Мама погибшего солдата Коржича: В итогах судмедэкспертизы нет ни слова о побоях

Мама погибшего солдата Коржича: В итогах судмедэкспертизы нет ни слова о побоях

21.12.2017 в 06:31
Василий Мацкевич, "Медиа-Полесье"

Мать погибшего солдата Александра Коржича, не нарушая обязательства о неразглашении хода следствия, поделилась с Медиа-Полесьем своими переживаниями и надеждами.

Александр Коржич не вернулся со службы в Печах

3 октября, в подвальном помещении одного из строений на территории воинской части в Борисовском районе, было обнаружено тело солдата срочной службы Александра Коржича. Парень висел в петле со связанными ногами и майкой,  надетой на голову.

Основная версия гибели пинчанина сразу же была названа и военными и правоохранителями – суицид. Возможно, этим бы дело и закончилось, но мама и друзья солдата не стали молчать. Получив страшное известие, они зразу же выехали в «учебку» где служил Александр, и потребовали показать его тело.

Мама провожает Сашу в армию

Затем они встретились с журналистами и рассказали о постоянных издевательствах и избиениях в «учебке» над солдатами, вымогательстве крупных сумм денег. Конкретно у Саши была отобрана банковская карточка, на которую его мать постоянно перечисляла деньги, их, предположительно младшие командиры, снимали в разных уголках Беларуси. Александр обращался с этим вопросом к ротному командиру, но должной реакции не последовало.

Повестка

Именно родственники и друзья рассказали, что Александр Коржич попал в медроту, пролежал там некоторое время и попросил у матери выслать таблетки, так как его лечат только валерьянкой. 26 сентября его выписали, а 3 октября Сашу нашли повешенным в подвале. Всё это время солдата никто не искал.

После публикаций в СМИ дело получило широкий общественный резонанс и было взято под контроль руководства Следственного комитета, Генпрокуратуры и Президента Беларуси.

Следственный комитет выступил с официальным заявлением, в котором подтверждались слова близких Александра Коржича. В рамках расследования было возбуждено порядка 15 уголовных дел, по которым задержаны, как минимум, два офицера, прапорщик и семь сержантов.

В армии

Следственный комитет начал проверки подобных случаев,  произошедших в других воинских частях, за последние годы.

Руководство учебной части в Печах, где служил пинчанин, отстранено от исполнения своих обязанностей. Назначен новый начальник 72-го гвардейского объединённого учебного центра подготовки прапорщиков и младших специалистов. Им стал полковник Владислав Будик, который до этого служил на должности начальника управления службы войск Вооружённых сил Беларуси.

При назначении нового руководителя части в Печах Александр Лукашенко выразил своё мнение о произошедшей трагедии : «То, что произошло в вашей части, – это катастрофа, – процитировало слова президента БелТА. – Я не преувеличиваю. Всякое в армии бывает, но в белорусской армии это катастрофа, потому что мы всегда гордились, что у нас отсутствует дедовщина… Нам родители отдают самое дорогое, что у них есть. А получают что?» Глава государства подчёркивает, что дедовщина в армии неприемлема.

Извещение о смерти

Александр Лукашенко отметил, что поручил правоохранительным органам обязательно допускать мать погибшего в Печах военнослужащего Светлану Коржич к следственным мероприятиям.

Глава государства отметил стойкость, с которой женщина перенесла это горе. «Вообще она молодец, абсолютно вменяемый, понимающий человек. Не знаю, как бы я на это реагировал. Упаси господь кому-то это пережить. Но она моему представителю говорит: «Я не хочу, чтобы кто-то был наказан несправедливо».

После назначения нового начальника учебного центра в Печах прошла переаттестация сержантского состава, на место тех, кто её не прошёл, отобраны лучшие сержанты со всей страны. Будет проведена аттестация офицеров и прапорщиков. Начата установка систем видеонаблюдения в частях центра.

С первых дней пребывания военнослужащим нового пополнения разрешено общаться с родителями. Родственники имеют возможность побывать в казарме, ознакомиться с условиями размещения, быта, встретиться с командованием, получить номера телефонов, по которым они в любой момент могут задать вопросы.

Светлана Коржич собирает всю доступную информацию о похожих происшествиях в армии

Мама Александра, Светлана Коржич рассказала Медиа-Полесью о том, как идёт следствие, о своих надеждах и переживаниях:

– Я подписала бумагу о неразглашении хода следствия, поэтому подробностей не могу рассказать. Но я встречалась с руководителями прокуратуры и Следственного комитета, присутствовала на некоторых допросах, фигуранты дела начали давать показания, так что картина проясняется.

Врачи медроты что-то скрывают, мать погибшего солдата пыталась поговорить с ними. По словам Светланы Николаевны, у них слёзы в глазах стоят, но молчат.

– После неоднократных требований мне показали итоги судмедэкспертизы, – рассказывает Светлана Николаевна, там ни слова о побоях на теле Саши. Копию судмедэкспертизы мне на руки дать отказались, её результаты меня не устраивают. И я буду настаивать на проведении повторных экспертиз, все видели, что он был избит.

Бабушка Александра – Анна Антоновна: «Внук мне очень помогал…Я прошлый год болела, так возил на машине по врачам. Думала, что он будет хорошим солдатом, а его там замучили в армии, как фашисты. Теперь никому не советую в эту армию идти, Саша своим телом сыновей других людей прыкрыл»

– Слежу за ситуацией, за теми изменениями, которые происходят в этом 72-м объединённом учебном центре в Печах, – продолжает Светлана Коржич. Руководит там уже нормальный человек, адекватный, принципиальный, он солдатам, как папа. И мне говорил при встрече, что обращается с солдатами, как со своими детьми. Там начали ставить видеокамеры, дали доступ к телефонам, уже этих поборов нет (на берцы, камуфляж, увольнения,  телефон и другие капризы сержантов).

Людмила, соседка (на фото посередине: «Такое впечатление, что наступило затишье, ждут, что всё утихнет. Светлану Николаевну я знаю более 10 лет. Она образованная, правильная, борец за справедливость. Поэтому не удивилась, что, благодаря ей, эта история получила такой резонанс»

– Переживать смерть единственного сына очень тяжело, мучительно больно. Отдать в армию нормального, работящего, красивого парня и получить гроб – это так потрясло и забрало много сил, здоровья не только у меня, но и у родных, и близких, – делится своими переживаниями Светлана. – Спасибо хочу сказать соседям, всегда помогают в трудную минуту. Мы остались одни с мамой: мне 52 года, маме под 80 лет.  Но, например, ни военкомат, ни органы власти за это время ни разу не поинтересовались, как мы живём. 

Фотографии остались на память о Саше

К Светлане Николаевне на работу целые делегации горожан приходят, высказывают соболезнования и рассказывают, как служили сами или их сыновья в Печах – там всё время было неспокойно, но такого рэкета и поборов не было. Говорят, что её сын герой, надо ему обелиск поставить, он практически спас жизни других солдат.

А матери кажется, что Саша ещё служит:

– Я говорю: вечный ты мой солдат и жду чего-то.

Мать погибшего солдата  верит, что следствие во всём разберётся, дело под контролем у Президента:

– Думаю, что будет ещё показательный суд и виновные понесут заслуженное наказание, чтобы никогда такое в нашей армии не повторялось…