Икра красная или опасная? Как не приобрести на Гомельщине подделку?

Икра красная или опасная? Как не приобрести на Гомельщине подделку?

31.12.2018 в 12:25
Алёна Демьянова, "Калинковичские новости"

Не секрет, что накануне праздников в магазинах начинается настоящий ажиотаж. Покупатели тележками вывозят продукты, среди которых обычно присутствует вкусный деликатес – икра.  Не исключением стал и наш город. Казалось бы, ничего особенного в этом нет,  однако выясняется, что качеством приобретенного деликатеса не все остаются довольны.

Один из таких негодующих покупателей, например, обратился в редакцию газеты “Калінкавіцкія навіны”, оставив свой комментарий на сайте. Алексей (так зовут читателя) написал, что купил 10 банок красной икры (кеты) по 140 грамм, фирмы «Посейдон» и «Сальмоникс», соответственно по пять каждой фирмы. Цена продукта оказалась весьма приемлемой – всего по пять рублей за банку. Вот только вслед за радостью от выгодной покупки, к автору обращения пришла мысль все-таки проверить, «что это за такие фирмы и что за икра».

Потратил несколько дней, но всё-таки вышел на владельца «Посейдон» Долина Юрия, он ответил: «Предприятие банкрот. С 2016 продукцию не производит. Это подделка под бренд компании», — пишет Алексей. — Связаться с представителем «Сальмоникс» мне пока не удалось, да и времени нет. Саму икру я попробовал, она полностью идентична, разные только банки, вкус вроде как соответствует первому сорту. Однако есть сомнения в том, что икра настоящая и не вредит здоровью. Покупал в магазине напротив санстанции и в магазине напротив лесопилки Чеботарёва, чеков там не давали. 

Вокруг такого заявления на сайте газеты началось оживленное обсуждение. Из него стало ясно, что не один Алексей побаловал себя покупкой деликатеса выше названных фирм. По этому же поводу начали появляться материалы и на других  интернет-ресурсах.

Чтобы разобраться в этом вопросе и выяснить, что делать потребителю в случае покупки некачественных продуктов, мы обратились в районный исполнительный комитет.

По нашей просьбе нам предоставили следующую информацию:

«При проведении специалистами отдела экономики райисполкома выборочного мониторинга торговых объектов, в том числе ориентировочно указанных в сообщении, фактов реализации икры указанных рыбных производителей зафиксировано не было. При этом в продаже имелась икра рыбная (лососевая, трески, мойвы, минтая) производства ООО «Санта Импекс Брест» (Республика Беларусь) с наличием всех необходимых качественных документов от 2, 70 рублей до 13,50 рублей.

В соответствии с пунктом 5 статьи 28 закона Республики Беларусь «О защите прав потребителей» пищевые продукты надлежащего качества обмену и возврату не подлежат».

Справочно: Надлежащее качество товара – это такое качество, когда выполнены все обязательные требования к товару, предусмотренные законом или договором и вследствие этого товар может быть использован по целевому назначению, а значит быть полезным для потребителя. Кроме того, такое качество одновременно предполагает, что товар является безопасным и у него отсутствуют недостатки.

Согласно информации, предоставленной районным центром гигиены и эпидемиологии, обращений или жалоб, экстренных извещений об инфекционных заболеваниях или отравлений не поступало.

Проинформировали нас и о том, что идентификация рыбных пищевых продуктов в нашей стране проводится на платной основе в институте генетики и цитологии НАН Беларуси.

Посетив лично данные торговые объекты, найти спорную икру на прилавках и мне не удалось. Однако, все-таки нельзя исключать факт, что, возможно, ее попросту раскупили. Как же быть в таком случае тем, кто  уже оказался в числе покупателей?

 Что делать, если вы приобрели некачественный товар и не знаете, как поступать дальше?

Как пояснили мне в отделе экономики райисполкома, в первую очередь вам необходимо обратиться к продавцу с письменной претензией, составленной в 2 экземплярах, в которой четко сформулируете одно из законных требований.

В ней же нужно указать наименование товара, изготовителя, дату изготовления и упаковки, сорт, срок годности, массу нетто, термическое состояние и другие отличительные признаки, указанные на маркировке (Это де  лается для того, чтобы можно было отобрать для проведения экспертизы пищевые продукты в соответствии с требованиями нормативных документов).

Один экземпляр претензии вам необходимо будет вручить продавцу (законному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, либо лицу, уполномоченному на принятие претензии), или же отправить письмом по почте с уведомлением о его вручении. К слову, в случае если претензию вы вручаете лично, то на втором экземпляре продавец должен указать дату, должность, инициалы лица, ее принявшего.

В соответствии с законодательством продавец обязан принять товар ненадлежащего качества и в случае необходимости провести проверку. Покупатель вправе присутствовать при этом.

Если возникает спор о причинах появления недостатка товара, продавец обязан провести экспертизу за свой счет, а покупатель может оспорить такое заключение в суде.

Важно знать, что потребитель вправе предъявить требования о недостатках товара в течение срока годности.  А экспертиза пищевых продуктов проводиться только при условии, если не нарушена упаковка, так как в противном случае невозможно доказать, что чья вина в причине понижения качества: изготовителя или продавца.

Если в результате экспертизы товара будет установлено, что его недостатки возникли вследствие обстоятельств, за которые не отвечает продавец (изготовитель), потребитель обязан возместить продавцу стоимость проведения экспертизы, а также связанные с ее проведением расходы и транспортировку товара.

Когда продавец отказывается в удовлетворении требований, заявленных в претензии, потребитель в добровольном порядке имеет право обратиться в суд.

Практические советы, чтобы избежать покупки некачественного товара:

— Не покупайте продукты у случайных продавцов. Любой продавец обязан довести до сведения покупателя наименование своей организации, юридический адрес и режим работы, а также предоставить сведения государственной регистрации и наименование зарегистрированного органа. Аналогичная информация должна быть доступна для покупателя при осуществлении торговли в киосках, павильонах, на ярмарках и т.д.;

— Обратите внимание на соблюдение продавцом условий хранения товаров. К примеру, на температурный режим хранения;

— Проверяйте дату изготовления и срок годности товара;

— Сомневаясь в качестве продукта, требуйте у продавца документы, подтверждающие его происхождение и качество.

Обсуждение