"Уйти и... вернуться": как выпускница гимназии стала педагогом в родном учреждении

“Уйти и… вернуться”: как выпускница гимназии стала педагогом в родном учреждении

06.10.2019 в 10:36
Татьяна Сычкова, фото автора, "Гомельские ведомости", фото: Анна Пащенко

Для многих из нас школа остаётся лишь добрым воспоминанием, но кого-то  родные стены не отпускают на протяжении всей жизни. В 2011-м Мария ТОМКО вместе с другими выпускниками 11 «В» класса прощалась с любимой гимназией № 10. Однако спустя четыре года вернулась в учреждение уже в качестве учителя, чтобы воспитывать и вдохновлять ребят точно так же, как это делали её наставники.

– В моей семье никто не связан с педагогикой: папа – милиционер, мама служит в МЧС, – признаётся Мария Александровна. – Изначально я тоже собиралась поступать в Академию МВД, но, к сожалению, не прошла медицинскую комиссию. Поэтому все мысли направила в педагогическое русло, а родители только поддержали. 

Мария Томко в начальной школе (на фото: во втором ряду вторая справа)

Девушка поступила на факультет иностранных языков в ГГУ имени Ф. Скорины. Да и это неудивительно: когда каждый день занимаешься английским (а в гимназии уклон именно на языки), трудно думать о каком-то другом предмете. Во время учёбы на четвёртом курсе выпускница уже начала подрабатывать в родном учреждении, а после стала полноправным членом педагогического коллектива. 

Несмотря на многочисленную практику, в первый год, конечно же, пришлось непросто.  

– В теории – одно,  но на деле многое оказывается иначе. Правда, со временем учишься справляться со всеми сложностями. Если показываешь, что ты авторитет в классе, то вопрос о трудных детях не встаёт, – считает педагог. – Да и с бумажной работой можно разобраться. Не буду говорить за всех специалистов, но для учителей английского языка сегодня готово многое: программы, поурочное планирование  – всё это можно распечатать или купить в книжном магазине. А вот добавить в учебный процесс какую-то изюминку – это уже настоящая задача.

В нынешнем году у Марии Александровны ученики начальной школы. И к малышам, безусловно, нужен особый подход. 

– Я очень боюсь отпугнуть их от предмета, поэтому, наверное, считаюсь добрым учителем, – улыбается педагог. – Иногда могу пожурить, поругать, не без этого, но в основном стараюсь поощрять. Особенно если ребёнок старается. Пусть у него не всё получается, но ведь у кого выходит с первого раза? 

Как говорится, учитель – не профессия, это образ жизни. Наставник не просто даёт знания по какому-то предмету, он воспитывает, развивает в ребёнке лучшие человеческие качества, причём часто именно во внеурочное время. 

–  Мне кажется, нельзя выйти за дверь школы и перестать быть учителем, – делится мнением Мария Томко. – Сегодня время технологий, появились социальные сети. Дети могут написать мне в том же «вайбере», и я стараюсь всегда быть с ними на связи. Правда, что касается мобильных телефонов, мы условились, что ребята приходят в кабинет без них. 

Чтобы быть хорошим педагогом, нужно обладать многими качествами. Ответственность, организованность – всё это пригодится на любой работе. Что действительно важно, так это умение слушать. 

– Если педагог умеет слушать и слышать своих детей, он узнает каждого ученика, даст ему возможность развиваться, раскрывать таланты, сумеет зародить тот самый огонёк познания, – уверена Мария Александровна. – Кроме того, думаю, настоящий учитель должен сам постоянно совершенствоваться. Знаете, очень легко прийти на урок и дать что-то по готовым бумажкам. Но потом мозг начинает лениться, и ты просто теряешь себя. Так что  необходимо постоянно над собой работать.

В 2017 году Мария ТОМКО присоединилась к команде педагогов-единомышленников гимназии № 10, став коллегой своих наставников

Сказка об украденном времени – это как раз про учителей. Кажется, у педагогов нет и минутки, чтобы спокойно поваляться на диване: то тетрадки нужно проверить, то к завтрашнему уроку подготовиться. Иначе и не выходит:  процесс формирования личности – он такой, круглосуточный. 

– Справляюсь по-разному, – смеётся девушка. – Бывает, распечатаю карточки, одну – маме, другую – папе. Сидим, раскрашиваем и говорим о чём-нибудь. Сами понимаете, детям, конечно же, приятнее смотреть на цветную иллюстрацию, нежели на чёрно-белую.  

А вообще педагога пока стараются сильно не нагружать. И всё по очень важной причине: Мария Александровна только-только вышла из декретного отпуска. Так что после уроков молодая мама возвращается к главному ребёнку в своей жизни – годовалому малышу. И вот тут-то начинается настоящая работа!

– Скажу вам совершенно искренне: я ни разу не пожалела, что стала учителем. Наоборот, очень рада сделанному выбору, – признаётся Мария Томко. – На этом пути я вижу для себя очень много возможностей и надеюсь, всё то, что я вложу в детей, они обязательно смогут применить на практике.