Гомельский участковый: Преступлений стало гораздо меньше, но в разы выросла немотивированная агрессия

Гомельский участковый: Преступлений стало гораздо меньше, но в разы выросла немотивированная агрессия

01.01.2019 в 17:54
«Советский район», фото Вячеслава Коломийца

В ноябре этого года участковому инспектору отдела охраны правопорядка и профилактики Советского РОВД Гомеля Андрею Демьяненко в торжественной обстановке вручили Почётную грамоту Гомельского горисполкома. Как указано в официальном представлении, «за многолетнюю безупречную службу в органах внутренних дел, профессионализм и достижения высоких результатов в оперативно-служебной деятельности». И только сам участковый с 16-летним стажем знает, что кроется за этими сухими строчками.

Андрей Демьяненко на своём участке в Западном микрорайоне

Cвой путь в милицию Андрей Демьяненко считает вполне обычным. Школа № 50 на Сельмаше, секция бокса, популярная в 90-е годы «качалка» в одном из подвалов. Как следствие — служба в пограничных войсках КГБ Беларуси.

— Помню, как расстроился, когда вместо «спецназа», о котором так мечтал, призвали служить в погранвойска. По всем физическим кондициям подходил, но не случилось, о чём, в принципе, не жалею.

Служить Андрею Демьяненко пришлось на самых западных рубежах страны, под Гродно, в должности командира отделения сигнализации и связи.

— Хлопотная должность, что и говорить, — говорит Андрей Семёнович. — Хотя на границе других не бывает. Но связистам, отвечающим за работоспособность сигнализации вдоль следовой полосы, достаётся особо. Чуть ли не ежедневно приходилось выезжать на «сработку». То лось провод порвёт, то волки, то кабаны через следовую полосу двинут. Несколько раз участвовал в задержании настоящих нарушителей границы. За одним из них Андрей Демьяненко гонялся несколько суток. Систему сигнализации нарушитель прошёл, как нож сквозь масло. И, вопреки логике, направился в обратную сторону. Чем и сбил преследователей с толку. Когда его взяли, оказалось, что парень служил в российских погранвойсках. Знал на границе все ходы и выходы. Потому не ожидал, что его белорусские коллеги окажутся столь расторопными и сообразительными.

Во время этого преследования, признаётся майор милиции, окончательно утвердился в мысли: служба в органах правопорядка его призвание. Потому за несколько месяцев до увольнения в запас, будучи в отпуске в родном Гомеле, подал документы и прошёл медкомиссию для поступления в Барановичскую среднюю специальную школу милиции.

После её окончания в 2002 году продолжил службу участковым в отделе внутренних дел Советского района Гомеля.

Район у Андрея Демьяненко непростой — дома на улицах Бочкина, Владимирова, Черноморской и Амурской. На участке четыре общежития, жильцы которых чаще всего доставляют хлопот участковому. Оно и понятно, вздыхает офицер, молодёжь, у которой кровь бурлит, сконцентрирована в одном месте. Тут глаз да глаз нужен.

— После армии и учёбы в рабочий ритм вошёл благодаря помощи старших товарищей. Леонид Журавлёв, Юрий Горбатенко и Вадим Руденок только что за руку меня не водили, помогая освоиться на новом месте службы.

Именно под влиянием старших коллег Андрей Демьяненко со временем накопил богатый служебный и житейский опыт. А от некоторых стереотипов и вовсе отказался.

— До сих пор бытует мнение, что бабушки у подъездов — это бездонный источник информации обо всём, что происходит в районе, — рассуждает офицер. — Было время, и я так считал. Но со временем понял, что подобное утверждение справедливо лишь отчасти. Что касается пьяниц, семейных скандалистов, даже наркоманов — это да, пенсионеры всегда подскажут и многое расскажут. Но если речь заходит о серьёзных преступлениях, то все сразу становятся глухими и слепыми. То ли специально, то ли по случайности. Тем не менее хорошие отношения с пенсионной общественностью Андрей Семёнович поддерживает постоянно.

Сегодня, с уверенностью констатирует участковый, преступлений стало гораздо меньше. Это в начале «нулевых» в сутки происходило до двадцати краж, грабежей, разбоев и угонов. Сейчас та криминогенная ситуация вспоминается как страшный сон. Хотя нечто подобное нет-нет, да случается. Другое дело, что раскрывать такие преступления становится сложнее.

— Стало больше немотивированной агрессии, и не только среди подростков, — рассуждает Демьяненко. — Закоренелого преступника «вычислить» по почерку достаточно просто. Сложнее найти тех, кто поздно вечером безо всякой причины набросился на прохожих с кулаками. Увы, подобное случается всё чаще…

Немало хлопот участковому доставляют и наркоманы. Есть у него на участке 33-летний парень, который давно и прочно «сидит на игле». При этом ещё и алкоголем злоупотребляет. И ладно бы только это. В поисках денег на дозу начал красть. Нагло и беззастенчиво. В один день три совершил, и на последней попался. Сейчас сидит в ИВС, ждёт суда. А ведь участковый уже почти подготовил на него документы для отправки на лечение в ЛТП.

Но настоящим бичом Андрей Демьяненко считает преступления, возникающие на бытовой почве. И в качестве примера приводит историю с семейным тираном, который медленно, но уверенно шёл к скамье подсудимых. А начинал с того, что регулярно избивал жену, держал в постоянном страхе двух малолетних детей.

С этой семьёй участковый возился долго. И всё из-за упрямства жены домашнего тирана, которую чуть ли не силой заставлял снимать побои и писать заявления на обидчика. А на следующий день она приходила в участок и забирала их. Но периоды перемирия становились с каждым разом короче.

Неизвестно, чем бы дело кончилось, если бы мужчина не совершил нападения на прохожего. За разбой его отправили на пять лет в места лишения свободы. За это время ситуация в семье нормализовалась.

Но в феврале семейный тиран должен освободиться. Чем его приезд обернётся для жены и детей, предсказать невозможно. Готовится к этому возвращению и участковый. Понимая, что во многом и от него зависит мир и лад в проблемной семье. И не только в этой.

Метки: