Как криминалисты раскрыли убийство гомельского таксиста, совершённое 35 лет назад

Как криминалисты раскрыли убийство гомельского таксиста, совершённое 35 лет назад

09.02.2019 в 12:47
Руслан Пролесковский, "СБ. Беларусь сегодня"

Раскрытие преступлений, совершенных много лет назад, уже перестало быть сенсацией. К примеру, в управлении Следственного комитета по Гомельской области созданы группы, в том числе межведомственные, которые занимаются делами, считавшимися безнадежными «глухарями». И всё же некоторые истории впечатляют не меньше любого детектива. Одна из таких — убийство, совершенное в Гомеле 35 лет назад.

Коллаж Юлии Костиковой

Такси в крови

Ночью 27 февраля 1984 года спокойствие на одной из улиц Новобелицкого района нарушило ЧП. Внимание местных привлекла машина такси без водителя с распахнутой дверцей. По рации в «Волге» неравнодушные граждане связались с диспетчером. Поэтому первыми на место происшествия приехали другие таксисты. Осветив местность фарами, они обнаружили, что и снаружи, и внутри автомобиль перепачкан кровью. Вызвав «скорую» и милицию, водители продолжили поиск. И вскоре нашли труп, лежавший в нескольких сотнях метров — на льду замерзшего озера. Тело 23-летнего Михаила было изувечено. Позднее эксперты насчитают около полусотни телесных повреждений. С убитого сняли модные и дефицитные по тем временам вельветовые брюки. Также пропали портмоне, путевой лист и водительское удостоверение. Разорванные документы вскоре нашли прохожие и отнесли в РОВД. На кузове машины криминалисты обнаружили кровавый след ладони. Это свидетельствовало о том, что он был оставлен рукой убийцы.

Шило с секретом

Последним, кто видел Михаила живым, был коллега, также работавший в ту ночь. Он рассказал, что товарищ вез двоих молодых людей. Сочеталось это и с тем, что на трупе имелись повреждения двух типов: следы от ударов тупым предметом и колотые раны. В одной из них был найден фрагмент орудия преступления — обломок шила. Причем непростого. Криминалисты установили, что оно изготовлено из редкого сплава. Такой инструмент поставлялся на специализированные «закрытые» предприятия. Относился к ним и расположенный на окраине Новобелицы ювелирный завод «Кристалл». Оперативники опросили сотни работников предприятия. Забегая вперед, отметим: среди них были и те, кого они искали. Однако во время опросов они себя ничем не выдали.

Позже один подозреваемый все же появился. Им стал мужчина, причастный к грабежу, совершенному неподалеку примерно в то же время. Чуть ранее этот человек садился в другое такси и просил отвезти его по адресу, расположенному в глухом закутке. Водитель поостерегся и высадил пассажира в оживленном месте. Предполагалось, что это он мог убить Михаила. Однако отпечатки задержанного не совпали с обнаруженными в «Волге». Да и внешне мужчина не подходил под описание. Других зацепок у следствия не было.

Экспертиза показала

Шли годы, технический прогресс не стоял на месте. Коснулся он и криминалистики, а соответственно, работы всех правоохранительных органов. В начале нулевых на вооружение к экспертам поступила автоматизированная дактилоскопическая информационная система (АДИС). По сути, это глобальная база данных, в которой хранятся миллионы дактокарт со следами рук. Часть из них была изъята с мест нераскрытых преступлений. А поскольку база данных обновляется непрерывно, программа регулярно выдает совпадения. То есть сигнализирует, что внесенные в нее «пальцы» уже были найдены ранее. Таким образом, АДИС помогла раскрыть уже тысячи преступлений.

Изначально система идентифицировала лишь следы пальцев, но не ладони. Позже программу усовершенствовали, и спектр возможностей для идентификации расширился. Имевшиеся следы по старым делам стали перепроверять. Дошел черед и до убийства, совершенного в 1984 году. И тут выяснилось: человек с таким отпечатком ладони… находится в колонии. К работе подключились сотрудники уголовного розыска УВД Гомельского облисполкома, и вскоре картина начала проясняться.

…Уроженец Речицкого района Игорь Северинец разменял уже шестой десяток, из которых значительную часть провел в местах лишения свободы. Хотя начинал свой жизненный путь вполне ординарно. В училище получил специальность «Огранщик бриллиантов». Срочную отслужил в ВДВ. После армии приехал в Гомель и устроился в подразделение по охране того самого завода «Кристалл». Получил койкоместо в заводском общежитии. Там же жил его земляк Сергей Мотыгин (имя и фамилия изменены), с которым он окончил одну школу и училище. Мотыгин трудился огранщиком. В нерабочее время парни расслаблялись с помощью алкоголя.

Пили они и в ту февральскую ночь. Кто именно из двоих предложил лихое дело, так и останется загадкой. Остальное — факты. Такси поймали недалеко от завода. Назвали адрес на тихой улице. А как только водитель остановился, на него напали с двух сторон. Били в голову, шею и туловище, одновременно пытаясь душить. Затем выскочили из машины и вытащили жертву. Добивали снаружи, а затем поволокли в сторону озера. Скорее всего, собирались избавиться от тела, но в итоге бросили его на льду.

Добыча разочаровала. Оказалось, что парня убили всего за три рубля, заработанные в начале смены.

К делам давно минувших дней

Вскоре после этого Игоря уволили из охраны — за пристрастие к алкоголю и недостойное поведение. Последней каплей стал инцидент, когда пьяный сотрудник, находясь в форме, устроил скандал на АЗС. После этого Северинец жил по принципу: украл — выпил — сел.

Весной 2017-го отобрал телефон у знакомой и получил три года за грабеж. А вскоре «всплыл» его след в деле об убийстве более чем 30-летней давности.

Поначалу он во всем сознался. В том числе при опросе с использованием полиграфа. Результаты показали, что Игорь знает о преступлении то, чего знать не мог, если бы не присутствовал там. Например, упомянул про кастет, которым наносил удары. Ранее он нигде не фигурировал, но раны на трупе, судя по их характеру, могли быть причинены именно таким орудием. Хватало и других весьма показательных деталей.

Рассказал и об участии сообщника. Однако затем неожиданно сменил тактику, начав отказываться от собственных показаний. Мол, это давившие на психику милиционеры заставили его сознаваться в том, чего на самом деле не было. Однако суд такими фортелями не удивить. Да и материалы, собранные следствием, оказались куда убедительнее. Признанный виновным в убийстве Игорь Северинец проведет 15 лет в местах, к которым он уже давно привык.

КОМПЕТЕНТНО

Андрей Бандюк, старший следователь по особо важным делам УСК по Гомельской области:

— Во многом вероятность раскрытия подобных преступлений зависит от того, как сработало следствие на начальном этапе. Отмечу высокий профессионализм коллег из той, еще советской эпохи. Судя по материалам, тогда делалось все возможное, чтобы раскрыть убийство. Занималась им и Генеральная прокуратура БССР. Причем вел дело и Николай Игнатович, ставший позже первым Генеральным прокурором Республики Беларусь.

В ходе расследования нам пришлось работать со свидетелями, которых допрашивали более 30 лет назад. За такое время они уже многого не помнили. Но благодаря тому, что тогда их показания скрупулезно фиксировали, люди читали, вспоминали и подтверждали:  да, именно так и было. Порадовало и высокое качество судебно-медицинской экспертизы. Все это помогло раскрыть преступление и наказать виновного.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки на первоисточник.

Метки:

Обсуждение