Дядя с большими ушами…А может быть, усами? В 1952 году французский криминалист Пьер Шабо предложил использовать фотофрагменты частей лица человека для составления фотокомпозиционного портрета внешности.
Со временем правоохранители накопили большие массивы таких фрагментов, их стали широко использовать при составлении фотопортретов скрывшихся преступников. Этот метод изучают на практике студенты-юристы Гомельского государственного университета имени Ф. Скорины.
Кабинет криминалистики на базе кафедры уголовного права и процесса юридического факультета ГГУ был создан в 2000 году. Компьютеры здесь оснастили обучающей программой «Фоторобот». База в ней не столь масштабная, как у правоохранителей, но с ее помощью вполне можно продемонстрировать тонкости составления фотопортрета. Студентам предлагают создать фоторобот сокурсников, преподавателей или знаменитостей — принцип во всех случаях общий: как можно более точно вспомнить и попытаться отыскать в базе похожие детали лица «предполагаемого преступника».
Возможностям человеческой памяти нет предела, однако многообразие вариантов лбов, носов, подбородков, бровей и даже теней под глазами заставляет на время потерять голову. Как отмечают сами студенты, не первый раз по кусочкам собирающие лица «подозреваемых», здесь главное — не растеряться. Ребята учатся работать с собственными мыслительными образами, в первую очередь подмечать характерные отличительные особенности внешности человека, особые приметы. Стараются задавать верные вопросы «потерпевшим» одногруппникам, дабы навести на мысль, освежить в памяти образ описываемого человека.
— Наш университет не готовит экспертов-криминалистов, но значительная часть выпускников юридического факультета — это будущие следователи и оперативники, — рассказывает заведующий лабораторией кафедры уголовного права и процесса юридического факультета, майор милиции в отставке Елена Степаненко. — А потому развиваем практико-ориентированную криминалистику.
И действительно, пока студенты бьются над созданием фотороботов, Елена Викентьевна обращает мое внимание на экспонаты в кабинете. Здесь и оружие (предварительно выведенное из строя), и гипсовые слепки следов обуви, и поддельные документы, и образцы фальшивых денег разных стран, и следственно-криминалистический чемодан… На факультете ведется работа по профессиональной ориентации школьников, главным и, пожалуй, самым захватывающим моментом которой становится посещение этого кабинета — что естественно при таком наборе экспонатов.
Спустя время некоторые четверокурсники оказались готовы продемонстрировать свои творения, которые, надо сказать, удивили не столько сходством с оригиналами, сколько точным попаданием в типаж «подозреваемых». Уилл Смит, Джонни Депп в образе Джека Воробья, Гарри Поттер оказались вполне узнаваемыми.
А вот своих вузовских преподавателей даже сами студенты в получившихся фотороботах не узнали. Это объяснимо: важно уловить тип внешности и особые приметы, в этом фоторобот — вещь хоть и субъективная, но все-таки крайне полезная. Ведь часто это единственно возможный способ установления личности преступника.