Гомельчанка: Сыну 15 лет, а его уже позвали в военкомат. Что происходит?

Гомельчанка: Сыну 15 лет, а его уже позвали в военкомат. Что происходит?

05.04.2018 в 18:53
"Белка"

Мероприятия весен­него призыва на сроч­ную военную службу в самом разгаре. Призыв­ники проходят медицин­ское освидетельствова­ние, уточняются их до­кументы, сообщает городской журнал “Белка”. Отправка в вой­ска начнётся в мае. За ме­сяц до этого события за­меститель военного ко­миссара Гомеля Сергей Самофалов ответил на вопросы, возникающие у призывников и их ро­дителей.

— Есть ли сегодня конкурс на прохож­дение срочной службы? Михаил, подполковник в отставке.

— Демографическая ситуация такова, что кон­курса нет. Идут служить молодые мужчины, кото­рые обязаны делать это по закону «О воинской обязанности и воинской службе».

Ребят призывного воз­раста в Гомеле, конечно, больше. Но годными к прохождению срочной службы признаются при­мерно 35% от общего ко­личества, ещё 35% име­ют право на отсрочку от призыва. Примерно треть парней не годны к служ­бе по медицинским пока­заниям.

— В столице при военных комиссариатах на время призыва откры­лись консультационные пункты, где сами призыв­ники, их родители мо­гут получить информа­цию как о призыве, так и о порядке прохожде­ния службы в войсках. Планируется ли органи­зация такого пункта в Гомеле? Лариса Серге­евна.

— Любые вопросы о порядке призыва на сроч­ную воинскую службу вы можете задать в рабочие дни с 8 до 17 часов по телефону отдела призы­ва 41-24-50. Если желае­те личного общения, по­жалуйста — начальники всех структурных подраз­делений городского воен­комата ведут приём еже­дневно без предваритель­ной записи. Военный ко­миссар полковник Алек­сандр Валентинович Са­венок принимает граж­дан в первый и третий по­недельники месяца.

Так что наш «консуль­тационный пункт» рабо­тает круглогодично, вне зависимости от призыв­ных кампаний.

— Врачи комиссии при военкомате не усмотрели у сына при­знаков заболевания, от которого он долго и тя­жело лечился. В принци­пе, сегодня мы здоровы, но есть опасения, что бо­лезнь даст рецидив. Как бы то ни было, врачам нужно знать о проблеме. Инна Георгиевна.

— Обжаловать вер­дикт призывной ко­миссии можно, ничего страшного в этом нет. Ес­ли речь идёт о здоровье, сам призывник (но не его мама!) должен заявить о смущающих его обстоя­тельствах. При этом он обязан приложить меди­цинские документы, сви­детельствующие о забо­левании, по поводу кото­рого он ранее не обсле­довался.

Если призывник об­жалует решение о на­правлении в тот или иной род войск, он так­же должен аргументи­ровать невозможность прохождения службы в принятом для него по­рядке. Тут тоже потре­буются документы.

Порядок обжалования решения призывной ко­миссии неоднократно до­водится до сведения при­зывников на каждом эта­пе его взаимодействия с военкоматом, сейчас я его просто напомнил.

За­меститель военного ко­миссара Гомеля Сергей Самофалов

— Племянник-подросток пошёл в горвоенкомат на медицин­ское освидетельствова­ние. Оказалось, что вра­чи призывной комиссии запросили документы из поликлиники, и у него «всплыл» диагноз пяти­летней давности, кото­рый давно уже снят. Нас эта ситуация не устраи­вает. Сергей.

— Нужно просто заявить об этом самим врачам. Направление на службу — это не справка в бассейн, поэтому меди­цинские работники очень тщательно изучают ме­дицинскую документа­цию вплоть до карты при­вивок новорождённого, чтобы быть уверенны­ми, что в строй не станет больной человек.

— В этом году сыну исполняется 16 лет. Его пригласили в военкомат на собеседо­вание, а накануне напра­вили пройти обследова­ние в поликлинике. Что происходит? Елена.

— Проводятся меро­приятия по приписке к призывному участку. В частности, первичное медицинское обследо­вание для предваритель­ного определения степе­ни годности к прохожде­нию воинской службы. На этом этапе его осма­тривают врачи, военко­мат запрашивает дан­ные о возможном наблю­дении допризывника на диспансерных учётах. Также проводится собе­седование для определе­ния морально-деловых качеств допризывника, его кругозора.

На основании полу­ченных данных члены комиссии могут сделать первые выводы о годно­сти юноши к службе и даже определить наибо­лее подходящий для не­го род войск.

— То-то и оно. Мое­му сыну сказали, что­бы готовился в сухопут­ные войска, а он мечта­ет о силах специальных операций или, в край­нем случае, о погранич­ной заставе. Стремится к этому с детства, зани­мается спортом, имеет награды. А в военкомате опустили с десантного «Ила» в пехотный окоп.

— Так ведь ему ещё только 15. Решение ко­миссии — это не пред­писание. Окончательное решение о направлении в тот или иной род войск принимается призыв­ной комиссией непосред­ственно в ходе призыва с учётом предпочтений самого призывника.

В этом году мы отме­чаем столетие Воору­жённых сил Беларуси. По всей стране проходят яр­кие праздничные меро­приятия, в том числе по­казательные выступления наиболее боеспособных соединений. Естествен­но, у молодёжи вырос ин­терес к службе в них. И на заседаниях призывной ко­миссии парни часто про­сят направить их в десант или спецназ. Но большин­ство не дотягивает до этих войск по состоянию здо­ровья и общей физиче­ской подготовке.

— Работаю на круп­ном гомельском предприятии бухгалте­ром. Позвонили из воен­комата и предупредили, что два наших сотрудни­ка приглашаются на во­енные сборы. Мне про­сто интересно, каким об­разом отбираются кан­дидатуры для их про­хождения? Светлана.

— Плановые сборы военнообязанных про­водятся ежегодно. К ним привлекаются во­еннослужащие запаса, отслужившие срочную службу, согласно военно- учётным специально­стям. План переподго­товки специалистов вер­стается в Министерстве обороны. Цель сборов — освежить навыки во­еннообязанных, ознако­мить их с новыми систе­мами вооружения. В про­грамму входит проведе­ние учебно-практических занятий.

Длится это меропри­ятие 20-25 суток. Укло­нистов в этом случае не бывает. Люди с удоволь­ствием возвращаются в условия армейского бы­та, помня о сохранении среднего заработка по основному месту работы. Некоторые даже считают сборы оплачиваемым ак­тивным отпуском.

Корр.: Сергей Викто­рович, давайте подве­дём итоги осеннего при­зыва 2017 года и обо­значим особенности ны­нешней кампании.

— Осенью на уком­плектование войск бы­ли отправлены более 400 гомельчан. Они посту­пили в распоряжение ко­мандиров частей Мини­стерства обороны, вну­тренних дел, органов по­граничной службы и де­партамента транспортно­го обеспечения.

Призыв проходил по­сле нашумевшей исто­рии с гибелью солдата в Печинском учебном цен­тре. Но на работе военно­го комиссариата это осо­бенно не сказалось. От­правка проходила в спо­койной обстановке, без нервов. Мы постарались сделать процесс макси­мально гласным. Доступ на сборный пункт име­ли представители всех средств массовой инфор­мации, которые могли за­давать офицерам и самим призывникам любые во­просы. Эти интервью по­казали, что и сами парни идут служить с хороши­ми ожиданиями. Коли­чество уклонистов не вы­шло за рамки привычной статистики.

Особенностью весен­него призыва станет боль­шое количество вчераш­них студентов, отчислен­ных из учреждений об­разования за неуспевае­мость по итогам зимней сессии. Не буду называть цифры, но для Гомеля они внушительные. Хочу при­звать этих парней к тому, чтобы не бегать от сотруд­ников военкомата. Если уж вы потеряли основа­ние для отсрочки, будьте мужчинами и выполни­те свой долг. Игра в прят­ки может вылезти боком.

— Есть тому приме­ры?

— К сожалению, есть. От мероприятий осен­него призыва уклони­лись 42 человека. Из них 12 уже осуждены. Боль­шинство заплатят штра­фы в размере от 40 до 200 базовых величин. Осо­бо злостные уклонисты приговорены к ограниче­нию свободы и к реаль­ному лишению свободы в условиях общего режи­ма на один или два года.

Нужно иметь в виду, что даже такое наказа­ние не освобождает от обязанности проходить военную службу. По от­бытии срока в местах ли­шения свободы эти люди всё равно будут подле­жать призыву. При этом все уже будут знать об их испорченной биографии. Так что проходить служ­бу придётся далеко не в элитных подразделениях.

В настоящее время мы плотно сотрудничаем с местными администра­циями и органами вну­тренних дел по предот­вращению случаев укло­нения. Заблаговременно сообщаем данные лиц, избегающих прохожде­ние мероприятий призы­ва. Нам не только помога­ют разыскать их на город­ских квартирах, но и пре­сечь, к примеру, выезд за пределы страны. Меха­низм отлажен, но раскры­вать его я не буду — это служебная информация.

— Что происходит при установлении местона­хождения уклониста?

— Ему вручается по­вестка об обязательной явке в военный комисса­риат с конкретной датой, но не ранее чем через два дня после вручения. Если это требование не выпол­няется, уклонист подвер­гается уголовному пре­следованию.

— А каков портрет се­годняшнего уклониста? Чем руководствуются эти люди, избегая при­зыва? Возможно, не хо­тят «терять время», по­лагая, что за полтора го­да состоятся на граждан­ке?

— Тут вы не правы. Абсолютное большин­ство — маменькины сын­ки, боящиеся оторвать­ся от родительской юб­ки. Увы, родители их по­ведению потакают. Се­рьёзные самостоятель­ные парни, уже к 20 го­дам добившиеся опреде­лённого успеха, если и не с удовольствием, но идут служить, выполняя свой конституционный долг.

— Куда будут направ­лять призывников в мае этого года? Денис.

— Если кратко, то во все рода войск. Геогра­фия отправок примерно соответствует предыду­щим призывным кампа­ниям. Самая массовая от­правка состоится в 72-й гвардейский объединён­ный учебный центр в Бо­рисове.

Отбором занимаются исключительно сотруд­ники военкомата. Пред­ставители частей не име­ют права заранее ознако­миться с личными дела­ми призывников и сами выбрать себе пополне­ние. Только после предва­рительного отбора пред­ставители сил специаль­ных операций, внутрен­них войск и органов по­граничной службы могут приехать в Гомель и по­беседовать со своими бу­дущими сослуживцами.

Относительным нов­шеством является то, что для получения воинской специальности молодой боец сразу направляет­ся в учебную воинскую часть, а не в то подразде­ление, где будет служить оставшиеся месяцы. В учебке же он пройдёт и курс молодого бойца. Од­нако дальнейшее предна­значение солдаты будут по-прежнему знать с пер­вых дней службы.

— Сын после оконча­ния техникума не может найти работу. Скоро ему в армию. Ин­тересно, можно ли со­вместить отдание воин­ского долга с получени­ем специальности, кото­рая пригодится в даль­нейшей жизни? Борис.

— Многие этим и пользуются, ведь армей­ское образование хорошо тем, что оно бесплатно. Обладатели прав катего­рии B в войсках получа­ют в дополнение катего­рию С, выполняя обязан­ности военного водите­ля. Учат на крановщика, машиниста экскавато­ра. Связисты готовят для своих нужд кабельщиков, спайщиков, которых с удовольствием принима­ют на работу в «Белтелеком». Можно даже водо­лазу повысить свою ква­лификацию. В армии они требуются силам специ­альных операций, воен­ным железнодорожни­кам. Правда, за всю мою службу поступило все­го две заявки на предста­вителей этой редкой про­фессии.

— Племянник хочет стать офицером. В связи с этим вопрос: он сам выберет себе род войск или ему «под­скажут» в военкомате? Ефим.

— Собеседование со­стоится непременно. Все хотят быть офицерами элитных подразделений, но не всем это дано по состоянию здоровья. По­этому часть кандидатов поступает в Военную академию, где становится артиллеристами или тан­кистами. Впоследствии офицеры находят себя в этой службе и делают успешную военную ка­рьеру, пользуются авто­ритетом у сослуживцев. А самый большой кон­курс на факультет подго­товки специалистов ты­лового обеспечения. Там требования к здоровью поменьше.

Замечу, что по согла­шению с Российской Фе­дерацией их высшие во­енные училища готовят офицеров и для белорус­ской армии. Там обуча­ются специальностям, ко­торых в белорусской Во­енной академии нет.

Метки: