Слово Вадиму Олеговичу Лосеву, учителю географии СШ № 19 г. Гомеля. В 2020 году он стал обладателем награды «Хрустальный журавль» – главного приза республиканского конкурса «Учитель года».
Труд педагога
– Почему решили стать учителем? И почему – география?
– Меня не столько интересовала педагогика, сколько география. Перед поступлением в вуз даже не готовился к ЦТ и экзаменам: всегда участвовал в олимпиадах и конкурсах. География – удивительная наука. Для нее требуются широкий кругозор, логика, эрудиция.
Есть одна индийская притча: на свете жила бабушка, которая знала все сказки мира, но никому их не рассказывала. И в один из дней ее за это задушили собственные внуки… Звучит кровожадно, но притча дает ответ на вопрос: «Почему я стал учителем?». Для меня делиться знаниями – это огромная радость и ответственность. Свой педагогический путь я начал с распределения в деревенской школе. Однако сельский образ жизни меня никогда не привлекал. Поэтому после отработки нашел вакансию в городе. В СШ №19 работаю уже 10 лет. Ни разу не пожалел об этом.
– Как думаете, вы и дальше будете трудиться педагогом? Или есть желание сменить профессию?
– Работа педагога – как весы. Пока перевешивают плюсы, то есть положительные эмоции, я буду трудиться в этой сфере. А когда будут перевешивать минусы – придется сменить сферу деятельности либо искать новый вектор применения своих знаний. Сейчас в моей работе больше плюсов.
– Расскажите, как проводите уроки? Есть ли какие-то свои «фишки»?
– Я стараюсь дистанцироваться от назидательного стиля общения. Использую больше юмора, «сторителлинга» (рассказывание историй. – Прим.). Также на своих занятиях провожу интеллектуальные игры и викторины. Они здорово помогают развивать логическое мышление. Важно не только привлечь внимание учеников, но и удержать его. Для этого необходимо динамично проводить занятия. Например, демонстрацию слайдов я чередую с работой в контурных картах. Потом перехожу к устному опросу, а там можно и интересный факт из географии или жизни рассказать.
– Можете ли выделить какие-то приятные воспоминания из своей педагогической практики?
– Образование ценно не в моменте, а тем, что дает на «выходе». И я доволен результатами своих учеников. Это касается не только моего предмета, но и общего развития ребят. Например, ни один мой ученик не верит в гипотезу плоской земли, ни один мой воспитанник не является антиваксером (человек, который отрицает положительное влияние вакцинации и активно распространяет информацию о вреде и бесполезности вакцин. – Прим.). Но тут я не хочу брать всю ответственность только на себя. Это также и успех моих коллег, администрации учреждения и творческой атмосферы в школе.
– Как думаете, какими качествами должен обладать педагог?
– Главное качество не только учителя, но и каждого человека – это любовь к себе. Ведь если ты не полюбишь себя, то как тебя тогда полюбят другие?
Учитель 2020 года
– Как пришла идея принять участие в конкурсе «Учитель года»?
– Это спонтанная и абсолютно случайная идея. Мне предложили поучаствовать, и я согласился. Сначала успешно прошел школьный этап, потом районный… И вот я уже стою на сцене во Дворце республики и слышу поздравление с победой.
– По каким критерием выбирали лучшего педагога страны?
– Профессионализм, индивидуальность, задор, дерзость и артистизм.
– Трудно было участвовать в конкурсе? Все же конкуренция была огромной!
– За две недели конкурса я испытал все: от упадничества до невероятного оптимизма. Справиться с собой, настроиться на работу, взять себя в руки – это самый большой вызов конкурса. Конкуренция на самом деле большая: 56 профессионалов со всей страны борются за победу. И все – педагоги экстра-класса. Но именно психологическая устойчивость решает все. После победы ощутил облегчение и опустошение.