Потеря слуха может быть врожденной или приобретенной. Маленькой Соне из Гомельской области диагноз поставили в 4 года – двухсторонняя нейросенсорная тугоухость 4-й степени. Сейчас Софье Колесник 17 лет, она приехала в Минск и поступила в колледж электроники, где в этом году проходил набор учащихся с нарушением слуха.
– Когда мы с супругом ждали Сонечку, мы и подумать не могли, что наша малышка появится на свет на 2 месяца раньше срока, – вспоминает Вероника Колесник, мама Сони. – Рост у нее был 42 сантиметра, она умещалась на широких папиных ладонях. Мне приходилась ушивать всю одежду, потому что даже самая маленькая для новорожденных была Соне велика. Мы прикладывали все усилия, чтобы наша семимесячная девочка росла здоровой, хотя прогнозы врачей были, мягко говоря, неутешительные.
Через 4 дня после рождения Соню вместе с мамой направили в Гомельскую больницу под наблюдение и на доращивание, где они пробыли 2 месяца. За это время малышка начала расти и набирать вес.
– До полутора лет Соня развивалась так же, как и все дети ее возраста, – продолжает Вероника. – Ровно в год она пошла, спустя пару недель начала произносить первые слоги, была очень шустрым и любознательным ребенком. Ближе к полутора годам я стала замечать, что Соня реагирует не на все звуки, шумы или голоса. Началась наша эпопея хождения по врачам. Сразу все говорили, что мои опасения напрасны, но позже стало для всех очевидным, что я не ошиблась.
В два года Софье поставили 2-ю степень потери слуха. Родители купили дочке слуховые аппараты, стали приучать ее слушать и слышать, а мама стала изучать вопросы воспитания, развития детей с нарушением слуха. Спустя два года после этого, врачи вынесли окончательный вердикт – двухсторонняя нейросенсорная тугоухость. Соня не слышит.
– Мы сами из деревни Озерщина Речицкого района. Чтобы пойти в специализированный детский сад, нам пришлось переехать в Гомель, – рассказывает мама девочки. – С первых дней вместе с дочкой начали изучение жестового языка и дактиля. Также нашли репетитора, который на протяжении посещения садика занимался с Соней по 3 раза в неделю. Уже в 4 года мой ребенок начал читать и самостоятельно писать СМС на телефоне.
После выпуска в детском саду семья вернулась в Озерщину. Здесь многие поддерживали девочку. Соня близко общалась со своей двоюродной сестрой Дашей и нашла себе лучшую подругу, с которой они общаются по сей день.
– Как мама, я переживала за общение Сони со сверстниками, – делится Вероника. – Конечно, были и неприятные моменты, когда сверстники не понимали, на каком языке разговаривает дочка, и пускали в ее адрес разные насмешки. Но с нашей соседкой Шурой Софья сразу же подружилась. Им было по 6-7 лет. Я распечатывала фразы на жестовом языке и давала их Шуре, а она старательно учила, чтобы общаться с моей дочкой. Мы с мужем сразу выучили язык жестов и дактиль, к нам подключились и наши родственники. Для неслышащих это огромная поддержка от тех, у кого хороший слух.
В этом году Соня Колесник закончила 11 классов Речицкой школы-интерната для детей с нарушением слуха. И с 1 сентября девушка стала учащейся Минского колледжа электроники по специальности техник-технолог микроэлектроники.
– Здесь, в Минске, все по-другому, – делится эмоциями от первой недели пребывания в Минске Соня. – Такой большой поток людей, много машин. Пока что непривычно, но мне нравится.
В группе у Сони 8 человек – все с нарушением слуха. Среди новых друзей и два ее одноклассника, которые тоже поступили в колледж.
– На первой встрече мы открыли большую коробку конфет и договорились, что на время обучения станем одной семьей, – рассказывает Софья. – Ребята вроде все хорошие, с ними весело. Пока что немного волнительно – все новое. Сейчас стараюсь включиться в учебный процесс. Думаю, все получится.
Во время учебы в школе Соня часто участвовала в спортивных соревнованиях и занимала призовые места. По приезде в Минск девушка сразу же отправилась на забег Минского полумарафона, который проходил в рамках Дня города, и успешно пробежала 5 километров.
– Это было непросто, но я добежала до финиша и получила медаль, – радостно сообщает Софья. – Я счастлива, что преодолела это препятствие, тем более погода была не самая лучшая: довольно прохладно и моросил дождь. Буду и дальше стремиться к своим целям. Например, сейчас мечтаю накопить денег и полететь во Францию. Хочу увидеть Эйфелеву башню и, как настоящая француженка, отведать круассан с кофе.
Несмотря на нарушение слуха, Соня Колесник успешно учится, показывает высокие результаты в спортивных соревнованиях и общается с ровесниками. Девушка не слышит, но очень четко произносит звуки для тех, кто не знает жестового языка или дактиля.
– Если диагноз поставлен и ребенок не слышит, нужно сразу же начинать учить с детьми жестовый язык и дактиль, чтобы ускорить процесс усвоения школьной программы и социализации. Должно быть полное понимание между родителем и ребенком. Неслышащие люди нередко стесняются отвечать слышащим – боятся показаться странными. Нужно убедить своих детей в том, что они не какие-то «не такие». Они замечательные и ничем не хуже остальных, – подвела итог беседы мама девушки.