморок. Она ещё была в ночном белье, даже одеться не разрешили — мол, только при нас, а то нож спрячет под одеждой. Когда её выводили, она плакала, — рассказал “Радио Свобода” сын задержанной Сергей. Материал был опубликован 8 марта.

По словам Сергея, у матери сразу забрали смартфон и что-то на нём сфотографировали. «Позже я узнал, что они сфотографировали комментарий моей мамы, который она оставила под каким-то видео на каком-то телеграм-канале. В чем её обвиняют, пока неизвестно», — говорит гомельчанин.

Сергей рассказал, что его омоновцы отнесли в другую комнату, где с ним разговаривал неизвестный, представившийся начальником управления. «Он сказал, что лично за нас взялся и мы все сядем. За что — непонятно… В СИЗО, где она [мама] сейчас находится, у меня приняли только тёплую одежду — продукты брать отказались», — добавил Сергей.

Как сообщил порталу “Сильные новости” сын женщины, в РОВД дежурный рассказал ему, что женщина осуждена на 15 суток ареста. Но в суде заверили, что материалы дела так и не поступали и о наказании арестом никому не известно. 

Версия милиционеров

Сотрудниками гомельского управления ГУБОПиК МВД установили пользователей деструктивных телеграм-каналов, которые активно участвуют в протестах, сообщила пресс-служба МВД.

В частности, 28 февраля возле д. Осовцы Гомельского района несколько женщин организовали несанкционированный пикет.

“Для создания видимости массового флешмоба участницы сделали с разных ракурсов несколько постановочных фото c бчб-атрибутикой и использовали плакат с надписью «Змагаркі усяго свету! Віншуем Вас са святам 8 сакавіка». В дальнейшем планировалось поместить снимки в «независимых СМИ» и деструктивных телеграм-каналах для создания дополнительных инфоповодов. Какие фотографии выкладывать и когда это делать, женщины обсуждали в тематических чатах. А чтобы, к примеру, погода за окном соответствовала ранее сделанному изображению, фотографии редактировались”, – обращают внимание силовики.

К акции оказалась причастна и 65-летняя уроженка Вильнюса, проживающая в Гомеле. Милиционеры пришли к ней 5 марта. По информации пресс-службы силового ведомства, они представились и вошли в квартиру.

“Внутри 35-летний сын женщины пытался воспротивиться законным действиям правоохранителей, оскорбляя и провоцируя их. Мужчина, правда, успокоился, а вот хозяйка квартиры устроила показательное шоу с криками и неповиновением. Причина экспрессии – изъятие её мобильного телефона, где хранилась переписка в деструктивном чате с обсуждением несанкционированных мероприятий, а также фотографии её участия в них”, – говорится в информационном сообщении МВД.

Гомельчанку задержали.

“В последующем её сын рассказал интернет-ресурсам, «как его избивали, ложили мордой в пол, издевались над матерью». При этом преднамеренно исказил дату событий, заявив о 7 марта. Сделал это для создания резонанса. Кстати, сам мужчина неоднократно привлекался к уголовной и административной ответственности”, – объясняют действия родственника задержанной милиционеры.

Милиция установила и других участниц несанкционированного пикета. Им от 35 до 41 года. В отношении женщин составлены административные протоколы за нарушение порядка организации или проведения массовых мероприятий.

Детали…

На видео, опубликованном пресс-службой МВД, видна последовательность действий правоохранителей. Из нарезанных фрагментов становится ясно, что милиционеры до инцидента с мобильным телефоном действовали и разговаривали корректно, показали служебные удостоверения…

Момент первый: проведение осмотра. Первоначально женщину приглашали в отделение милиции для проведения опроса, в какой-то момент ей сообщили о проведении осмотра. После силового изъятия смартфона гомельчанке предложили показать постановление, на основании чего было проведено изъятие.

Напомним, проведение осмотра регулируется ст. 11.10 недавно обновлённого ПИКоАП. Согласно п. 4., осмотр жилища и иного законного владения проводится только с согласия и в присутствии собственника или проживающего в нём совершеннолетнего лица, а при отсутствии согласия – по постановлению органа, ведущего административный процесс, с санкции прокурора или его заместителя, которое должно быть предъявлено до начала проведения осмотра, и с участием не менее двух понятых.

В исключительных случаях, когда имеется реальное опасение, что следы административного правонарушения, иные материальные объекты, имеющие значение для дела об административном правонарушении, могут быть из-за промедления с их обнаружением утрачены, повреждены или использованы в противоправных целях, осмотр может быть проведен по постановлению органа, ведущего административный процесс, с участием не менее двух понятых без санкции прокурора или его заместителя с последующим направлением им в течение двадцати четырех часов сообщения о проведенном осмотре с указанием даты, времени и места проведения осмотра, лиц, у которых он проведен, оснований для проведения осмотра, перечня обнаруженных объектов.

То, что постановление не было предъявлено женщине до начала осмотра, может являться нарушением законодательства.

Момент второй: зелёное вещество. В конце видеоролика после кадров со скриншотами переписки в Telegram следует видеоряд, на котором милиционеры демонстрируют неизвестную зелёную массу растительного происхождения, завёрнутую в бумагу и похожую на высушенную и измельчённую коноплю, она же марихуана. Впрочем, говорить об этом можно только после результата специальной экспертизы.

Как говорилось, видео с происходящим в квартире является сюжетом, состоящим из нарезанных фрагментов. Не исключено, что за кадром остались и некоторые иные интересные детали. Отметим, что во время проведения осмотра с фиксацией действий правоохранителей под видеозапись последняя должна отражать весь ход осмотра. Звуко- и видеозапись части осмотра, а также повторение осмотра специально для записи не допускаются. Невозможность применения звуко- и видеозаписи по техническим либо иным причинам не исключает продолжения осмотра с участием понятых. 

Об этом прямо говорится в п. 2. ст. 11.10 ПИКоАП. И этот пункт позволяет исключить версию с подбрасыванием “нужных” улик. Что часто можно видеть в кинематографе. Если условия были соблюдены, и на видео непрерывно фиксировались все действия по обнаружению того самого вещества, то претензий к правоохранителям не будет.

В этом случае (и при идентификации вещества экспертизой как марихуаны – прим.) будет возбуждено уголовное дело за незаконный оборот наркотических веществ. Ответственность по соответствующей уголовной статье значительно более суровая, нежели, чем за административное правонарушение. Однако первоначально надо будет установить, кем и с какой целью хранилось вещество. Но это уже другая история.

Метки: