В письме, которое получила гомельчанка Наталья от заведующей детсадом № 160 Советского района, написано буквально следующее: всё у вас хорошо, но поскольку мать не трудоустроена с 18 мая 2018 года, ребёнок находится в… экстремальной жизненной ситуации. Подробности сообщают «Сильные новости».
Чиновники сообщили гомельчанке, что «при проведении социального расследования» ими был выявлен критерий социально опасного положения, в котором якобы находится ребенок: мать не трудоустроена с 18 мая 2018 года. Само письмо датировано 5 июня — то есть сад решил взять на контроль семью, в которой мать не работала на тот момент чуть более двух недель.
«Несовершеннолетняя находится в неблагоприятных условиях, экстремальной жизненной ситуации», — замечает заведующая детским садом. Вместе с тем представитель учреждения образования констатирует: «По факту посещения нами вашей семьи установлено: жилищно-бытовые условия проживания семьи удовлетворительные, санитарно-гигиенические нормы соблюдены, у несовершеннолетней имеется отдельная комната, отдельное спальное место для сна, игр и занятий. В наличии игры и игрушки в достаточном количестве и соответствуют возрастным нормам. Имеется минимальный запас продуктов питания, одежда и обувь по сезону и в достаточном количестве. Со слов воспитателя группы, оплату за питание в дошкольном учреждении вы производите своевременно, Александра посещает детский сад всегда в опрятном виде».
Сад поставил Наталью в известность, что её семья «на данный момент находится в нашем дошкольном учреждении на контроле и требует повышенного педагогического внимания». В случае же, если мать не трудоустроится, администрация сада «будет вынуждена поставить её в разряд семей социально опасного положения» и информировать об этом райисполком, поликлинику, школу.
– Само по себе кратковременное отсутствие работы у мамы не является основанием для признания ребёнка находящимся в СОП, если это не повлекло явного ухудшения условий его содержания и воспитания. В то же время следует отметить, что социальное расследование было начато ещё до увольнения матери с работы, где она проработала около двух месяцев. В настоящее время расследование продолжается и утверждать о том, что ребёнок будет признан находящимся в СОП преждевременно, – прокомментировала ситуацию Progomel.by заместитель председателя комиссии по делам несовершеннолетних Гомельского городского исполнительного комитета Виктория Лапшина.
Предположим, что излишняя бдительность заведующей детским садом скорее всего связана с тем фактом, что девочка 2011 года рождения не посещала дошкольное учреждение образования в период с 22 февраля по 20 апреля и с 20 мая по 7 июня, хотя была приписана к садику в феврале. Т.е. с начала года ребёнок находился под наблюдением воспитателей всего месяц.
Основанием для проведения социального расследования могло послужить длительное отсутствие ребёнка в дошкольном учреждении без уважительной причины и делегирование своих родительских полномочий посторонним лицам. С кем и где находился ребенок, не посещающий детский сад в то время, когда мать была на работе?
Женщина переехала в Гомель из Лельчиц, где по-прежнему зарегистрирована по месту жительства с двумя детьми. Старший ребёнок, мальчик 2005 г.р., проживает в райцентре с отцом, который зарегистрирован по другому адресу. Как стало известно Progomel.by, родители обоюдно отказались от алиментов.
Два раза к молодой маме в квартиру по пр. Речицкому (возможно, съёмное жильё – прим.) для разговора приезжали представители администрации Советского района, но женщины в это время не было дома.
Фактически, обеспокоенность властей можно понять. Отсутствие официальных источников дохода вкупе с нахождением на иждивении мамы несовершеннолетнего ребёнка старше 3-х лет – выплата пособия со стороны государства в этот период уже не осуществляется – в целом может негативно повлиять на дальнейшие условия, в которых содержится девочка.
Вопрос лишь в том, почему превентивные меры были предприняты заблаговременно и в столь категоричной форме. Отметим, что соответствующие службы горисполкома и администрации Советского района готовы содействовать женщине в дальнейшем трудоустройстве. Но право воспользоваться или нет этой помощью принадлежит самой маме. Возможно, у неё есть иные планы. Главное, чтобы принятые решения негативно не повлияли на её дочь.