Взглянув на её фото в инстаграм, можно и не поверить, что эта улыбчивая девушка долгое время страдала от травли со стороны одноклассников и даже спустя многие годы может испытывать тревогу и депрессию, когда вспоминает о школьных годах. Progomel.by поговорил с Дианой и попытался найти решение проблемы так называемого буллинга для детей, которые прямо сейчас испытывают то, что пережила юная гомельчанка.
Буллинг – это травля, агрессивное преследование одного или нескольких членов коллектива (чаще всего, школьного или студенческого, может проявить себя на работе или, например, в армии). Буллинг бывает как психологическим, так и физическим.
«Звонила маме каждый день и рыдала в трубку»
– За все 11 лет я поменяла три школы. Когда была в 3 классе, перешла в новую школу и жизнь там не сложилась. Как раз это был период «агрессивного возраста» у детей. Тут ты либо лидер, либо бегаешь за лидером. И этим «лидером» я не стала, – начинает свой рассказ 17-летняя девушка.
Родители Дианы несколько раз переезжали с одного района Гомеля в другой из-за работы и поиска наиболее оптимального места жительства. Каждый раз приходилось менять школу и юной гомельчанке. Когда девочке исполнилось 9 лет, родным районом вместо Западного стал Сельмаш и третьеклассница оказалась в роли новичка в 57-й средней школе.
Посмотреть эту публикацию в Instagram
– Я неожиданно оказалась в новом для себя мире. На районе дети знали много матерных слов, а в школе я стала “игрушкой для битья”.
Местные девочки около двух недель присматривались к Диане, а когда та не смогла дать отпор в силу своего воспитания и характера, начали откровенно травить. Выражалось это по-разному. Обидные слова, испорченные вещи. Инициатором была одна из школьниц, которая пользовалась авторитетом. К её мнению прислушивались, и остальные поступали, как она.
– Один случай до сих пор в памяти. Помню, родители купили мне простой карандаш со стёркой. Он был необычный, раза в полтора-два больше по размерам. Я была очень горда обладать такой вещью и с удовольствием демонстрировала его одноклассникам. Так вот, на перерыве подходит одна из девочек из той компании, берёт этот карандаш и на глазах у всех откусывает стёрку. Очень обидно было. Словами не передать.
Посмотреть эту публикацию в Instagram
Когда Диана училась в здании школы, особой агрессии она не замечала. Но всё поменялось, когда весь класс поехал в санаторий.
– Это был мой первый санаторий и ехала я туда с большим удовольствием, думая, что всё будет очень круто. Ага, наивная. Меня заселили в комнату к моим одноклассницам, нас было человек 5. И тут началось веселье. Против меня устраивали целые «забастовки», обсуждали за спиной и не разговаривали днями.
Девочка боялась проснуться позже всех, думая, что её начнут сразу же обсуждать.
– Я звонила маме каждый день и рыдала в трубку, чтобы она меня забрала, потому что я так не могла. Обычно картина выглядела так: я сидела на своей двухярусной кровати в комнате и плакала, а мои одноклассницы всё видели и смеялись. До сих пор помню слова одной из девочек, которая взобралась ко мне, посмотрела мне в глаза и сказала: «Ну поплачь-поплачь, меньше в туалет ходить будешь».
После этого санатории Диана возненавидела всей душой. В тот момент происходящее сломало маленькую девочку. Она стала замкнутой и необщительной. Хуже всего, что на проблему не обращали внимание воспитатели, а родители не смогли ничем помочь.
– Это настолько задело мою психику, что сейчас, когда рассказываю всё это, у меня трясутся руки и в душе тревога. Вот так. Какие-то маленькие глупые дети повлияли на одного человека.
Но спустя некоторое время школьница смогла самостоятельно найти выход из положения. Девочка перестала изображать жертву и начала проявлять агрессию в ответ на оскорбления. Сама того не зная, она применила подход, который считается оптимальным у психологов в случае, когда рассчитывать на помощь старших не приходится.
Посмотреть эту публикацию в Instagram
Всё дело в том, что травля будет продолжаться до тех пор, пока буллеры будут получать ожидаемую реакцию со стороны жертвы или не переключатся на новую. А вот если им дать отпор, то рано или поздно приставания прекратятся. Если в классе принято кого-то травить, там всегда найдут жертву. При этом дети-преследователи – те, которые послушно идут за лидером травли, помогают ему либо с удовольствием хохочут над его шутками – неосознанно будут бояться оказаться на её месте. Многие, особенно на начальном этапе зарождения травли, не понимают, что происходит: ну, пошутили, игра… Предпосылки появляются, когда есть скука, нет мотивации, общей цели, взрослого, который может подсказать, как себя вести, или показать пример.
– Агрессивной была я где-то до 6 класса. Некоторые девочки из той компании хотели начать со мной дружить, но я помнила прошлые обиды и этого не позволяла. Интересно, что с 9 класса я перевелась в 54-ю школу. Туда же после расформирования классов попала и девочка-инициатор моей травли в младших классах. Я напрямую спросила у неё, помнит ли она, как издевалась надо мной. Но та всё забыла. Наверное, для неё это была просто игра…
Посмотреть эту публикацию в Instagram
Если в школе над ребёнком ежедневно издеваются, запирают его в кабинке туалета, портят одежду, дразнят, бьют – это проблема и учителей, и родителей, и детей. Важно обратить на неё внимание и начать решать. В первую очередь, родителям. Дети далеко не всегда расскажут, что происходит в школе, опасаясь, что после вмешательства папы и/или мамы станет ещё хуже.
И это мнение обоснованно, но только в том случае, если родители станут действовать грубо и напролом. А вот если помощь будет оказано неявно, через разговор, как с самим школьником, так и с классным руководителем, то это может оказаться более действенным, чем размахивание кулаками или, например, написание писем во все инстанции.
Иногда помогает общение и с родителями обидчика вашего ребёнка. Агрессивное поведение нередко становится калькой с поведения в домашней обстановке старших или наличия серьёзных проблем с деньгами, работой, алкоголем у родителей.
Важно отличать травлю от конфликта. Конфликт – это кратковременно, силы равны, а при травле силы не равны, и дети не могут самостоятельно выйти из этой ситуации. Хорошая психологическая подготовка, заложенная родителями, дороже физической силы. Если ребёнок уверен в себе, он может не довести нападки на него до критического уровня, нивелировать, обнулить их своим ровным, спокойным, ироничным отношением. Ведь шутку и издевку можно воспринять по-разному. Это может быть просто подтрунивание, а может быть издевательство, и многое зависит от того, как сам ребенок к этому относится.
То, что сейчас булинг больше обсуждается в СМИ, очень хорошо, ведь если проблема замалчивается, она не решится. Основные признаки, по которым можно определить, что ваш ребёнок подвергается травле и необходимо ваше вмешательство: нежелание идти в школу и обсуждать происходящее там, резкое снижение успеваемости, неумение сосредоточиться на решении домашних школьных заданий, симуляция болезни, систематическая порча вещей.
Посмотреть эту публикацию в Instagram
Хорошо, что в нашей истории Диана сумела дать отпор, переросла детские обиды и теперь у неё полноценная жизнь. Она увлекается танцами, встречается с молодым человеком и радуется каждому дню. Но ведь всё могло закончится иначе. И психика ребёнка, а затем и взрослого человека могла быть серьёзно нарушена.