Одержав победу на отделенческом конкурсе профмастерства «Лучший по профессии», машинист тепловоза локомотивного депо Калинковичи Александр Баев отправился «покорять» республику. Не скрывает, что перед финалом особенно волновался, ведь среди соперников – и победители прошлых лет, и гораздо более опытные коллеги, но тут же с улыбкой добавляет: «Ехал я за первым местом: какая-то уверенность была в себе, в своих знаниях. Так оно и вышло».
Александр – калинковичанин. В 2007 году окончил СШ №8 и поступил в Белорусский университет транспорта, где получил специальность «инженер-электромеханик». На распределении выбрал родной город, куда приехал с мыслью: «Здорово бы было научиться водить поезда». И вскоре мечта сбылась: через год перспективного помощника машиниста отправили на девятимесячные курсы в Гомельскую дорожно-техническую школу, а еще через год он вышел в свой первый самостоятельный рейс по маршруту Калинковичи-Лунинец.
— В том, что я столь быстро освоил новую профессию, большая заслуга моего машиниста-наставника Михаила Крента и машиниста-инструктора Сергея Воронцова. Они с уважением относятся к молодежи, охотно делятся с ней знаниями и опытом, никогда не отказывают в совете, — говорит Александр, который трудится в грузовом движении на тепловозах 2ТЭ10 различных модификаций, водит составы на Могилев, Лунинец, Коростень, Гомель. В пути всегда внимателен, собран, т.к. нештатные ситуации, увы, не редкость. Дважды ему приходилось применять экстренное торможение.
— Причина? Нахождение на железнодорожном полотне людей. К сожалению, в своем большинстве они не понимают, что тормозной путь грузового поезда в зависимости от массы и скорости составляет 650-1000 метров. Для сравнения: тормозной путь легковой машины, движущейся со скоростью 50 км/час, – 30-40 метров, — рассказывает лучший машинист. – Многие ходят еще и в наушниках, из-за чего не слышат предупреждающих сигналов. Дети порой балуются: насмотревшись фильмом про супергероев, перебегают пути перед самым тепловозом. Здесь уже есть вина родителей, которые не объяснили, что железная дорога – не место для игр.
С мая прошлого года Александр периодически подменяет машинистов-инструкторов на время отпусков и больничных. Должность ответственная, требующая постоянного повышения квалификации, изучения документов и инструкций, т.к. приходится отвечать за предрейсовую подготовку, уровень знаний машинистов и помощников своей колонны, а это в среднем 50 человек, организовывать и контролировать их работу, при необходимости – наказывать.
Непросто и в психологическом плане, ведь люди попадаются с разными характерами, принципами, взглядами на жизнь, поэтому важно уметь договариваться, находить компромисс.
— У общительного и позитивного Александра с этим проблем нет. Коллеги его уважают, ценят, советуются с ним – это ли не признание профмастерства? – отмечает заместитель начальника локомотивного депо по идеологической работе, кадрам и социальным вопросам Владимир Змушко. – А ещё наш победитель увлекается гиревым спортом, поет, играет на гитаре. Не однажды отстаивал честь предприятия на спортивных соревнованиях и творческих конкурсах. Сейчас готовится к районному конкурсу «Супер-мистер Х».