Продолжение дела о «пуле». Француза судят в Гомеле за нелепый «сувенир»

Продолжение дела о «пуле». Француза судят в Гомеле за нелепый «сувенир»

17.11.2017 в 13:33
Андрей Рудь, Onliner

Сегодня продолжился суд по делу о «пуле». За обвиняемого, 24-летнего Жолана Вийо (Jolan Viaud), теперь переживают люди в Беларуси и Франции. В сентябре, пытаясь выехать из нашей страны, этот француз показал инспектору на таможне пистолетный патрон, после чего был задержан. С тех пор находится в гомельском СИЗО. Жолан твердит, что «пулю» подарил ему приятель в Варшаве, заверив, что это муляж, — в противном случае ни за что не принял бы такой сувенир.

Продолжение дела о «пуле». Француза судят в Гомеле за нелепый «сувенир»

Предыстория

Напомним, молодой француз (который постоянно живет и работает в Лондоне) отправился путешествовать по Европе. До Беларуси успел за 3 месяца посетить восемь стран, в том числе Польшу. По его словам, в Варшаве некий Павел и подарил ему «пулю».

Из показаний Жолана следует, что злополучный пистолетный патрон, лежа во внутреннем кармане рюкзака, проехал через три страны. Сначала — из Польши в Литву (внутри ЕС досмотр на границе не проводили), потом — из Литвы в Беларусь (в этом случае на границе патрон не нашли, а сам Жолан, возможно, просто забыл про него). Как бы то ни было, 13 сентября путешественник въехал в нашу страну.

21 сентября Жолан пытался выйти пешком из Беларуси в Украину в пункте пропуска «Новая Гута». Инспектор таможни по-английски спросил: «Имеются ли запрещенные предметы, оружие, боеприпасы?» Жолан в свою очередь поинтересовался, относится ли пуля к запрещенным предметам. После этого достал из рюкзака горсть сувениров, среди которых был и пистолетный патрон 9?19 Parabellum.

Фото: Гомельская таможня

Возможно, если бы инспектор не задал свой вопрос, Жолан и не вспомнил бы про «сувенир». А если бы сам не додумался показать свой патрон, его бы никто никогда не нашел в большом рюкзаке. Или нашли бы в другой стране. Но «бы» к протоколу не подошьешь.

СИЗО и суд

Жолану Вийо предъявили обвинение по части 1 статьи 333.1 — «Незаконное перемещение через таможенную границу Евразийского экономического союза или Государственную границу Республики Беларусь … боеприпасов…». Минимум по этой статье — 3 года лишения свободы. Позже добавилась еще статья 295, более мягкая, — незаконные действия в отношении боеприпасов (в частности, хранение, ношение и перевозка).

Первое заседание состоялось 15 ноября и вызвало большой ажиотаж. Поддержать француза, который по горло нахлебался местного колорита, приехал его старший брат Гийом. Сюжет о происходящем снимал французский телеканал M6. Все желающие присутствовать не поместились в зале суда Гомельского района.

Рассказывая в суде свою историю, Жолан упорно говорил «пуля», «этот предмет» — возможно, он не особо понимает разницу. Вызванный в качестве свидетеля таможенник, который проводил досмотр, подтвердил: француз сам достал и показал патрон, при этом что-то спрашивал по-английски…

В конце концов, адвокат Жолана предложил изменить меру пресечения и отпустить обвиняемого под личное поручительство его минских знакомых. Суд отказал.

Продолжение белорусских каникул

Сегодня для заседания выбрали помещение побольше, в здании областного суда. Обвинение намеревалось опросить пограничников, которые также общались с Жоланом в тот день. Явились и понятые, в их качестве выступали страховые агенты, работающие на границе.

Заседание началось с опроса понятых. Девушки-страховые агенты пытаются вспомнить события того дня: пригласили в кабинет, показали патрон, объяснили, что его изъяли у гражданина Франции. Там же находился задержанный («Правда, тогда он выглядел немного иначе»).

Судья вскрывает конверт Госкомитета судебных экспертиз. Внутри уже не патрон, а гильза, которая осталась после отстрела.

Теперь произошедшее вспоминает контролер пограничной службы. Он в основном повторяет показания таможенника, который выступал на предыдущем заседании, — во время досмотра француз сам достал из рюкзака патрон и что-то спрашивал. После этого пограничник снял патрон на видеорегистратор и отправился докладывать руководителю.

Порой возникает путаница и разнобой в показаниях сотрудников таможни и погранслужбы. Суд, защита и обвинение пытаются понять, каким образом и в какой последовательности вообще Жолан должен был по правилам пересекать границу. Кто должен быть на пути путешественника первым, таможенник или пограничник? Из ответов начальника отдела таможни следует, что, ступив в красный коридор (именно туда отправился Жолан, ориентируясь просто на очередь), человек обязан хоть что-то задекларировать.

— А если он зашел в красный коридор по ошибке, а декларировать нечего? — интересуется адвокат.

— Значит он совершил нарушение, — уверен таможенник.

В случае же, если у человека нет опыта пересечения белорусской границы, значит «должен был спросить, также есть информационные стенды». Напомним, француз не знает русского и белорусского, на пункте пропуска же не оказалось англо- и франкоговорящих сотрудников.

Из характеристик на обвиняемого следует, что приводов во французскую полицию у него нет? проблем с законом никогда не было. Администрация гомельского СИЗО тоже подтверждает: замечаний нет

Секретарь включает видео, записанное нагрудным регистратором таможенника. Видно, как бородатый Жолан стоит у столика, где обычно проводится досмотр. С улыбкой достает из рюкзака и показывает инспектору свою “пулю”. Спрашивает при этом, является ли этот предмет запрещенным. Инспектор несет патрон начальнику, тот делает замечание, что находку надо было оставить на месте. После этого начинается полная распаковка рюкзака, фотографирование, оформление… Жолан постепенно перестает улыбаться.

Метки:

Обсуждение