Психиатр: «Количество неврозов и панических расстройств растёт»

Психиатр: «Количество неврозов и панических расстройств растёт»

02.04.2020 в 19:46

Врач-психиатр Светлогорского психо-наркологического диспансера Юлия Якименко про неврозы, агрессию пациентов и важную роль семьи в лечении расстройств.

Психиатр – штучная специальность

— Я приехала работать в Светлогорск в 1999 году по распределению, закончив интернатуру Гомельского мединститута. Город очень понравился, работа затянула, и я связала свою жизнь со Светлогорском.

Желание стать именно психиатром возникло на старших курсах, когда была пройдена основная часть медицинских наук и самой неизведанной для меня осталась психика человека. В 1998 году получить распределение на обучение в психиатрию было довольно сложно. Это и по сей день штучная специальность. И мне посчастливилось попасть в гомельскую больницу в интернатуру к опытным наставникам.

Профессия конечно откладывает отпечаток в коммуникативном русле, а насчёт личностных трансформаций, то себя оценивать сложно. Это вопрос к окружающим меня людям.

Знакомые не просят поставить диагноз, но просят восстановить душевное равновесие: вернуть настроение, убрать раздражительность.  В общем-то люди просят комфорта.

То, что человек, который ведет здоровый образ жизни, может избежать невротического расстройства – заблуждение. Всё завязано на наших адаптивных возможностях и стрессовом состоянии. Чем больше к нам предъявляют требований, чем нестабильнее жизнь вокруг, тем больше стрессов мы переносим.

Самый опасный – не острый стресс, а хронический. Он приводит человека к определенной дезадаптации. Но сегодня не существует проблем в лечении психических расстройств.

— Обращаемость человека за психиатрической помощью зависит от двух факторов: интеллектуальное развитие и семейная адаптация.

Чем выше интеллект, тем острее человек ощущает изменения и понимает, что его состояние ухудшается и требует помощи.

Когда в семье доверительные отношения, семья быстрее реагирует на психологические изменения близкого человека, иногда беря инициативу в свои руки.

Иногда человек сам не всегда понимает, что с ним происходит. Серьёзные психические расстройства окружающим заметны больше, чем самому человеку. В таких ситуациях большую роль играет семья.

— Интересные случаи со стороны нарушения поведения? Это всегда агрессия. Эпизоды заканчиваются не радостно для сотрудников, в том числе, нашего диспансера. В начале моей карьеры был страшный эпизод, когда пациент на приеме изначально не проявлял агрессии, но под воздействием бредовых ощущений и слуховых галлюцинаций ударил ножом в грудь медсестру. Всё обошлось, но факт был. Это частые вещи.

Я объясняю важность лечения как родственникам, так и пациентам. Ещё в 2000 годах мы каждый день отправляли «острых» пациентов в областную психиатрическую больницу. Сейчас это происходит раз в две недели, благодаря современным лекарствам и грамотной работе врачей.

Потребность в психиатрической помощи растет с каждым годом. Я работаю 20 лет. Изначально с невротическими расстройствами у нас было 400 человек, на конец прошлого года уже 1230. Шизофренические расстройства устойчивы – приблизительно 1% населения. Так было всегда. А вот неврозы – расстройство настроения, тревожность, панические расстройства – их рост значительный.

— Я не озвучиваю подозрения или предположительный диагноз вне стен кабинета. Если я вижу, что у человека есть нюансы, проговариваю это прямолинейно и приглашаю на прием. Приходят и очень благодарят. Каждая стена кабинета пропитана фразой: «Я пришел, потому что мне сказали, что здесь помогут». Видя выздоравливающих людей, я получаю огромное удовольствие.

Уходя из своего кабинета, я перестаю быть психиатром. Лет 15 назад я оставила студенческий максимализм и желание ставить всем диагнозы. И, когда ухожу с работы, то становлюсь человеком со своими горестями и проблемами, раздражительностью и перепадами настроения. Единственное, я могу четко себя оценить: перепады в коридоре настроения или это наступление депрессивности.

Моя старшая дочь хочет связать свою жизнь с фармацевтической отраслью, производством лекарств.  У неё есть большое желание что-то создать и спасти человечество. Я этому рада, потому что очень хочу, чтобы человечество было счастливее.