Что нужно знать о домофонах и кто в Гомеле их обслуживает

Что нужно знать о домофонах и кто в Гомеле их обслуживает

13.10.2018 в 20:17
Евгений Захаров, "Белка", фото: Вячеслав Коломиец

Программа «Закры­тый подъезд» в Гомеле реализо­вана практиче­ски на сто процентов, пишет городской журнал “Белка”. Где-то в глухих уголках ещё сохрани­лись кодовые замки, но боль­шинство жителей многоэта­жек уже пользуются домо­фонами, монтажом и обслу­живанием которых в област­ном центре занимаются сра­зу несколько частных орга­низаций.

Три года назад на этот рынок начало пробиваться КЖРЭУП «Советское», кото­рое сегодня уже обслуживает ЗПУ более чем в ста подъез­дах по всему городу, незави­симо от района или этажно­сти дома. Сотрудникам пред­приятия мы и адресовали вопросы, которые чаще все­го встречаются в редакцион­ной почте.

— Техническое обслужи­вание домофонных систем и замена запорно-переговорного устройства относят­ся к дополнительным жилищно-коммунальным услу­гам, от которых потребитель вправе отказаться. Соответ­ственно, между исполни­телем и потребителем дол­жен быть заключён договор.

Причём это не один договор между старшим подъезда и предприятием с прикреплён­ным к нему опросным листом жильцов. Договор заключа­ется индивидуально с вла­дельцем каждой квартиры, — вводит в курс дела началь­ник сектора по обслужива­нию ЗПУ и производствен­ной лаборатории КЖРЭУП «Советское» Виталий Мацу­кевич. — Только наличие этого документа даёт право исполнителю взимать с або­нента плату.

Рынок гибкий. Жильцам любого подъезда достаточно уведомить обслуживающую их ЗПУ организацию о пре­кращении договорных отно­шений, и по истечении ого­воренного договором срока они смогут перейти на обслу­живание в другую фирму. Правда, для этого потребует­ся согласие более половины владельцев квартир.

Несмотря на то что услу­га является дополнительной, тариф на неё регулируется. Предельно допустимая вели­чина сегодня равна 93 копей­кам в месяц. Некоторые пред­приятия такой тариф и ста­вят, не подводя под него базу из реальной затратной части. Но есть и другие примеры. В КЖРЭУП «Советское» або­ненты платят на 10 копеек меньше.

Играть на стоимости мож­но и другими методами. Неко­торые организации при заме­не переговорного устройства на другое выдают на квар­тиру только по одному элек­тронному ключу. Остальных можно купить хоть грузовик, но за 5-6 рублей штука. Инте­ресен тот факт, что сама заго­товка для чипа стоит не боль­ше рубля. Квартир в городе много, жильцов в них тоже, в результате одномоментно получается неплохой навар. КЖРЭУП выдаёт людям зара­нее заказанное число чипов по себестоимости.

Техническое обслужива­ние предполагает комплекс мероприятий по обслужива­нию и поддержанию в тех­нически исправном состоя­нии запорно-переговорного устройства подъезда. Но вот сам комплекс никем не утверждён. Работают все по-разному. Для одних ТО — это визуальный осмотр, наладка. Ремонт — по допол­нительному соглашению, за дополнительные же деньги. Другие принимают на себя более широкие обязанности.

— Решили для себя, что обслуживаем систему в ком­плексе, в том числе любые детали, выход из строя кото­рых приводит к неработо­способности ЗПУ. Напри­мер, доводчики дверей, линии связи. Доводчики, дверные ручки и участки линий свя­зи меняем по необходимо­сти. Даже подкраску дверей занесли в список работ для ТО, — объясняет ведущий инженер-электроник пред­приятия Виталий Найденков.

А вот бремя восстановле­ния украденного или испор­ченного имущества ложится на жильцов, так как им оно и принадлежит. Предприятие, конечно, обратится с заявле­нием в милицию, но если ван­дала не найдут (красть домо­фон попросту незачем, он бесполезен в хозяйстве), при­дётся покупать новое устрой­ство вскладчину.

Чаще домофонные системы выво­дят из строя отнюдь не ванда­лы, а рядовые пользователи. Число поломок прямо про­порционально числу квартир в доме. Виталий Найденков составил их рейтинг, первую строчку в котором занимают обрывы линии при ремонтах в квартирах. На втором месте утвердился дефект кнопки, при нажатии которой дверь в подъезд не открывается.

— Это тоже часто след­ствие ремонта, когда кно­почный механизм забивается пылью. Кнопку достаточно почистить. Но я не рекомен­дую делать это самостоятель­но. Попытка неквалифициро­ванного ремонта может при­вести к тому, что потребует­ся замена всей трубки.

Доводчики выходят из строя из-за любителей про­ветрить подъезд, которые подкладывают под дверь бру­ски или кирпичи, не давая ей закрыться. Если уж возникла необходимость открыть дверь надолго, для этого достаточ­но разъединить тяги довод­чика, но этого почти никто не делает.

Не будем забывать и о без­опасности. Если любители чистого воздуха в подъезде оставляют дверь открытой на полдня, сам смысл устройства теряется. В подъезд в это вре­мя может войти кто угодно. В лучшем случае, чтобы забить почтовые ящики ненужной рекламой. Но могут и имуще­ство испортить. Для недопу­ска таких лиц в подъезд домо­фон и нужен.

Правда, и при закрытой две­ри устройство может оказать­ся бесполезным. На предпри­ятии рассказали случай, ког­да одна бабушка поделилась с соседками случайно подсмо­тренным при обслуживании сервисным кодом, разблокиру­ющим вход без чипа. Те дали его внукам, чтобы те ключи с собой не таскали. А через счи­танные дни эти четыре цифры знал чуть ли не весь микрорай­он, в том числе маргинальные элементы.

— Предугадывая послед­ствия, мы отказались от при­менения на своих объектах сервисных кодов. У обслу­живающего персонала есть чипы. Правда, жильцы пыта­лись давить с требованием ввести такой код. Мы попро­сили написать заявление и дать паспортные данные человека, который возьмёт на себя бремя общения с мили­цией в случае происшествия. Больше с такими просьбами не обращались.

Домофонные системы эффективно ограничивают доступ в подъезд нежелатель­ным людям, повышают безо­пасность и комфорт прожива­ния, но нужно бережно к ним относиться, следить за тем, чтобы дверь в подъезд всегда была закрыта, не терять клю­чи, — подытожил Виталий Найденков.

До обращения с жалобой на неисправность системы нужно уточнить, какая органи­зация обслуживает конкретно ваш подъезд. Реквизиты есть в индивидуальном договоре на техобслуживание ЗПУ или в платёжных документах. Вопросы о подключении и обслуживании запорно-переговорных устройств на объектах КЖРЭУП «Совет­ское» можно задать в ра­бочее время по телефону 42-24-75.

Метки: