"Дайте рублик на проезд". Журналисты проверили, насколько гомельчане готовы прийти на выручку незнакомому человеку

“Дайте рублик на проезд”. Журналисты проверили, насколько гомельчане готовы прийти на выручку незнакомому человеку

19.07.2018 в 15:00
Татьяна Сычкова, "Гомельские ведомости", фото: Анна Пащенко

Вот представьте: на улице к вам подходит незнакомый человек и начинает что-то объяснять. Как вы реагируете? Слушаете ли его или, отмахнувшись, спешите по своим делам? В жизни часто происходят самые непредвиденные ситуации, которые заставляют нас чувствовать себя до ужаса неловко. И вот как раз в такие моменты на помощь приходят те, кто имеет бесценное сокровище внутри – большое сердце.  Да, бесконечные добряки всегда готовы протянуть нуждающимся руку. Есть ли такие среди гомельчан? Это мы и решили выяснить, выйдя на улицы города. 

Знаете, беспричинные проявления добра и отзывчивости всегда расправляют крылья за спиной, примятые невежеством и откровенной злобой. Сколько таких вдохновляющих моментов было в моей жизни, сходу назвать сложно, но, к счастью, с уверенностью могу сказать – много. Случай, тронувший до глубины души, произошёл в феврале этого года, когда я ехала в Минск повидаться с друзьями.  Плацкарт пришёлся как нельзя кстати, потому что после рабочего дня есть только одно желание – принять горизонтальное положение. Я улеглась на нижнюю полку, подтянула под себя коленки и, подложив под голову свёрнутую валиком куртку, попыталась уснуть. Постель не брала. И тут в какой-то полудрёме почувствовала, как меня накрывают одеялом. Это была проводница. Скажу честно: за все пять лет путешествий в столицу (училась в минском вузе) ни разу не встречала такой заботы. Было дико приятно, так приятно, что я ещё долгое время улыбалась, глядя в потолок, вернее, в верхнюю полку. Но самое интересное ждало впереди. Когда я пошла возвращать «вагонное имущество», увидела, что статус избранной достался не мне одной: одеялками были укрыты все девушки в вагоне. К сожалению, я не запомнила имя проводницы, но если вы вдруг читаете это, знайте: тогда вы сделали мой день, да и не только мой. 

Дайте рублик на проезд

Так что делать добрые вещи очень легко. Неважно, большие они или малые, главное, что своими поступками вы заставляете кого-то улыбнуться. Вот с такими мыслями я и отправилась на свою «охоту».  

Долго думала, какой же миф придумать. Что попросить у прохожих? О чём-то серьёзном говорить не решаешься, всё-таки совсем чужие люди. Поэтому выбрала самое простое: попросить денег на проезд. Выдуманная легенда гласила следующее: кошелёк забыла в другой сумке, а на работу подвезла подруга на своей машине. Обед, а мне не за что доехать до дома. Не могли бы дать мне один рубль на проезд?

Напустив на себя растерянный и в то же время встревоженный вид, я пришла на остановку «Улица Карповича». Минут десять точно собиралась с силами: знаете, как страшно! Все думают, что журналисты невероятно общительные, легко идут на контакт, а на самом деле мы обычные люди, со своими страхами и предрассудками. Поэтому когда из толпы взгляд выхватил маму с ребёнком, я с облегчением выдохнула: здесь точно повезёт, и не увижу осуждающий и высокомерный взгляд. Но, как говорится, не тут-то было.  

– Не могу помочь, – отказывает молодая женщина, хотя и делает это улыбаясь. – Сама езжу на проездном. 

Определить, правда это или уловка, чтобы не давать копеечку, сложно. Но факт остаётся фактом: первая попытка – и сразу неудача. Так что, честно говоря, моей уверенности немного поубавилось. Я отошла за рекламный стенд, подождала, пока один поток пассажиров сменится другим, и обратилась всё с той же просьбой к седоволосому мужчине. 

– Конечно, сейчас поищу, – пенсионер начинает просматривать карманы и, наконец, выуживает монетку. – Вот, держите. 

– Спасибо вам большое, – я в свою очередь достаю удостоверение журналиста и рассказываю, что собираю материал для публикации. – А вы часто такой отзывчивый?

– Рыбаки и охотники всегда отзывчивые, – утверждает гомельчанин. – Ну если нужно человеку,  как тут не помочь?

Такого мнения придерживается и Анжела – мой следующий испытуемый. Причём женщина, открывая сумку, как бы меня предупреждает: 

– Если есть копеечка – я сразу дам, а если нет – пойдём в магазин и разменяем бумажную купюру.

Так приятно. Человек не пожалел для меня не только денег, но и времени. Правда, рубль всё-таки оказался. И женщина любезно протянула руку. Когда я во всём призналась, Анжела застеснялась. Прямо как в роликах «Вас снимает скрытая камера». А на мою благодарность только скромно замахала руками:

– Ну что вы! На самом деле стараюсь помогать, а вдруг со мной случится такая же ситуация?

Что ж, пока 2:1 в пользу добряков. Я воодушевлённая снова захожу за стенд, выбираю  новую «жертву». По правде говоря, на каком-то подсознательном уровне решаешь, к кому подойти. У одного на лице добродушность, у другого – недвусмысленная  надпись «Лучше не подходи». Следующую женщину я вылавливаю на ступеньках  хозяйственного магазина. Как и предыдущая гомельчанка, она, ни секунды не раздумывая, тянется к сумке. 

– На самом деле я журналист, – показываю удостоверение. 

– Боже мой! – смеётся Екатерина, смущённо закрывая лицо ладошками. И знаете, так забавно видеть такую реакцию. Никто не бьёт себя кулаком в грудь, не хвастается «Ай да я!» Люди, прошедшие маленькую проверку на человечность, лишь скромно улыбаются, заливаясь краской. – Если честно, алкоголикам не даю денег, – признаётся женщина. – Ну а если подросток просит, почему нет?

Счёт 3:1. И отдельное спасибо за подростка. 

«Налички нет»

Едем дальше. К остановке подходит девушка с мобильным телефоном в руках. Старшее поколение мы уже проверили, так что на очереди – молодёжь. Я быстренько пересказываю свою легенду, думаю, ну точно поможет, как девушка – девушке. Мы ведь такие: три сумочки и два рюкзака в цветочки под разные наряды и настроение. Но – мимо:  ответ отрицательный. 

– У меня всё только на карточке. И только на проезд, – добавляет она.

Без последней фразы – поверила бы, честно. Ну время у нас сейчас такое: повсюду безналичный расчёт. Но вот эти слова в самом конце, сказанные как бы для убедительности… Совсем не убедили. Хотя, возможно, я ошибаюсь. В любом случае 3:2, добряки всё ещё впереди, пусть разрыв и уменьшается.
Прокручивая в голове все свои попытки, понимаю, что женщин в моём эксперименте гораздо больше.  Надо выловить мужчину. 

– Извините, вы не могли бы мне помочь? – обращаюсь к молодому человеку. Навскидку ему лет 30. С сумкой и пакетом в руках он высматривает номер нужного автобуса. 

– Да, сейчас. – Мой герой точным движением выуживает заветный рубль. Вот так: без обидного оценивающего взгляда с ног до головы и без лишних слов.
– Как думаете, добро всегда будет иметь место в нашем мире? 

– Всё зависит от самого человека, – делится мыслями Евгений.  

И трудно с этим не согласиться. Только мы выбираем, протянуть руку другому или сделать вид, что нас это ни коим образом не касается. 

Долго присматриваюсь к одной женщине на остановке. Но всё же решаюсь. 

– Рубль – нет, 50 копеек – могу, – отвечает она, выслушав. И когда гомельчанка уже протягивает монетку, я во всём признаюсь. 

– Ну надо же! Неожиданно! – смеётся Алла, удивившись. – Обычно стараюсь помогать, потому что людей жалко. Я посмотрела, вы культурная девушка. Ну как такая может попрошайничать? А рубль не дала только потому, что сама бы на маршрутке поехала. Знаете, жизнь трудная, но мне кажется, люди не настолько озлобленны и жестоки, чтобы не выручить человека в трудной ситуации. 

Женщина оказалась очень разговорчивой и болтала со мной, наверное, минут пять, пока не пришёл её транспорт. Рассказала, как любит наш город, какой он чистый, красивый и родной.  А ещё призналась, что часто путешествует по Беларуси. Мир, Несвиж, Жировичи – в нашей стране есть много замечательных мест, которые стоит увидеть. 

Тут на глаза попадается молодой мужчина с ребёнком. В руках у отца строительные материалы. Иду пытать счастье в восьмой раз. Почему-то кажется, там, где есть дети, меня обязательно поймут. Но на деле оказывается, что только кажется. Папа мальчика, даже не дослушав до конца, прерывает холодным: 

– Налички – нет. 

Опять-таки, может быть, мужчина не лукавит, но чувство такое, что даже будь у него копейка, он бы не дал. 

Чтобы довести число до десятки, обращаюсь ещё к двум женщинам. Обе готовы меня выручить. Причём вторая – Людмила – не скрывая, рассказывает, что порой даёт  деньги даже алкоголикам. 

– Знаете, в такие моменты всегда думаю: мало ли где я когда-нибудь окажусь? Никто ведь не знает, что с ним будет…

После двухчасового «дежурства» на остановке я счастливая, чуть ли не вприпрыжку бегу в редакцию. Эксперимент удался, а результаты оказались куда лучше, чем  ожидалось. Финальный счёт – 7:3! Из десяти человек семеро откликнулись на мою просьбу. Даже не половина: семеро! И знаете что? У этого мира ещё есть шанс. Вы только берегите в себе человека.  

P.S. Все монетки были сразу же возвращены хозяевам в целости и сохранности. Вместе со словами благодарности за их доброе сердце.

Метки: