Зачем подростки ходят на флэты и что их там ждёт? Жёсткие истории гомельских ребят

Зачем подростки ходят на флэты и что их там ждёт? Жёсткие истории гомельских ребят

09.11.2023 в 12:33
Наталья Старченко, "Гомельская правда"

Ночевка в чужой квартире – явление отнюдь не новое. 30 лет назад это называлось «зависать у кого-то на хате», а 50 лет назад – квартирником. Правда, в квартирнике обязательным было присутствие начинающего музыкального исполнителя, послушать которого и собирались ребята. Сейчас же над такими нюансами не заморачиваются. 

Чем отличается флэт от вписки? Да практически ничем. Принципиальной разницы между этими понятиями нет. Особо тонкие знатоки поясняют: флэт (с анг­лийского flat – квартира) – это когда у тебя есть свободная жилплощадь и ты зовешь на нее тусоваться. Либо так называют саму вечеринку. А вписка – это когда у тебя есть «угощение», но негде его распить, и тогда ты ищешь, к кому бы вписаться, то есть хату. Впрочем, вникать в детали названий особого смысла нет. Куда важнее содержание. Главное условие флэта – отсутствие родителей дома. Желательно в течение нескольких дней и без сюрпризов. Они не должны внезапно нагрянуть в разгар веселья. Лучший вариант, если мама с папой уехали на отдых или отправились погостить у родственников в другом городе. На крайняк – на дачу.

Второе важное условие – алкоголь. Некоторые подростки говорят, что оно необязательное. Однако не сомневайтесь: едва ли не 99% вписок проходит в обнимку со спиртными напитками.

За примерами далеко ходить не будем. Только за период с 13 по 24 октября инспекция по делам несовершеннолетних ОВД администрации Железнодорожного района Гомеля накрыла пять флэтов. Везде не обошлось без водки.

В одном из случаев подросток пригласил на вписку двоих сверстников и двух взрослых девушек. Ночную тусовку прервали правоохранители и составили семь административных протоколов. Причем участница, назовем ее Светланой, уже примелькалась милиционерам. Она не впервой попадается на флэте. 

Молодая женщина даже не отрицает, что покупает алкоголь несовершеннолетним и любит своеобразно проводить с ними время на вписках.

– Что делают две взрослые девицы с подростками, напившись водочки, можете догадаться сами, – говорит начальник инспекции по делам несовершеннолетних ОВД администрации Железнодорожного района Гомеля Марина Корж.

– Детям они тоже наливают?

– Естественно. Просто не водку, а пиво. Понимая, что за факт повторного вовлечения одного и того же подростка в антиобщественное поведение может наступить уголовная ответственность, они постоянно меняют компании.

Примечательно, что у той же Светланы есть маленький ребенок. Однако это ничуть не мешает ей пораньше знакомить со взрослыми утехами чужих детей. До недавнего времени девушка трудилась техничкой в школе. Теперь ее уволили – все-таки подобный образ жизни вообще не вяжется с работой в учебном заведении, пусть даже уборщицей.

Здесь все: Никита, Стас, Гена, Турбо и Дюша

В том, чтобы попасть на флэт, нет ничего сложного. Достаточно забить в гугле ключевые слова – «вписка гомель», «вписка мозырь», «вписка жлобин», запросить можно любой город. И вуаля – выскакивает целый ворох ссылок на подобные сообщества в соцсетях. У подростков наиболее популярны сборы через телеграм, инстаграм и тик-ток.

В качестве эксперимента нахожу нужный чат в телеграме. От увиденного становится не по себе. В переписке всплывают девушки, обещающие интим за деньги, вебкамщицы (те, кто в онлайн-эфире выполняют сексуальные прихоти клиентов за донаты), реклама наркотиков, предложения попробовать на флэте «меф, экс и апвп» (это всё запрещенные вещества) и, конечно, зазывания на вписку.

Особенно активничает девушка под ником Ася. Листаю чат и вижу, что она уже не раз приглашала незнакомцев к себе. 

– Есть девушки? – спрашивает пользователь Денис Король.

– Есть, – отвечает Ася.

– Какие? – интересуется парень.

– А какие тебе нужны? – уточняет Ася.

– Погулять.

– В лс пиши, – не отказывается девушка.

Буквально через пару дней Ася всплывает снова. На этот раз с сообщением «Кто пить? Го в лс». Го – это значит «пойдем», лс – личные сообщения. Решаю пообщаться. По легенде, я подросток под ником Mega Cool, хочу потусить и завести новые знакомства.

На вопрос когда и где флэт, Ася называет адрес в Гомеле по улице Головацкого, дату 22 октября (это тот же день, в который мы переписываемся) и предупреждает: подходить не раньше 22.00. Пытаюсь шутить, мол, жаль, что квартира не 22-я, было бы полное совпадение. Девушка отвечает, что смешно.

Спрашиваю, что приносить на флэт. Оказывается, то «что будешь пить сам», плюс еще пару «гаражей». Хорошо, что мы общаемся не вживую. Я понятия не имею, что за «гаражи», и точно бы спалилась. 

Ответ нашла в гугле. «Гараж» – это популярный ароматизированный пивной напиток. Разливается в бутылки по 440 мл. Яркие, броские этикетки видны на полках магазинов за версту. Маркетинговая служба явно старается, чтобы потребители не прошли мимо.

У «гаража» четыре вкуса, все фруктовые. Сладость с легкой ноткой солода в конце вводит в опасное заблуждение. Подростки любят рассказывать, что это и не алкоголь вовсе, а так лимонадик. Но на этикетке четко написано: крепость 4,6%. То есть в напитке содержится этиловый спирт. 

Поскольку реально идти на флэт я, разумеется, не собираюсь, пробую заочно выведать у Аси побольше информации. Легенда развивается: теперь я хочу вписать и своего взрослого знакомого. Интересуюсь, можно ли привести с собой «чувака постарше, лет 25».

– Ну, слушай, давай, – быстро откликается Ася.

– Но он, это, любит девочек помоложе, – закидываю деталь, которая по идее должна собеседницу насторожить.

– Без проблем, будут и мелкие, голодным не уйдет. Только пусть берет побольше алкашки. Это в его интересах, ха-ха, – намекает Ася.

– А тебе сколько лет? – спрашиваю я.

Но ответа нет. И становится очевидно, что героя под ником Mega Cool в этом чате заблокировали. Впрочем, дальше водить за нос мою визави уже было неинтересно. Главное и так понятно: на флэтах могут собираться абсолютно незнакомые друг другу люди, перспектива совершения уголовных преступлений организаторов вписки не пугает, ответственности за жизни и здоровье участников алковечеринки – ноль. 

Первым лучше не отключаться

Как бы странно ни звучало, самые лучшие «гости» на флэте – это милиционеры. Да, весь кайф они обломают, но зато уберегут от необдуманных поступков, а иногда даже от трагических последствий или позора.

Сотрудники инспекций по делам несовершеннолетних мониторят соцсети, под видом подростков внедряются в группы и чаты. Делают это профессионально, лишних вопросов не задают, не палятся. Аккуратно и без шума добывают нужную информацию и накрывают флэты с несовершеннолетними.

На одной из вписок по улице Песина в Гомеле подростки снимали видео, как 16-летняя девочка за какие-то копейки несколько часов стояла на гречке. Им типа было забавно. Затем ребята попросили ее то ли за 20, то ли за 30 рублей выпить стакан водки. Она согласилась. Часть реально выпила, часть пролила. Потом за вырученные деньги пьяная доехала до дома на такси.

– Из своей практики мы сделали вывод, что вписки стали реальной проблемой. Подростки сидят на флэтах и творят, как я это называю, всякую бесятину, – констатирует Марина Корж. – На одном из видео мальчик на мальчике сидит, девчонки бегают, майки задирают, демонстрируют прелести. Понятно, все нетрезвые. Квартиру превратили в бомжатник.

– Съемную?

– В данном случае да. Вообще если это жилье кого-то из участников, то подростки ведут себя гораздо приличнее и тише, стараются не привлекать к себе внимания. Если только квартира съемная, ее могут и разгромить. Туда набиваются по 15–20 человек, льется спиртное, музыка орет, угарные танцы – словом, бедные соседи. Дети, когда напиваются, ничего не соображают, им море по колено.

– Что пьют?

– Начинают с «гаражей», потом догоняются водкой. В последнее время не слышала, чтобы употребляли шампанское или вино. Это уже экзотика. Современные дети очень раскрепощенные. С ними беседуешь, они и не пытаются отрицать, что выпили водки, спокойно всё рассказывают. Спрашиваешь, зачем собирались. Могут назвать причину: праздновали чей-то день рождения или поступление, но чаще конкретных поводов нет. Просто тусовка. Недавно у себя в Железнодорожном районе накрыли флэт, где молодого человека бурно провожали в армию. Людей пригласили по интернету, некоторые впервые видели этого призывника, но тоже провожали. Взрослую девушку позвали через инстаграм, она взяла с собой знакомую несовершеннолетнюю – сироту из Мозыря. К ним подцепились еще два мальчика, один из которых как раз уходил служить. Вот так и собираются на вписки. 

– На флэт все обязаны принести по бутылочке спиртного?

– Парни однозначно. Девочек могут и так пустить. Но это не благотворительность, их же оставляют с какой-то целью на ночь – выпившие девушки могут пригодиться.

Мне удалось пообщаться с 10-классницей Ксенией, которая не раз была на вписках. Учится она неплохо, говорит, что средний балл успеваемости – под 8. С родителями отношения нормальные. По ее словам, мама без проблем отпускает на ночные вечеринки, но не чаще, чем раз в месяц, и под честное слово, что выпивки не будет. Папа дает карманные деньги: на булочки, косметику и прочее такое.

– Экономлю на этом и легко покупаю «гаражи» на вписку. Я не дурочка, понимаю, что лучше принести алкоголь с собой, а не заходить на шару. Бесплатный сыр только в мышеловке, понимаете? Все равно расплатиться придется, – объясняет школьница. – К тому же, беру с собой закуску по мелочи: орешки, кириешки, семечки, чипсы, могу захватить шоколадку. С первого раза поняла, что выпивать на голодный желудок – плохая идея. Меня быстро развезло, чуть не откинулась. На флэтах закуски практически нет, нужно заботиться о себе самой. Я вообще умная и продуманная: на вписки хожу только к друзьям или надежным знакомым. Тогда это безопасно.

Ксюша утверждает, что с ней ничего плохого не происходило. Но стремные случаи она знает. Самое страшное на флэте – отключиться первым. Например, напиться так, что очень крепко заснуть. Беспомощное состояние подростка порождает у остальных желание над ним поиздеваться. Фантазии могут быть очень извращенные. На одного мальчика выдавили тюбик зубной пасты, другому – шариковой ручкой исписали нецензурными выражениями лицо, на третьего – помочились толпой. 

С отрубившимися девочками поступают еще хуже. Например, рандомно отрезают пряди волос, чтобы испортить прическу. Раздевают и пишут в определенных местах похабные словечки, фотографируют голыми. Совершенно не исключено сексуальное насилие – зависит от компании.

Так что девушкам стоит знать, что перебрать со спиртным легче легкого, особенно при первом употреблении. Реакция организма непредсказуема, и некоторые подростки отключаются, просто «понюхав крышечку». Помните, что «опыт», полученный на флэте, может, на самом деле, стать незабываемым кошмаром. Опять же, если вовремя не подоспеют сотрудники милиции. 

Что не кража, то драка

Происходят на вписках и уголовные преступления. Этим летом юная гомельчанка решила собрать флэт. Родители уехали на дачу, и она пригласила знакомых. Те позвали своих знакомых. В итоге в квартиру набилось около 15 человек. Само собой, компания выпивала. Наутро выяснилось, что у родителей пропала немалая сумма денег. 

– Средства лежали не в тайнике, но в укромном месте. Было очевидно, что совершена кража, – вспоминает старший инспектор управления охраны правопорядка и профилактики милиции общественной безопасности УВД облисполкома Андрей Подсосонный. – Отработали участников вписки и пришли к выводу, что деньги взяли несовершеннолетние и один малолетний. Следователи возбудили уголовное дело.

По наблюдению правоохранителя, на флэты ходят в основном парни. Девушки-подростки не то, чтобы стесняются, скорее, опасаются, поэтому, если идут на вписку, то с хорошо знакомыми людьми. 

К слову, в Гомеле есть несколько молодых женщин, которые регулярно вписываются в абсолютно любые мужские компании. Это любительницы выпить. На тусовках их привлекает бесплатный алкоголь. Как минимум. Но это уже истории из сферы нравов. 

Нередко на флэтах происходят драки. Выпившие подростки плохо контролируют себя. Слово за слово – в ход идут кулаки. А иногда даже слов не надо: уверенный в себе, подкачанный несовершеннолетний хочет покрасоваться перед девочками и дает под дых другому, более субтильному мальчику. Вот и весь резон. 

Впрочем, неписаное правило гласит: то, что было на вписке, остается на вписке. Поэтому обычно заявлений в милицию они друг на друга не пишут, претензий не имеют. Хотя если потасовка закончится больницей, то врачи обязательно сообщат об этом в милицию. Тогда выяснения всех обстоятельств не избежать.

– В своих выступлениях мы всегда акцентируем внимание подростков: да, возможно, вы хорошо проведете время на флэте. Вам могут дать попробовать алкоголь. Запретный плод сладок, и вроде как зачем ждать 18-летия. Но никто вас там не убережет от того, чтобы не стать жертвой преступления. Просто уснете, и у вас умыкнут телефон, украдут деньги.

Потом даже не вспомните, куда всё это делось, – напоминает о последствиях Андрей Подсосонный. – Есть и другая сторона. На вписке вы можете стать не жертвой, а преступником. Где есть алкоголь, там ничего не исключено. Внезапно разовьется конфликт, вы ударите другого подростка. Что дальше? Милиция, следствие, уголовное дело. Оно вам точно надо? 

Милиционеры предупреждают: думать, что интернет предоставляет некую анонимность – очень наивно. Приглашали на флэт через социальные сети или мессенджеры, шифровались? Не поможет. Профессионалы быстро найдут юное «инкогнито».

Печальные итоги вписок

Совсем недавно обнародована информация о задержании педофила в Светлогорске. В его отношении возбуждено уголовное дело. 50-летний тип с 2018 года вел развратные переписки с подростками, предлагал мальчикам интим, высылал пошлые фотоснимки. Уже установлены четыре жертвы его нездоровых увлечений. 

А в августе этого года возрастной извращенец организовал у себя дома флэт. На видео, которое сделал он сам, видны двое несовершеннолетних. С одним из юношей педофил совершил действия сексуального характера. Вот такая вписка… 

Также в августе скандальный случай произошел в Добруше. В квартире собрались трое совершеннолетних, две школьницы и подросток. Когда допили пиво, водку и ликер, потребовалась добавка. За ней отправился один из взрослых, при этом он зачем-то снаружи закрыл на ключ входную дверь. Так компания оказалась запертой на флэте, а парень все не возвращался.

Стало понятно, что дети к назначенному родителями времени домой не попадут. Связавшись по мобильным телефонам, папы и мамы узнали, где их чада, и приехали к закрытой квартире. Услышав, что родители подростков думают вызывать милицию, пьяный 18-летний хозяин жилья не придумал ничего умнее, чем сбежать через балкон. Он попытался перелезть со своего пятого этажа на четвертый к соседям и сорвался. 

С переломами конечностей и повреждением позвоночника оказался в больнице.

Настоящая трагедия развернулась летом в том же Светлогорске. Совершеннолетней жительнице райцентра позвонил знакомый 17-летний парень из Гомеля и высказал желание приехать в гости. Она собиралась на день рождения с другим юным приятелем, но тот оказался не против еще одного человека на праздновании. 

Сначала молодые люди отмечали в пиццерии без алкоголя. Затем девушка предложила переместиться к ней на флэт. Тогда уже на столе появились водка и «гаражи».

В квартире находились хозяйка, трое несовершеннолетних и еще один взрослый. В какой-то момент гомельчанин сделал подруге замечание, что она много пьет и к ней пристает именинник. Однако друзья заверили, что между ними ничего нет. Юноша ответил, что будет внимательно наблюдать за развитием ситуации.

Дальше он ушел на кухню и закрыл за собой дверь. Она была неисправной и захлопнулась. Через небольшой отрезок времени компания начала интересоваться, где парень, но за дверью никто не отвечал. Заподозрив неладное, участники флэта решили выйти на улицу, где и увидели лежавшего на асфальте знакомого. Выпав из окна восьмого этажа, он получил травмы, которые оказались несовместимы с жизнью, рассказывает следователь по особо важным делам Светлогорского РОСК Василий Марушенко.

Проверка по этому факту в ближайшее время завершится. Сделан вывод о том, что это был суицид. 

Есть нормальный путь

Старший инспектор управления охраны правопорядка и профилактики милиции общественной безопасности УВД облисполкома Андрей Подсосонный поясняет: статистика противоправных действий, связанных именно с флэтами, пока не наработана. Однако предварительно можно сделать вывод, что примерно каждая десятая вписка заканчивается серьезным нарушением закона. Да и в остальных случаях ничего хорошего на флэтах не происходит, просто они не попадают в поле зрения. 

При этом очевидно, что далеко не все подростки ходят на вписки. Большинство ведут себя по возрасту – учатся, посещают кружки, занимаются спортом, готовятся выбрать профессию и поступить в вуз или ссуз. 

С теми же, кто все-таки становится на кривую дорожку, проводится большая профилактическая работа. Ребята у нас не пропащие, как правило, они исправляются. А что наше государство делает для того, чтобы подростки нашли свой нормальный путь в жизни, «Гомельская праўда» обязательно расскажет на своих страницах.

Метки: