Семья украинских переселенцев обрела новую родину на Рогачёвщине

Семья украинских переселенцев обрела новую родину на Рогачёвщине

12.01.2020 в 14:32
Елена Ударцева, "Правда Гомель"

В 2014 году Елена Фоменко и Сергей Мардиросян из Луганской области оставили дорогие сердцу места ради будущего своего ребенка. И хотя родной город Ирмино больше не вздрагивает от залпов и взрывов, возвращаться не планируют. Супруги обрели на Рогачевщине новую родину. Спустя пять лет освоили сельское хозяйство и даже стали блогерами: на их аккаунт в YouTube подписано 18 тысяч человек.

Людмила Фоменко, ее дочь Елена, зять Сергей и внук Тимур благодарны за поддержку на новой родине. Фото Василия Рогожникова

Гостеприимные хозяева встретили журналистов искренними улыбками. Только уже не в Великой Крушиновке, где разместились изначально, а в деревне Новоселки вблизи агрогородка Тихиничи.

– Третий Новый год встречаем здесь, обживаемся, – угощая чаем и вареньем, рассказывали супруги, в глазах которых уже не было столько грусти и боли, как в недалеком 2014-м. – Хотели бы поблагодарить редакцию Рогачевской районной газеты: после того как о нас рассказали, многие люди откликнулись. Было стыдно обращаться, но победил страх остаться в незнакомой стране с ребенком на руках… без ничего. После публикации нам начали звонить, спрашивать: чем можно помочь?

Местное хозяйство, в котором все эти годы добросовестно трудится Сергей, выделило машину. Приятно, что рогачевцы не прошли мимо людского горя. Люстра, шторы, мебель, посуда, одежда – каждый делился всем, чем мог.

– Пожилая пара из Щибрина отдала нам морозильную камеру. Однаж­ды поздно вечером подъехал бус, а там диван и два кресла – до сих пор у нас стоят. Люди привезли из Минска! О нас узнали от родственников, которые прочитали историю в газете, – боясь кого-то упустить, – перечисляла Елена. – Еще запомнилась молодая пара из Рогачева, приехали с маленьким ребеночком к нам в Великую Крушиновку. Привезли сковородку, чайник, которыми пользуемся и сейчас, а также вилки, зубную пасту, разные соленья. Тимуру много вещей: одежды, канцелярских товаров, игрушек. А мы только перешли в квартиру после небольшого ремонта, пригласили на чай – даже стульев не было посадить гостей. (Пауза.) Я на всю жизнь запомню этих людей, они оставили большой, теплый след в наших душах. Спасибо всем огромное!

Для молодой украинской семьи сложнее всего было выдержать первые два года, когда жить приходилось на одну зарплату Сергея в 200 рублей, при этом заниматься оформлением документов. А за каждую справку нужно платить, за дорогу тоже. Благо маме Елены, Людмиле Александровне, начали выплачивать минимальную пенсию.

– Когда благодаря бывшему руководителю нашего сельхозпредприятия Сергею Подобаеву и его жене перебрались сюда, жизнь стала налаживаться, – продолжил Сергей. – У нас появилась земля – это большое подспорье! Осваиваем сельское хозяйство, вкладываем деньги пока туда, хотя раньше жили в городе и были далеки от него. Что-то в интернете читаем, чему-то учимся методом проб и ошибок, но больше всего узнаем от наших соседей – семьи Евтушенко. Удивительно, какие здесь люди дружные, помогаем друг другу. Нам посоветовали завести кур, уток. Разводим, пробуем. Индюки были – не понравились, больше не держим, как и вьетнамских свиней. Стараемся идти вперед. Мне всегда нравились такие уютные деревеньки. У нас даже семейный канал в YouTube появился год назад – делимся впечатлениями, рассказываем о своей новой жизни в деревне. «Наноферма» называется. Построили две теплицы, выращиваем овощи. Посадили два вида малины, смородину. Научились сажать и копать картошку, даже управлять конем. Правда, однажды на телеге ехал – чуть не убился, но это опыт. Впервые свинью разделывали – соседи были шокированы, что мы все внутренности выкинули. (Смеется.) В том году поработали, продали картошку и заработали на косилку, чтобы вокруг дома царила красота.

Сергей с первого года безумно влюбился в белорусские живописные просторы, а вот Елене не хватает городской суеты.

– В принципе, мне всё нравится, но иногда я скучаю по людям, по общению, – делится женщина. – Два года назад ездили в Украину, на меня нахлынули чувства, такая была ностальгия, что я с уверенностью мужу сказала: мы вернемся! Но как только переехали границу, сразу пришла в себя: уже люблю Беларусь, хочу, чтобы мой ребенок рос здесь. До сих пор в шоке, как у вас хорошо относятся к многодетным семьям, насколько всё организовано для полноценного развития детей. У нас в городе такого не было. Здесь нам бесплатно (!) за полгода логопед в садике поставила все звуки, сейчас сын ходит в прекрасную школу, хорошо учится, выступает на конкурсах по декламации стихов. Есть и музыкальная школа – он у нас занимается вокалом с замечательным педагогом Ириной Королевой. Бассейн, спортзал, бильярд, теннис. Было бы желание. Ездим в рогачевский кинотеатр, в гомельский парк. У ребенка проблемы со зрением – и нам предоставили бесплатную путевку в санаторий «Живица», ему там очень понравилось. Тимур считает своей родиной Беларусь, он говорит с белорусским акцентом! (Улыбается.) Украину не вспоминает. Слава Богу, забыл, что такое выстрелы, подвал…

К слову, в семье переселенцев учится не только Тимур, но и Сергей.

– Да, сам поступил на бюджет в Белорусскую сельскохозяйственную академию. Жена подтолкнула, вычитала в интернете, позвонила в деканат, меня пригласили на общих условиях, – скромно произнес глава семейства. – Уже на третьем курсе, хотя сразу в штыки воспринял: возраст не тот! Хотел поступить на инженера, но побоялся, что не сдам математику, поэтому пошел на аграрный факультет. Мне помогла дополнительная защита, предусмотренная законодательством Беларуси. Благодаря ей можем пользоваться бесплатной медициной, что тоже поразительно. Жаль, что о ней сразу никто не подсказал. Нам проблематично с документами, ведь чтобы оформить здесь все правильно, нужно выписаться из Ирмино и прописаться где-нибудь в Украине, а это нереально. Они нас считают врагами… А какие мы враги?

По словам Людмилы Фоменко, которая тоскует по своему дому и старается каждый год ездить на родину, сложно добраться на Луганщину.

– Раньше был прямой поезд, а сейчас там нет путей сообщения. Можно было ездить с одной пересадкой через Москву, но теперь – через пункт пропуска «Три сестры», а как оттуда добираться, не знаю, – с грустью поделилась Людмила Александровна. – В прошлый раз въехала через этот пункт, а вернулась через Россию. Было страшно, что депортируют в Украину и не увижу детей пять лет. А так душа туда рвется, подруги звонят. Когда приезжаю, мы все собираемся за чашкой чая, плачем, разговариваем, песни поем.

Мы долго беседовали, наслаждаясь домашней выпечкой и сваренным хозяйкой вкусным вареньем. Украинцы – уже жители Рогачевщины – делились впечатлениями о нашей земле, о людях и горячо желали, чтобы белорусская доброта вернулась нам в трехкратном размере.

– А ещё я очень хочу побывать на параде в Минске! – на прощание подчеркнул Сергей Мардиросян. – Тимур, а ты о чем мечтаешь?

Как оказалось, семилетний мальчик мечтает пожать руку Президенту. Белорусскому.

Обсуждение