В Гомельской области начало года ознаменовалось чередой инцидентов с участием несовершеннолетних. За неполный месяц трое из них погибли, несколько десятков получило травмы при разных обстоятельствах. Вместе с тем и сами подростки успели отметиться на криминальном поприще. Все это повод для беспокойства. Какие следуют выводы и принимаются меры? Можно ли с их помощью сократить количество происшествий? Корреспондент изучал тему.
Не исчезла и алкогольная проблема: около 1400 подростков состоит на учете из-за разовых случаев пьянства.
Иногда они напиваются
У комиссии по делам несовершеннолетних Гомельского облисполкома горячая пора. Для кабинетных интервью времени нет. Вместе с членами информационной группы отправляюсь на Гомельский завод литья и нормалей холдинга «Гомсельмаш». Цель — профилактическая беседа с трудовым коллективом. Звучит как некий скучный анахронизм советских времен. Но заместитель председателя КДН Евгений Миткевич с таким суждением категорически не согласен:
— У нас любят говорить о необходимости внедрения новых форм и подходов к профилактике. Я всегда в таких случаях спрашиваю: «Каких именно? Подскажите, мы попробуем». Внятного ответа никто не дает. Конечно, мы используем в своей работе и соцсети, возможности интернета, но живого общения глаза в глаза это не заменит. Профилактический эффект от таких встреч есть, даже если его нельзя измерить цифрами.
Негативных примеров, к сожалению, хватает. Особенно актуальны те, что связаны с наркотиками и, соответственно, криминалом. Количество таких преступлений, совершенных подростками Гомельщины, в прошлом году увеличилось с 8 до 16. Особым цинизмом выделяется один из случаев. Житель Светлогорска втянул в наркоторговлю сына. Обоих задержали во время очередных закладок. Профилактика тут уже не поможет. Точку в вопиющей истории поставит суд.
Беспокойство медиков вызывает и относительно новая напасть — снюсы. Это разновидность некурительного табака, никотина в котором гораздо больше, чем в сигарете. По факту это вредное вещество, формирующее зависимость. Однако полного понимания опасности пока нет. Бывало, прямо на приеме в кабинете нарколога с участием родителей выяснялось, что их чадо имеет коробку со снюсами в кармане.
Не исчезла и алкогольная проблема. Ситуация стабильна, однако такая стабильность не радует. Позитивный момент — детей с синдромом хронической зависимости в регионе нет. Пятнадцать лет назад они были. В то же время около 1400 подростков состоит на учете из-за разовых случаев пьянства. В прошедшие зимние каникулы в их полку прибыло. Несколько несовершеннолетних попало в больницы с алкогольными отравлениями. Заведующей детско-подростковым отделением Гомельского областного наркодиспансера Елене Палубец есть что рассказать:
— Девочка, которой 13 лет, приходит на день рождения подруги и выпивает полбутылки водки. 15-летний парень отпрашивается в гости, не приходит ночевать, напивается в компании. Никто его не ищет — родители спокойно спят. В то время как дети попадают в реанимацию. Замечу, они не просто пробовали алкоголь из любопытства. Они вполне осознанно напивались. Был случай — выявили в крови ребенка 3,46 промилле. Притом что опьянение начинается с 0,3.
Заводчане внимательно слушают. На лицах читается озабоченность. Одна из работниц записывает выступление на телефон. Шепчет соседке: «Дам своему послушать». Речь то ли о сыне, то ли о муже. Для кого бы то ни было информация действительно полезная.
Кто в ответе
Анализу обстановки и другим аспектам безопасности несовершеннолетних посвящалось и заседание областной КДН. Поговорить было о чем — уж больно невесело начался год. Самой больной темой стала трагедия в Буда-Кошелевском районе. Там погибла 16-летняя учащаяся Жлобинского профессионального лицея. Судя по обстоятельствам, она покончила с собой, бросившись под поезд.
Погибшая была сиротой и нуждалась в особом внимании педагогов. И хотя алгоритм работы с такими детьми отлажен, в этот раз он не сработал. Возглавляющий КДН заместитель председателя Гомельского облисполкома Владимир Привалов призвал дать принципиальную оценку администрации лицея и отметил:
— Когда случается такая трагедия, очевидно одно — недоработали все.
Самым слабым звеном профилактики специалисты называют недостаток правовой грамотности. В различной степени это касается как подростков и их родителей, так и учителей, соцработников. На базе школ предложено организовать системную работу по просвещению. Идея хорошая, но тут же было озвучено очевидное опасение. Главное — чтобы это реально работало, а не осталось лишь формальностью на бумаге.
Отдельный блок вопросов касается деятельности самих комиссий. Штатную должность в них занимает лишь заместитель председателя КДН. Однако на местах этого человека норовят загрузить несвойственными функциями. Что не может не сказываться на качестве основной работы.
Затронута и тема недавних поручений Главы государства — о сокращении вала административных дел. Касательно подростков, речь о том, чтобы не ставить их на учет за малозначительные проступки. Такие, как, например, нахождение после 23.00 вне дома. Формально в этой ситуации можно писать протокол. По-человечески — достаточно предупреждения. То же касается перехода дороги в неположенном месте, отсутствия фликера в темное время суток. К слову, в прошлом году почти 150 административных дел в отношении подростков региона прекращалось из-за отсутствия состава правонарушения или недоказанности вины. Еще 14 ребят освобождены от ответственности ввиду малозначительности деяний.
Существует и процессуальный момент, граничащий с правовым казусом. Это касается случаев, когда к ответственности привлекают родителей ребенка. Таким образом, по одному факту составляются сразу два протокола. Раньше в таких случаях ограничивались одним. Возможно, есть смысл вернуться к прежней практике. Хотя единого мнения на этот счет нет.
Безграничность темы очевидна. Как и то, что главные субъекты профилактики — сами родители. Многие из них жалуются, что из-за работы и бытовых проблем не имеют возможности уделять детям больше времени. Но, как показывают свежие примеры, даже во время длительных праздников подростки предоставлены самим себе. Нередко катализаторами дурных поступков становятся дискомфорт, отсутствие уюта и доверия в семье. Особенно в тех, члены которых больше времени посвящают своим телефонам и соцсетям. Кстати, тешиться тем, что ребенок не на улице, а днями сидит у компьютера, наивно. Не исключено, что, тиская клавиши, он втягивается в преступление. О том, как это происходит, сегодня знают все. Все, кто хочет знать…
Совет наладить отношения с ребенком, которому уже 14—17 лет, просто дать, но сложно выполнить. Такие отношения должны не налаживаться, а выстраиваться — долго и кропотливо. Банально, но факт.