Как живётся гомельчанам с «новогодними» фамилиями

Как живётся гомельчанам с «новогодними» фамилиями

31.12.2021 в 21:56
Елена Николаева, "Белка", фото: Мария Амелина, Вячеслав Коломиец, личный архив героев

«Как-как?» — переспрашивают люди, когда знакомятся с героями. А потом улыбаются. Под Новый год «Белка» встретилась и поговорила с обладателями «новогодних» фамилий. Хлопушкиных и Бенгальских нам отыскать, к сожалению, не удалось —  таких в Гомеле нет. Зато мы узнали, каково жить, когда ты круглый год Зима, Ёлкин, Мишура, Снежкова и Мороз.

Инга Мишура: «Круглый год одни и те же шутки»

Как живётся гомельчанам с «новогодними» фамилиями

Инга Мишура, мама в декрете

Гомельчанка Инга Мишура в школьные годы не очень любила свою фамилию. А всё из-за шуток одноклассников.

— Круглый год одно и то же: «Слазь уже с ёлки, Новый год закончился», «Инга, поблестела и хватит», ну и всё в таком духе. Однажды перед зимними каникулами в конце второй четверти наши мальчики снова надо мной пошутили: «Инга, скорее, тебя классная срочно зовёт». При­бегаю в другой кабинет, запыхалась, а наша Свет­лана Владимировна ёлку украшает и недоумевает. Выяснилось, что она просила мальчиков мишуру ей принести. А они вот так меня разыграли.

Сейчас Инга вспоминает об этом с улыбкой. Но тогда, признаётся, тяжело переживала подоб­ные каламбуры. Тем более что никакая она не МишурА, а МишУра.

— На самом деле, в моей фамилии ударение не на последний, а на предпоследний слог. Но окру­жающих это мало волнует, и все произносят как им удобно и привычно.

Сегодня Инге 30, и она уже спокойно реаги­рует на то, что её фамилия у многих ассоцииру­ется с новогодним украшением.

— Мне нравится моя фамилия. Настолько, что когда вышла замуж, решила не менять её. А теперь даже не поправляю тех, кто неправильно ставит ударение. Ну и пусть, красиво ведь!

Иван Зима: «Свою фамилию слышу по несколько раз в день»

Иван Зима, менеджер в компании по перевозке грузов

Предки Ивана родом из Молдовы. Оттуда же и фамилия. Там она произносится с ударением на первый слог.

— Прадед по линии отца был настоящий богатырь. По рас­сказам моего деда Николая, одна его ладонь была размером как четыре обычные. У прадеда была своя коллекция топоров, ими он делал из каменных валунов прямые блоки для фундамента домов. Как-то прадед поспорил с другим местным силачом, что поднимет огромную наковальню весом 250 кг. И не просто поднял, но ещё и пронёс 50 метров, а потом спокойно поставил на землю! Силой в молодости отличался и мой дед. Он служил офицером в армии и часто занимал первые места во многих соревнованиях. Например, без особых тренировок выполнил тогдашний норматив КМС по поднятию штанги и был первым в беге без препятствий. В конце 80-х дед Николай с бабушкой и двумя детьми переехали в Бела­русь, — рассказывает про свою семью Иван Зима.

У нового поколения носителей фамилии другие таланты. У отца нашего героя три увлечения — прыжки с парашютом, мото­кросс и автомеханика.

А Иван силён в точных науках. В школе занимал призовые места в олимпиадах по физике. Окончил БелГУТ и теперь рабо­тает в компании по перевозке грузов.

— Когда где-то первый раз нужно назвать свою фамилию, уже знаю, что будет дальше. Сначала удивлённый взгляд, а потом обяза­тельно следует реплика «надо же, какая у вас интересная фамилия». К такой реакции за свои 25 лет я уже привык и не обращаю внима­ния, — признаётся Иван. — Зато каждый раз «включаю слух», как слышу слово «зима» — не обо мне ли там речь? Иногда это проис­ходит по несколько раз в день.

Пару лет назад Иван женился. И теперь в семье появилась ещё одна Зима.

Василий Мороз: «Не люблю холод, но обожаю хоккей»

Василий Мороз, директор РСУП «Ремонтхиммонтаж»

Василий Мороз признаётся: больше всего на свете он не любит холод.

Но это не помешало ему с самого детства выбрать зимний вид спорта: в восемь лет он всерьёз и надолго увлёкся хоккеем.

Сначала — с шайбой, но так как в Гомеле в советское время не было нормальной ледовой площадки, то вскоре команда стала играть в хоккей на траве.

Василий Мороз в составе сборной БССР дважды ста­новился призёром и один раз чемпионом Советского Союза. Последний раз — в 1991 году. А потом стране стало не до хоккея.

— У меня никогда не было клички из-за моей фами­лии. Я ведь был крепким парнем, поэтому одноклассники предпочитали обращаться ко мне исключительно по имени, — улыбается Василий.

В этимологию своей фамилии Василий Мороз особо не вдавался. Рассказывает о ней просто.

— Отец был Мороз, дед — Мороз и прадед тоже. Род наш из деревни Нижние Морозы, рядом были и Верх­ние Морозы. Это в Витебской области. Так что там все Морозы были.

На новогоднем столе нашего героя будет любимое семейное блюдо — заливная рыба. По традиции, приго­товит её тёща. Но щуку придётся купить на рынке. Как и холод, зимнюю рыбалку Василий Мороз не любит.

Екатерина Снежкова: «Мой муж — вылитый снежок»

Екатерина Снежкова, специалист центра соцобслуживания населения Железнодорожного района

Екатерине её задорная зимняя фамилия досталась от мужа. В девичестве была Фесь­кова, но вот уже 21 год она Снежкова.

— Мне очень нравится моя фамилия. Она красивая и лёгкая. Никогда никакого негатива не испытывала из-за неё — наоборот. Напри­мер, коллеги называют меня ласково Снежок. И мужа в детстве так называли, он у меня к тому же ещё и блондин — ну вылитый снежок.

Фамилия у Екатерины не просто красивая, но ещё и очень в Беларуси известная.

Родная тётя супруга Нина Леоновна Снеж­кова в советские годы занимала пост замести­теля председателя Совета Министров БССР. А дядя — Владимир Леонович Снежков был пер­вым секретарём Речицкого горкома партии, его именем названа даже одна из улиц в Речице.

Зиму, признаётся Екатерина, она любила и до замужества. А теперь это самая её люби­мая пора года.

— Если выбирать между жарой и холодом, то всегда выберу второе. Обожаю снег, мороз и зимние забавы.

Руслан Ёлкин: «Количество шуток вокруг моей фамилии возрастает ближе к новогодним праздникам»

Руслан Ёлкин, строитель в частной организации

Обидных кличек у Руслана Ёлкина никогда не было. Иногда в шутку могли перефразиро­вать его фамилию и назвать Палкиным.

— Но всегда это было как-то по-доброму, без негатива. Думаю, что трудно найти негатив, когда у тебя такая позитивная и праздничная фами­лия, — говорит Руслан. Он и сам старается вся­чески соответствовать паспортным данным: что бы в жизни ни происходило, всегда сохраняет бодрость духа и чувство юмора. Ещё со школь­ных лет он душа компании, гитарист и просто весёлый парень.

— Количество шуток вокруг моей фамилии воз­растает ближе к новогодним праздникам. Каждый обыгрывает как может. Самая распространённая в семье звучит примерно так: «Ёлку ставить в этом году не будем, поставим в угол папу».

В ответ Руслан отпускает шутки в адрес домаш­них, они ведь тоже Ёлкины.

«Будете плохо вести — не украшу».

Недавно Руслан менял паспорт и к своему удив­лению стал не Ёлкиным, а Елкиным. Признаётся, что это его расстроило.

— Получается, убрали две точки — и у меня уже совсем другая фамилия.