Подфартило мне так подфартило. Довелось съездить со школьной экскурсией в один из древних наших городов. Группа смешанная, классы — от 6–го до 9–го, в учителях путаются. И мне ничто не мешало занять позицию тайного посетителя (её часто используют проверяющие для объективной оценки работы). Точнее, тайного родителя. Взглянуть на школьников среднего возраста из гущи событий — это вам не фунт изюма, а настоящий культурный шок.

— Пусть он перестанет говорить! У меня от него голова болит!
— Как так? Это его работа! — возмутилась учительница. — Не хочешь слушать — надевай наушники.
— У меня их нет! — глазом не моргнула девочка, которая, как оказалось, на уроках в них преспокойно сидит. Конечно, и теперь наушники были в кармане, но ведь надо было принципиально топнуть ножкой: «А я хочу!» Интересно только, с кого пример берет?
Стоит ли говорить, что и у исторических объектов экскурсоводов слушали все те же 10 человек, а остальные носились, визжали и далеко разбредались по территории. Что в музее юная поросль смартфонами фотографировала что попало, не дожидаясь объяснений гида. И вообще, похоже, только и думала, как бы устремиться в буфет, за новым запасом чипсов и газировки. Прямо любопытство берет: о чем вечером они рассказывали родителям, о каких таких впечатлениях? Апофеозом лично для меня стала шестиклассница, сидящая через проход. Всю дорогу туда–обратно она тихо портила себе зрение, играя на телефоне, а вот на подъезде к Минску в нее вселился зверь. Девочка вдруг схватилась двумя руками за переднее сиденье и начала с остервенением его трясти, как грушу. Одноклассницы даже подпрыгнули и в ужасе повернулись…
«Ну что ты хочешь, гиперактивные дети, первый день каникул, отрываются», — пожала плечами подруга в ответ на мой рассказ. Я и сама понимаю, что глупо всплескивать руками, ахая: что за поколение растет! Это данность. И педагоги ее принимают. По крайней мере, на своих учеников, невесть зачем поехавших на экскурсию, они ни разу по–настоящему не повысили голос — действовали увещеваниями, уговорами, шутками–прибаутками. Одна потом призналась: «Воспитание, культура у некоторых такие, что школа очень мало может что изменить». Тем более без поддержки семьи, уверенной: их дитятко — сущий ангел, недооцененный талант, все на него наговаривают. Эх, вменить бы каждому из нас обязанность хоть раз да поработать «тайным родителем». Вмиг бы рассеялись кое–какие иллюзии. И насчет того, почему дети нынче порой такие хилые, и почему в школе не тянут, и какие они там, за домашним порогом.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки на первоисточник.




































