«Вы будете лежать в психушке, понятно?» Из Гомельского облисполкома звонили депутату с угрозой, или всё-таки подменой номера балуется пранкер?

«Вы будете лежать в психушке, понятно?» Из Гомельского облисполкома звонили депутату с угрозой, или всё-таки подменой номера балуется пранкер?

21.02.2018 в 03:57

Роза Стрельченко — общественная активистка из деревни Капличи Калинковичского района. В этом году она решила баллотироваться в сельский совет. Кандидатом от власти была заведующая амбулатории, и по одному из участков она получила 4 голоса, а Стрельченко — 54, пишет “Наша Нива”.

Госпожа Роза — мать троих детей. Она беспартийная, не присоединена ни к каким оппозиционным партиям и движениям, но многие активисты помогают ей.

20 февраля на мобильный Розы Стрельченко прозвучал странный звонок. Ей сказали, что звонят из Гомельского облисполкома, имен не называли. Сначала женщина поздравила Розу Викторовну с избранием в депутаты. «С этого момента на вас возложена большая задача: сделать все возможное, чтобы создать максимально благоприятные условия для развития и процветания Беларуси», — было слышно на другой стороне.

Позднее же прозвучали совсем непонятные слова. «Вы у нас в психушке будете лежать, Роза Викторовна, и основания мы найдем, вы нас поняли», — прозвучало в трубке.

Звонили со следующего номера: 8 (023) 233-45-05. Роза Стрельченко предоставила Редакции «Нашай Нівы» скриншот этого звонка, а также аудиозапись.

Простая проверка в интернете свидетельствует, что это номер приемной руководителя делами Гомельского облисполкома Елены Кличковской. Примечательно, что в этом году она сама баллотировалась в областной совет депутатов от Коммунистической партии. Естественно, победила.

Мы дозвонились в Гомель к чиновнице.

«Розу Стрельченко я знаю, она живет в агрогородке Капличи Калинковичского района. Она по обращениям граждан раз пятнадцать проходила у нас в прошлом году. Но ни сегодня, ни раньше она мне не звонила, я ей тоже. Если вы из «Нашай Нівы», то я могу вам сказать, что она в последнее время работает с оппозицией, они ей накручивают поддержку, с нашими известными региональными блогерами», — говорит госпожа Кличковская.

«Она всё добивалась строительства новой школы в Капличах либо ремонта старой — это я знаю. Насчет депутатских её дел ничего не знаю. Это какая-то провокация, я сегодня целый день поздравляла наших ветеранов со столетием армии, а после работала с секретарем», — рассказала чиновница.

Справедливости ради скажем, что голос Елены Кличковской и женщины на аудиозаписи действительно не очень похожи. Но это не отменяет того факта, что на телефоне женщины отбился звонок с номера именно Гомельского облисполкома.

Роза Стрельченко вызвала сотрудников милиции, они приняли заявление об угрозах. Женщина говорит, что только за прошлый год ей угрожали трижды. Это уже четвертая такая попытка повоздействовать на неё психологически.

Комментариев милиции пока нет.


На этом можно было бы и закончить, получив отличный материал для дискредитации гомельской вертикали власти и дав пищу для комментаторов, особенно далёких от IT, однако в своей работе Progomel.by выступает за более объективные журналистские расследования.

Для начала опровергнем тезис о том, что высвечиваемый номер абонента на принимающей стороне свидетельствует о том, что именно этот абонент осуществлял вызов.

Любители телефонных розыгрышей уже давно освоили функцию подмены номера с помощью специальных интернет-сервисов, приложений или аппаратных устройств. Например, можно позвонить президенту Украины Петру Порошенко, представиться генсеком НАТО и поздравить с Новым годом, что проделали недавно российские пранкеры.

Как это работает, можете почитать здесь. Или сразу посмотреть видео.

Таким же образом можно рассылать SMS. Те самые, с угрозами. Отметим, что технология позволяет звонящему оставаться анонимным лишь частично. При должном интересе со стороны правоохранительных органов настоящего абонента установить возможно.

Не исключая возможность того, что Розе Стрельченко действительно звонила из Гомельского облисполкома неизвестная девушка, неизвестным способом прокравшаяся в кабинет Елены Кличковской (а может и по её заданию или страдающая психическим расстройством – вероятность же есть, как и в случае, что обезьяна напишет “Гамлета” – прим.), всё же подвергнем сомнению и это.

Просто подключим логику. Звонить с угрозой со стационарного телефона на смартфон, где можно легко включить запись разговора и отследить номер входящего вызова – вы серьёзно?

Далее возникает вопрос “кому это выгодно?”, он же мотив. Поставим себя на место чиновника. Чего он добьется подобным звонком? Окажет психологическое давление на депутата? Ну, допустим. Это особенно актуально после состоявшихся выборов. А дальше? Если у вас есть варианты, напишите, пожалуйста, в комментариях. Будет интересно почитать.

Не претендуя на истину, гораздо правдоподобнее выглядит версия про информационный вброс, который преследует сразу несколько целей:

  • укладывается в тщательно продуманную кампанию по дискредитации государственных органов власти;
  • даёт нужный “хайп” ресурсу, опубликовавшему историю (мы не исключение – прим. Progomel.by) – просмотры, комментарии, лайки в соцсетях;
  • популяризация деятельности оппозиционных структур;
  • побочный положительный эффект – поднятие проблемы ремонта/открытия школы в Капличах.

Единственный момент, который необходимо озвучить, раз уж мы боремся за качественную журналистику: Роза Стрельченко в интервью “Комсомольской правде” рассказывала о том, что на приеме в Гомельском облисполкоме к ней подходили некие “люди в медицинских халатах”, которые интересовались состоянием её психического здоровья.

– Мы записались к председателю облисполкома и приехали на приём. Сидим, ждём очереди. Вдруг входит группа мужчин в медицинских костюмах и прямо в лоб меня спрашивают: «Тебе не плохо? Чего ты сюда приехала? Ты никогда не лежала в психиатрическом отделении?» А я как раз недавно брала справку в своей поликлинике о том, что не состою на учете у психиатра и никогда у него не лечилась. Справка была у меня с собой. Они её посмотрели и ушли, но даже не извинились. Принял нас в итоге не губернатор, к которому мы записывались, но его заместитель. А анонимные звонки и эсэмэски с угрозами, что меня посадят в психушку, приходят до сих пор, по этому поводу я заявила в милицию, – рассказала Роза Стрельченко.

Насколько эта информация соответствует действительности – нам неизвестно.