Двадцать лет назад из жизни ушла “мама перестройки” Раиса Горбачева. Об этой женщине говорили все, но оценили её умение быть первой леди только после смерти.
Раисе Горбачевой, супруга первого и единственного президента СССР, родилась 5 января 1932 года. Она умерла в 20 лет назад от лейкемии. Среди возможных сопутствующих причин, вызвавших заболевание, тогда назвали визит на Чернобыльскую станцию сразу после катастрофы и стрессы. Михаил Горбачев признавался позже журналистам, что “это перестройка забрала у меня жену — слишком близко она принимала все к сердцу”.
Золотая медаль и потерянный ребенок
Раиса Горбачева была из простой семьи железнодорожника. А она пошла в философы, с отличием окончила Московский государственный университет.
“Это была выдающаяся женщина, настоящая шестидесятница. Окончить на отлично философский факультет МГУ и получить рекомендацию в аспирантуру девушке без связей — это дорогого стоит”, — вспоминал о ней московский мэр начала 90-х Гавриил Попов.
Из-за своего “простого” происхождения Раисе Максимовне пришлось попрощаться со своим первым женихом — сыном начальника Вильнюсского вокзала, родители жениха запретили свадьбу.
Свадьбу с Михаилом Горбачевым играли без колец и в диетической столовой — на более пышные торжества не было денег. Уже в новом веке Горбачев признался, что своего первого ребенка супруги потеряли. У Раисы Максимовны обострился ревматизм, врачи настояли прервать беременность. Единственная дочь Ирина родилась позже — уже в Ставрополье.
Раздражающая активность, наряды и продвижение белорусской кухни
До Горбачевой с женами иностранных гостей общалась преимущественно Валентина Терешкова — заслуженный человек, космонавт. Советский “народ”, особенно женская его половина, не понял и не принял активность супруги первого лица страны. Особое раздражение у обывателей вызывали ее наряды — явно не из центрального универмага.
Дамы у телевизора и подъездов гадали, кто одевает эту “выскочку” — уж не Ив Сен-Лоран? Хотя Горбачева честно признавалась, что для нее шьют мастерицы Московского ателье. Хотя вкус, причем не советский, у нее бесспорно был. Маргарет Тэтчер признавалась в своих мемуарах, что не отказалась бы от наряда, в котором была на встрече супруга президента СССР.
Кстати, с Тэтчер, по признанию Михаила Горбачева, у его жены сложились дружеские отношения. В отличие от него, Раиса Максимовна свободно владела английским и общалась с Британским премьером на ее родном языке.
Пару лет назад Национальный архив Британии обнародовал очередную партию документов. Среди них было и письмо Раисы Горбачевой британскому министру сельского хозяйства Майклу Джоплингу, это было послесловие к беседе, которая состоялась в декабре 1984 года за ланчем в премьерском поместье Чекерс во время визита советского генсека в Лондон.
“На ланче в Чекерс я говорила вам, что у нас в Беларуси существует 300 рецептов приготовления картофеля”, — напоминала Горбачева Джоплингу. Из письма следовало, что Джоплинг тогда не очень поверил этой информации, и тогда Раиса Максимовна пообещала отправить британскому чиновнику поваренную книгу.
“Я сдерживаю свое обещание. Прошу прощения, что была не совсем точна: на самом деле, существует 500, а не 300 рецептов”, — писала Горбачева.
В сухом остатке
Ряд мемуаристов — из числа приближенных к аппарату Горбачева — вспоминали про возможно излишнюю требовательность Раисы Максимовны к обслуживающему персоналу.
Но безусловным остается также тот факт, что ее публичная и общественная активность была результативной. Горбачева была одним из соучредителей Советского фонда культуры, который способствовал возвращению культурных ценностей из-за границы, инициировал и помогал в создании новых музеев, в том числе Андрея Рублева, Николая Рериха, Марины Цветаевой.
Горбачева уделяла большое внимание помощи чернобыльским детям, поспособствовала открытию первого в России отделения детской гематологии и трансплантологии. Ее именем был назван Институт детской гематологии и трансплантологии в Санкт-Петербурге, открытый девять лет назад при поддержке Горбачев-фонда.
В отличие от советских людей, не разглядевших и не оценивших результативную активность первой советской леди, на Западе ее ценили. Еще в 1987 году Британский журнал Woman’s Own назвал Раису Максимовну “Женщиной года”, а спустя год Горбачевой была присуждена премия “Женщины мира”.